Публикации Приёмы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках в начальной школе. Из опыта работы.
Автор: Латыпова Фардана Саитбаталовна

Приёмы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках в начальной школе. Из опыта работы.Учителю начальных классов необходимо знать особенности создания проблемной ситуации на уроке. Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: 1.Более качественное усвоение знаний2. Развитие интеллекта, творческих способностей3.Воспитание активной личности.Что такое проблемная ситуацияПроблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Ученик осознаёт, что не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные  нагрузки.Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение и делится на 2 типа: с удивлением и с затруднением. Приемы создания проблемной ситуации с удивлением: 1. Самый простой. Учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения. 2. Учитель сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием 3.Приемы- Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием на ошибку. - Сообщает научный факт (сообщение, эксперимент или наглядность) Урок математики, 2 класс.Тема: порядок действий в выражении со скобками.Детям предлагается выражение: 10-5+2. Ученики выполняют вычисления двумя способами:I способ: из числа 10 вычитают 5, к полученной разности прибавляют 2.II способ: к числу 5 прибавляют 2, из 10 вычитают полученную сумму.Детям задаются следующие вопросы:- Что замечаете? (Выражения одинаковые, а их значения разные).- Почему получились разные значения?- Какое действие выполняли первым? (Дети устанавливают, что разные значения получились из-за порядка действий)- Какова тема и цель урока?Урок русского языка, 2 классТема: Сложные слова.Учащимся предлагается выделить корень в слове «самолет». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к выводу, что в данном слове два корня.Приемы создания проблемной ситуации с затруднением1. Учитель дает задание, невыполнимое вообще. 2. Практическое задание, не сходное с предыдущим 3. Приемы- Дать практическое задание, сходное с предыдущим - Учитель доказывает, что задание невыполнимо. Смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим. Урок математики, 2 класс.Тема: конкретный смысл умножения.Детям предлагается решить задачу: « В блокноте 9 страниц. Сколько страниц в 4-х таких блокнотах? Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 9+9+9+9=36. Далее детям предлагается ответить на вопрос: сколько страниц в 25 таких блокнотах? Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Учитель задает вопрос: - Значит, что мы должны сегодня открыть? (Короткий способ записи) Урок русского языка, 4 класс.Тема: неопределенная форма глагола.На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.Детей прошу определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, т задание не выполнимо. Сокращенные:- побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Урок русского языка, 1 класс.Тема: слова, которые обозначают действия предметов.На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие. Мотивирующие. Использую следующие приемы: - сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы. - демонстрация непонятных явлений с использованием наглядности и эксперимента. - сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся. Урок математики, 3 класс.Тема: решение уравнений с проверкой.Детям предлагается за очень короткий промежуток времени найти правильно решенные уравнения: х-5= 12 х-5=12 х-5=12х= 12-5 х=12+5 х=12+5х= 7 х-17 х=18Ученики не могут за такое короткое время дать правильный ответ. Они формулируют тему урока. Далее решают проблему, высказывая различные гипотезы:- можно проверить, определив какой компонент неизвестен и как его найти; - способом подстановки подобрать нужное число вместо х; - проверить правильность вычислений. Далее составляют алгоритм проверки уравнения. И в заключении хочу сказать, что главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.