Публикации
«Этот загадочный космос»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Этот загадочный космос»
Автор: Языкова Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Этот загадочный космос»
Автор: Языкова Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»Проект:«Этот загадочный космос»Авторы: воспитатель высшей квалификационной категории Панченко Валентина Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории Языкова Ирина Анатольевна.Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №8, старшей группы №3,специалисты МБДОУ, родители.Вид проекта: информационно-творческий.База проекта: МБДОУ д/с № 32.Срок реализации: с 01.04.2018г. по 12.04.2018г.г. Таганрог 2018 г.Актуальность: «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».К.Циолковский С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Проблема:Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. ГипотезаЧем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.Задачи: Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях). Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине; 5.Воспитывать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса. 6. Привлекать родителей к совместной деятельности.Предполагаемый результат: реализация проекта позволит сформировать у детей точные представления об отечественной космонавтики. Дети узнают об учённых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребёнка, желание быть смелым, сильным и выносливым. Этапы реализации проекта. I этап. Подготовительный. (Информационно – накопительный)1.Формулирование целей и задач проекта.2. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов,книжек-раскрасок, сказок, стихов, загадок о космосе, ракете, звёздах. Подбор музыки и песен. 4. Информация родителей о предстоящей деятельности. II этап. Основной. (Организационно – практический).1. Проведение недели космоса в группе. 2. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.3. Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей)4. Работа с родителями по заданной теме.Содержание проекта.1) Социально коммуникативное развитие.Сюжетно-ролевые игры: " Космонавты".Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».«Полёт в космос».Цель: способствовать развитию умения выстраивать воображаемую ситуацию, действовать в соответствии с ней, объединять сюжеты различных игр. Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.«Больница для космонавтов».Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.«Космическое путешествие».Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.2) Познавательное развитие1.Рассказ по теме: «Полёт в космос».Цель: расширить представление детей о космосе; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. Подвести к пониманию того, что освоение космоса - ключ к решению многих проблем на Земле. Воспитывать гордость за нашу страну. 2.Рассказ воспитателя: «Первый космонавт Ю.А.Гагарин».Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина.Воспитывать патриотизм.Беседы с использованием презентаций.1. Беседа «Что такое космос?». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.2. Беседа: «Голубая планета - Земля».Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.3. Беседа «Луна - спутник Земли».Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.4. Беседа «Солнечная система».Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит. 6.Беседа «Животные в космосе» Цель: расширить знания детей об участии животных в исследовании космоса.7.Беседы на тему: «Каким должен быть космонавт».8.Беседа-общение: «Герои космоса».9.Беседа-рассуждение: «Что я могу увидеть в космосе». Просмотр мультфильмов:1.«Тайна третей планеты»2.«Полет на Луну».- СССР: Союзмультфильм, 1953.3)Речевое развитиеЧтение: Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. В школу.Цель: познакомить с биографией Ю.Гагарина, учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.Чтение художественной литературы: - Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. Чтение стихов о космосе, загадки о космосе.Дидактические игры: - «Восстанови порядок в солнечной системе»- «Найди лишнее» - «Подбери созвездие».- «Найди недостающую ракету»- «Добавь словечко»-«Куда летят ракеты»Дидактические игры:«Восстанови порядок в солнечной системе» Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз Меркурий, Два … Венера, Три … Земля, Четыре … Марс. Пять … Юпитер, Шесть … Сатурн, Семь … Уран, За ним … Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон.«Найди лишнее» На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. «Подбери созвездие».