Публикации Игры на моторику руки.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры на моторику руки.
Автор: Козлова Марина Васильевна

Игры на мелкую моторику руки.Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:Подготовка кисти руки к письму;Развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;Развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;Развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего; Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику; Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; Игры с баночками и коробочками.1)Подбери крышку. Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.2)Баночки и палочки. В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.3)Сундучок с сокровищами. В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое. 4)Яичный контейнер. Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы. Макароны, горох, фасоль, разные семечки.1)«Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.Усложненный вариант: попросите ребенка братьгорошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.2)Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.3)«Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку. 4)«Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках. Игры с бусами.1)«Бусы для любимой бабушки» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.2)«Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисованасмешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай по кормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.3) «Найди приз»Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики. Игры с бусинками.Оборудование: бусинки, ниточки1)«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.2)Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.3)Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.4)Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток. Игры с пуговицами. Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок1)«Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.2)«Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.Цель: Игра развивает внимание, восприятие.Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью.3) «Башенки»Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию. Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.4)Игра «Пуговица».Цель: развитие памяти, пространственного восприятие мышления. Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Игры с карандашом.Оборудование: карандаш1)Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.2)Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу. Работа с резинкойОборудование: резинка, коробка1) Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).2) «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях». Игры с прищепками.Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.Цель: 1.Развитие мелкой моторики.1)Формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);2)Развитие чувства ритма;3)Развитие конструктивного мышления;4)Формирование положительного настроя на работу. Волшебный мешочек.Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,память, свою способность узнавать предметы на ощупь.Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной. Игры со шнурками.1)Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  • 2)«Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.3)Различные шнуровки.4)Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок». Игры со счётными палочками.Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
  • Выкладывание геометрических фигур.
  • Составление узоров.
  • Выкладывание предметов.
  • Игры с шариками.Оборудование: разнообразные шарики1)Попасть шариком в цель (в игрушку).2)Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.3)Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.4)«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони. Работа с мозаикойОборудование: мозаика различных видов, образцывыкладываемых фигур.Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.Игры по развитию тактильной памяти.Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.Материал: карточки с разной на ощупь поверхностьюМехНаждачная бумагаБайка (фланель)Капли воскаВерёвка зигзагамиЦелые палочкиПоломанные палочкиБархатВельветФольгаЦеллофан1 .«Что на что похоже?»Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.2.«Кто какой на ощупь?»Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.3.«Улетай, горе»Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.