Публикации Умение педагога руководить собой в общении с детьми как одно из условий формирования нравственности у дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Умение педагога руководить собой в общении с детьми как одно из условий формирования нравственности у дошкольников
Автор: Микова Татьяна Александровна

Умение педагога руководить собой в общении с детьми как одно из условий формирования нравственности у дошкольников   Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе социализации, в общении с другими людьми. Формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни и  начало - в детстве. То, как будет взаимодействовать ребенок, юноша, взрослый человек с другими людьми  зависит от того, как он наставлен, каким нормам поведения научен, от того как он воспринимает себя самого. У педагогов дошкольных образовательных учреждений есть прекрасная возможность, и, в тоже время, огромная  ответственность направлять воспитанников  по истинному пути, закладывать основы для формирования коммуникативных навыков. В то время как  многие родители, к сожалению, педагогически не компетентны, педагоги могут оказать положительное влияние на личность ребенка. Но для этого, безусловно, сами педагоги, должны быть нравственно устойчивыми личностями, ведь их пример поведения и общения оказывает сильное влияние на воспитанников.  Основной целью  работы педагогов по нравственному воспитанию дошкольников является создание педагогических условий для развития у детей положительных навыков общения.  Для достижения этой цели педагогам надо  решить следующие задачи:  - развивать свои коммуникативные умения и навыки в общении с детьми, родителями, другими педагогами;  - способствовать  развитию у детей  способности принимать себя и других;  - учить  детей управлению  своими эмоциями;  - помогать детям  в приобретении необходимых навыков общения с окружающими людьми.  От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними и понимает их, зависит успех воспитательного процесса и под влиянием общения формируется личность ребенка и его отношение к миру.  Что же такое педагогическое общение?  Педагогическое общение - это общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей  профессионально-педагогической деятельности.  Каждый педагог все делает индивидуально, по-разному, отсюда возникают стили общения. Стиль педагогического общения зависит от личностных характеристик педагога – темперамента, характера, привычек, мировоззрения и др. «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» - совершенно справедливо отметил Д. Писарев. Именно отношение педагога к людям и детям, в частности, создает атмосферу общения, и бывает она различной – от освобождающей до угнетающей.  При правильной расстановке акцентов обнаруживается, что педагогу необходимо постоянно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, корректировать свой характер – это нормально и просто необходимо. Ведь не дети для педагога, а педагог – для детей. «Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, самих себя» - это слова А. Острогорского.  Педагогам очень полезно читать книги по воспитанию, в которых авторы делятся своим личным опытом, анализируют свои ошибки,  и затем применяют  это в своей практике. В одной из таких книг «Дети - с небес» автор Джон Грей  противопоставляет два различных подхода в воспитании – традиционный (или как он выражается «В прошлом») и позитивное воспитание. Позитивное  воспитание, основано на любви, а не на страхе. В большинстве  своем родители и воспитатели традиционно контролируют детей при помощи давления, страха и чувства вины. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям послушание. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству. Чтобы добиться сотрудничества, нет нужды ломать его волю. Вместо того чтобы развивать в детях послушание,  позитивное воспитание стремится развить в них сострадательность.        Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, — это слово «давай».  Если педагог говорит «давай сделаем» -  это значит, что он настроен на взаимодействие с ребенком, показывая ему пример. Педагог и ребенок – партнеры.  Нужно ли   педагогу учиться руководить собой?  Хочется  сказать, что не всегда доброе  расположение к детям само собой присутствует в душе. Порой педагогу надо утром себя настраивать, убеждать и давать установку – относись к детям с любовью, им нужны любовь и расположение. Со временем это входит в привычку, в хорошую привычку – педагог  меняется. Это способствует продуктивному  общению.  Еще одна книга известного педагога Шалвы Амонашвили «Улыбка моя, где ты?» уже несколько десятков лет помогает творческим и активным педагогам. Автор призывает их жить, даря улыбку окружающим, обращает внимание, на что способна улыбка:  — поднимает настроение, закрепляет устремленность к благу, облагораживает того, кто улыбается, и тому, кому улыбается;  — усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности;  — помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви;  — зовет и ведет людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность;    — гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми;  — облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию;  — гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;  — делает жизнь людей красивой, радостной.  Конечно, не все люди улыбчивые от природы, но педагогу необходимо научиться быть приветливым и улыбчивым – это возможно, это нужно, это хорошая привычка, которая преобразует характер, облегчает общение! Сейчас речь идет не о лицемерной улыбке, как о маске на лице, но о внутреннем настроении, которое  проявляется в улыбке. Необходимо учиться  этому, людям нравится, когда им улыбаются.   Поистине замечательные слова принадлежат Ш.А. Амоношвили: «Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь»!   В заключение  хочется отметить, что педагог, развивая в себе хорошие привычки, станет положительным образцом для подражания. Детям нужен положительный образ, их нужно учить добру, именно учить, и  именно добру.  Если у ребенка не развит навык делать добро, то становясь старше, он станет вести себя плохо, потому что быть хорошим ему будет стыдно.  Таким образом, умение педагога руководить собой в общении с дошкольниками, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных навыков и способствует их нравственному воспитанию.  Список литературы
  • Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  • Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 268 с.
  • Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М., Педагогика, 2010. – 168 с.
  • Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.