Соединить линиями созвездие с нужной картинкой4) Художественно-эстетическое развитие.1. РисованиеТема: «Полёт в космос». Цель: совершенствовать умение детей передавать в рисунке свои представления о космосе и космонавтах. Продолжать учить рисовать основные части простым карандашом. Аккуратно закрашивать цветными карандашами рисунок.2. Аппликация.Тема: «Полет на Луну».Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.3. ЛепкаТема: «Космонавт в скафандре».Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем промазывания одной части к другой.4. КонструированиеТема: « Ракета».Цель: Развивать умение склеивать конусообразную форму, дополнять необходимыми деталями. Развивать умение аккуратно пользоваться клеем. Анализировать свою работу и работу своих товарищей. 5)Физическое развитие.Подвижные игры: - «Ждут нас быстрые ракеты». - «Космическая эстафета». - «Ракетодром».Пальчиковые игры:«Мы по глобусу шагаем…», «Смотрим в небо…»6) Музыкальное развитие..Песни: «Юрий Гагарин» Муз. Вихаревой С.В., «Полетим на другую планету» Муз. З.Роот;Танцы: «Танец звезд и Луны» - муз. из сюиты Вивальди; «Танец «Всем нам хорошо»»-Грамзапись. Музыкальная игра: «Полетим в ракете», «На космодром».Музыка для слушания: Пахмутовой А., ВИА «Спейс», песня «Поехали» Ю. Гуляев. III этап. Заключительный. (Аналитический).1.Спортивный праздник «Парад планет». 2. Конкурс чтецов «Стихи о космосе». 3. Выставка работ детей по изобразительной деятельности.Литература:1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Москва, «Мозаика- синтез» 2014г. 2. «Космос». Детская энциклопедия. Москва 2000г. 3. А.Леонов «Я вижу космос» Москва, 1985 г. 4. Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах» Москва, 1981 г. 5. В.Мороз «Расскажите детям о космосе» Москва, Мозаика- Синтез, 2008 6. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» Москва. 7. Т.А. Шарыгина, М.Ю.Парамонова «Детям о космосе и Юрии Гагарине- первом космонавте Земли». Беседы, досуги, рассказы» Москва, ТЦ «Сфера». 8. Интернет-ресурсы.Приложение:«Ждут нас быстрые ракеты».По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:- Ждут нас быстрые ракетыДля полёта на планеты.На какую захотим,На такую полетим!Но в игре один секрет:Опоздавшим места нет!После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.«Космонавты».Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, - Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.Игра повторяется несколько раз по желанию детей.«Ракетодром».Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:Ждут нас быстрые ракетыДля полётов по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет –Опоздавшим места нет! Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.«Невесомость».Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.«Солнышко и дождик».Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.«Солнце – чемпион».Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:На Луне жил звездочет.Он планетам вел учет:Раз – Меркурий,Два – Венера,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,Восьмой – Нептун.Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.Дидактические игры. 1.«Добавь словечко»Главным правилом у насВыполнять любой (приказ).Космонавтом хочешь стать?Должен много-много (знать).Любой космический маршрутОткрыт для тех, кто любит (труд).Только дружных звездолётМожет взять с собой (в полёт).Скучных, хмурых и сердитыхНе возьмём мы на (орбиту).Чистый небосвод прекрасен,Про него есть много басен.Вам соврать мне не дадут,Будто звери там живут.Есть в России хищный зверь,Глянь – на небе он теперь!Ясной ночью светится –Большая …(Медведица).А медведица – с ребенком,Добрым, славным медвежонком.Рядом с мамой светитсяМалая … (Медведица).Планета с багровым отливом.В раскрасе военном, хвастливом.Словно розовый атлас,Светится планета … (Марс).Чтобы глаз вооружитьИ со звездами дружить,Млечный путь увидеть чтоб,Нужен мощный… (телескоп).До луны не может птицаДолететь и прилуниться,Но зато умеет этоДелать быстрая… (ракета).У ракеты есть водитель,Невесомости любитель.По-английски астронавт,А по-русски… (космонавт).«Найди недостающую ракету»2.«Восстанови порядок в солнечной системе» Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз Меркурий, Два … Венера, Три … Земля, Четыре … Марс. Пять … Юпитер, Шесть … Сатурн, Семь … Уран, За ним … Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон.3.«Найди лишнее» На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. «Подбери созвездие».Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.4.«Куда летят ракеты».Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.