Публикации
Умение педагога руководить собой в общении с детьми как одно из условий формирования нравственности у дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Умение педагога руководить собой в общении с детьми как одно из условий формирования нравственности у дошкольников
Автор: Микова Татьяна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Умение педагога руководить собой в общении с детьми как одно из условий формирования нравственности у дошкольников
Автор: Микова Татьяна Александровна
Умение педагога руководить собой в общении с детьми как одно из условий формирования нравственности у дошкольников Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе социализации, в общении с другими людьми. Формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни и начало - в детстве. То, как будет взаимодействовать ребенок, юноша, взрослый человек с другими людьми зависит от того, как он наставлен, каким нормам поведения научен, от того как он воспринимает себя самого. У педагогов дошкольных образовательных учреждений есть прекрасная возможность, и, в тоже время, огромная ответственность направлять воспитанников по истинному пути, закладывать основы для формирования коммуникативных навыков. В то время как многие родители, к сожалению, педагогически не компетентны, педагоги могут оказать положительное влияние на личность ребенка. Но для этого, безусловно, сами педагоги, должны быть нравственно устойчивыми личностями, ведь их пример поведения и общения оказывает сильное влияние на воспитанников. Основной целью работы педагогов по нравственному воспитанию дошкольников является создание педагогических условий для развития у детей положительных навыков общения. Для достижения этой цели педагогам надо решить следующие задачи: - развивать свои коммуникативные умения и навыки в общении с детьми, родителями, другими педагогами; - способствовать развитию у детей способности принимать себя и других; - учить детей управлению своими эмоциями; - помогать детям в приобретении необходимых навыков общения с окружающими людьми. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними и понимает их, зависит успех воспитательного процесса и под влиянием общения формируется личность ребенка и его отношение к миру. Что же такое педагогическое общение? Педагогическое общение - это общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности. Каждый педагог все делает индивидуально, по-разному, отсюда возникают стили общения. Стиль педагогического общения зависит от личностных характеристик педагога – темперамента, характера, привычек, мировоззрения и др. «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» - совершенно справедливо отметил Д. Писарев. Именно отношение педагога к людям и детям, в частности, создает атмосферу общения, и бывает она различной – от освобождающей до угнетающей. При правильной расстановке акцентов обнаруживается, что педагогу необходимо постоянно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, корректировать свой характер – это нормально и просто необходимо. Ведь не дети для педагога, а педагог – для детей. «Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, самих себя» - это слова А. Острогорского. Педагогам очень полезно читать книги по воспитанию, в которых авторы делятся своим личным опытом, анализируют свои ошибки, и затем применяют это в своей практике. В одной из таких книг «Дети - с небес» автор Джон Грей противопоставляет два различных подхода в воспитании – традиционный (или как он выражается «В прошлом») и позитивное воспитание. Позитивное воспитание, основано на любви, а не на страхе. В большинстве своем родители и воспитатели традиционно контролируют детей при помощи давления, страха и чувства вины. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям послушание. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству. Чтобы добиться сотрудничества, нет нужды ломать его волю. Вместо того чтобы развивать в детях послушание, позитивное воспитание стремится развить в них сострадательность. Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, — это слово «давай». Если педагог говорит «давай сделаем» - это значит, что он настроен на взаимодействие с ребенком, показывая ему пример. Педагог и ребенок – партнеры. Нужно ли педагогу учиться руководить собой? Хочется сказать, что не всегда доброе расположение к детям само собой присутствует в душе. Порой педагогу надо утром себя настраивать, убеждать и давать установку – относись к детям с любовью, им нужны любовь и расположение. Со временем это входит в привычку, в хорошую привычку – педагог меняется. Это способствует продуктивному общению. Еще одна книга известного педагога Шалвы Амонашвили «Улыбка моя, где ты?» уже несколько десятков лет помогает творческим и активным педагогам. Автор призывает их жить, даря улыбку окружающим, обращает внимание, на что способна улыбка: — поднимает настроение, закрепляет устремленность к благу, облагораживает того, кто улыбается, и тому, кому улыбается; — усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности; — помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви; — зовет и ведет людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность; — гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми; — облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию; — гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть; — делает жизнь людей красивой, радостной. Конечно, не все люди улыбчивые от природы, но педагогу необходимо научиться быть приветливым и улыбчивым – это возможно, это нужно, это хорошая привычка, которая преобразует характер, облегчает общение! Сейчас речь идет не о лицемерной улыбке, как о маске на лице, но о внутреннем настроении, которое проявляется в улыбке. Необходимо учиться этому, людям нравится, когда им улыбаются. Поистине замечательные слова принадлежат Ш.А. Амоношвили: «Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь»! В заключение хочется отметить, что педагог, развивая в себе хорошие привычки, станет положительным образцом для подражания. Детям нужен положительный образ, их нужно учить добру, именно учить, и именно добру. Если у ребенка не развит навык делать добро, то становясь старше, он станет вести себя плохо, потому что быть хорошим ему будет стыдно. Таким образом, умение педагога руководить собой в общении с дошкольниками, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных навыков и способствует их нравственному воспитанию. Список литературыБабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 268 с. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М., Педагогика, 2010. – 168 с. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.