Публикации ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Автор: Потапов Михаил Владимирович

М.В. Потапов,учитель английского языка МБОУ «СОШ с. Волотово Чернянского района Белгородской области»ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Аннотация. В статье рассматриваются причины трудностей овладения навыками иноязычного чтения. Предлагаются некоторые пути преодоления этих трудностей.Ключевые слова: обучение, чтение, навыки, правила чтения, техника чтения, этапы работы с текстом.M.V. Potapov, ELT, Volotovo school INCREASE OF INTEREST OF SCHOOL STUDENTS IN MASTERING SKILLS OF READING IN THE FOREIGN LANGUAGE AT ELEMENTARY SCHOOLAbstract. In article the reasons of difficulties of mastering skills of foreign-language reading are considered. Some ways of overcoming of these difficulties are offered.Keywords: training, reading, skills, rules of reading, technology of reading, stages of work with the text. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению развивает интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся. [2, с. 34] В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками. Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения. Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. Практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения, давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу, учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников: чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления. В учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения. Можно предложить дополнительные упражнения, которые помогут младшим школьникам повторить изученные правила чтения, будут способствовать развитию мышления. 1. Odd one out (Убери лишнее слово):a) Pet, red, pen, Pete, hen.b) And, take, Ann, bad, fat. 2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave. 3. Choose and write type of reading: I, II, III, IV. (Выбери и запиши тип чтения гласных букв):skate- skip- park- her- pen- - hare - 4. Flashing a card. (Промелькнувшая карточка). В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов. Трудности связаны и с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Важно скорее подвести к этапу целостного восприятия блоков слов, иначе пословное чтение будет тормозить понимание содержания. Этому способствует чтение по синтагмам, расширяющее "поле чтения", т.е. единицу восприятия. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны. Еще одна проблема - ученики плохо знают звуки. Им трудно читать по транскрипции. К тому же в английском языке так много исключений, что, порой, даже старшеклассникам трудно обойтись без хорошего словаря. Как же сделать обучение не только интересным, но и эффективным? Каждый звук вводится в стихотворной форме. Например, показывается детям картинка с изображением змеи и звук [∫]. Далее рассказывается стихотворение:[∫] – изогнулись в ростик голова и хвостикОна в кроватке не лежит,А извивается, шипит. «Кто это? - Правильно, змея, а змея у нас шипит, это звук [∫].Так, постепенно, шаг за шагом в непринужденной игровой форме они осваивают сложную систему английских звуков и прочно запоминают их. Теперь рассмотрим некоторые методы и приёмы по формированию умения осмысленного чтения. Предлагается два уровня обучения чтению. Сначала дети учатся читать слова и короткие предложения во время их презентации. Слушают аудиозапись, следят по книге, читают про себя и вслух. На втором уровне предлагаются короткие тексты, на основе которых дети отвечают на вопросы на общее понимание текста  и находят запрашиваемую информацию. [1, с. 5] Чтобы дети лучше запоминали образы слов, эффективно использовать упражнение «Alphabet cards».  Цель этой игры, проходящей в виде соревнования, – учить составлять слова. Оно позволяет вовлечь в активную учебную деятельность весь класс. Разделим класс на пары. Раздаем конверты с буквами. Просим детей составить как можно больше слов на определённую тему, например, «Игрушки» ограничив время (5минут). Затем просим каждую пару назвать слова по буквам по очереди. Если другие пары имеют такие же слова, то они переворачивают карточки с буквами, для того чтобы не прочитать это слово ещё раз. В конце подсчитываем сколько слов было коллективно собрано. Напоминаем детям слова, которые они забыли по этой теме. Второй уровень обучения чтению - чтение текста. На первой ступени обучения работы с текстом необходимо чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение  «Share dreading». Цель этого упражнения - учить читать  вслух текст, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл. Обсуждаем тему, просим детей догадаться, о чём текст, вводим необходимую незнакомую лексику. Учитель читает  вслух текст, дети следят внимательно за каждым словом в тексте. Задается несколько вопросов направленных на понимание текста. Просим детей высказать свое мнение о прочитанном тексте. Нежелательно просить ребенка читать текст остальным в классе, так как другие дети могут потерять интерес к чтению или просто не понять и не услышать чтение одноклассника. Лучше организовать чтение вслух, как парную работу или попросить отдельных детей читать текст в тот момент, когда остальные заняты другими заданиями. Постепенно обучение детей чтению в начальной школе должно становиться разнообразным. Детям необходимо знакомиться с разными видами текстов: стихи, считалочки, рассказы, сказки и т.д.[3, с. 18] Стратегия работы с тексом состоит из трех этапов:1. Предтекстовый этап.2. Чтение текста.3. Послетекстовый этап. Предтекстовый этап1. Разделить класс на пары.2. Ввести детей в тему и раздать утверждения. The blue whale is the largest animal in the world.A baby wale is five metres long when it is born.An adult blue whale can weigh more than 100 tones.The blue whale can stay under water for an hour.The blue whale has sharp teeth.The blue whale eats big fish. 3. Дети в парах решают, какие из утверждений верные, а какие нет. Затем высказывают своё мнение: We think number one is false because the elephant is the largest animal in the world. Правильные ответы пока не сообщаются. Текстовый этап (чтение текста)4. После дискуссии об утверждениях, дети читают текст и выясняют, на сколько вопросов они ответили правильно.The blue whale is the largest mammal in the world. When it is born, a baby whale is about seven metres long and weighs nearly two tons. For about six months it feeds on its mother’s milk. By the time it is fully grown, the blue whale can be thirty metres long and weigh 130 tons.It can stay under water for about an hour before it comes to the surface to breathe.The blue whale has no teeth and is harmless to other fish. It eats very small sea creatures. In spring and summer it eats four tons of food a day. Послетекстовый этап5. В конце, дети проверяют ответы (1T, , 3T, 4T, , ) и сообщают, какие факты из текста о синем ките их удивили. Данное упражнение стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует развитию межпредметных связей. Таким образом, на любом из этапов обучения чтение должно быть интересно и понятно для ребёнка, а также преследовать цель, направленную на формирование основных умений чтения: декодировать письменный язык, выделять общий смысл текста, находить запрашиваемую информацию, делать выводы о скрытом контексте текста и понимать намерения автора.  Список литературы:1. Минаев Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста?// Иностранные языки в школе. 2002.- №6.- 5-8с.2. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе./А.А. Миролюбов.- М.: Просвещени. 2006. -25с.3. Щепилова А.В. Работа с текстом при обучении французскому языку.// Иностранные языки в школе. 2000.- №2.- 17-21с.