Публикации «Мир профессий»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Мир профессий»
Автор: Лютикова Ольга Васильевна

Образовательный проектдля детей старшего дошкольного возраста«МИР ПРОФЕССИЙ»Воспитатель МДОУ «Ц.р.р – д/с № 31» г. МагнитогорскаЛютикова Ольга ВасильевнаВхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в раннем дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Поэтому в детском саду необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.Чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу в МДОУ «Ц.р.р – д/с № 31» города Магнитогорска был разработан и реализован образовательный проект «Мир профессий».Вид проекта: долгосрочный, информационный, игровой.Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, сотрудники дошкольного учреждения, родители.Срок реализации проекта: 8 месяцев (учебный год).Цель: знакомство детей с разнообразием профессий родителей, привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.Задачи:1.Расширять знания детей о профессиях (продавец, электрик, музыкант, писатель, парикмахер, кондитер, доктор, швея, пожарный).2.Формировать представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов.3.Создавать условия для представлений о трудовых действиях, оборудовании, инструментах.4.Развивать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей.5.Развивать художественное восприятие, эстетический вкус.6.Знакомить с литературными произведениями, связанные с темой проекта.7.Привлечь родителей к педагогическому проекту через организацию бесед с ребенком о своей профессии в домашней обстановке и подготовке выступления ребенка перед группой сверстников.Объект исследования:Профессии: продавец, электрик, музыкант, писатель, парикмахер, кондитер, доктор, швея, пожарный.Гипотеза исследования: Все профессии очень интересны, и каждая из них вызывает уважение. Если дети получают представления о профессиях родителей, самых близких и дорогих им людей, то они научатся уважать любой труд, любую профессию и бережно относиться к тому, что сделано руками человека.Формы и методы работы с дошкольниками:
  • Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
  • Игры, праздники и развлечения;
  • Самостоятельная художественно-творческая деятельность.
  • Рассказы сотрудников дошкольного учреждения и родителей;
  • Алгоритм ознакомления с профессией.
  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Фирменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.
  • Ожидаемый результат:Для детей:
  • Расширятся знания детей о профессиях, понимание детьми значения слова «профессия».
  • Сформируются представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда
  • Закрепиться уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
  • Дети научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр. Для родителей: успешное взаимодействие со своими детьми. Повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей.
  • Для педагогов:
  • создание предметно-развивающей среды по теме проекта. Совместная работа с родителями по расширению знаний детей о профессиях.
  • Для родителей:
  • Успешное взаимодействие со своими детьми.
  • Поэтапный план реализации проекта1этап: ПодготовительныйРазвивающая среда:
  • Пополнить уголок «Магазин» атрибутами: витрина, овощи, фрукты, деньги (элементы лего-конструктора);
  • Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусник, фонендоскоп;
  • Сшить спецодежду для врача, продавца, парикмахера;
  • Пополнить книжный уголок книгами: Б.Заходер «Все работы хороши»;
  • В.Маяковский «Кем быть?», книжками-малышками, сделанные родителями;
  • Внести в группу картины: «Врач», «Парикмахер», «Кондитер».
  • Совместная деятельность:
  • Подготовить беседу о профессиях;
  • Сделать дидактические и настольные игры «Профессии», «Что лишнее?»;
  • Распечатать раскраски «Профессии»;
  • Взаимодействие с родителями:
  • Подготовить рассказ родителей о своей профессии для рассказывания детьми в группе;
  • Отгадывание загадок о профессиях вместе с детьми;
  • Чтение художественной литературы по теме своим детям;
  • Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
  • 2 этап: Реализация проекта
  • Беседа о профессиях продавца, врача, музыканта и т.д.;
  • Беседа о профессиях родителей;
  • Отгадывание загадок о профессиях;
  • Участие родителей на занятиях по ознакомлению с профессиями;
  • Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»;
  • Пословицы и поговорки о профессиях.
  • 3 этап: Результаты проекта
  • Создание уголков и макетов по теме «Профессии»
  • Фотовыставка: «Профессии наших родителей»
  • Основным условием при положительном и эффективном формировании у дошкольников представлений о мире профессий является создание комплекса психолого-педагогических условий, включающих в себя следующее:
  • Профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников;
  • Создание развивающей игровой среды профессиональной направленности;
  • Организация образовательного процесса в различных видах детской деятельности;
  • Социальное партнерство с предприятиями города, инфраструкторой города;
  • Сотрудничество со школой;
  • Сотрудничество с семьями воспитанников.
  • Задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только на занятиях, но и на протяжении всего пребывания в детском саду. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.Тематический планПлан взаимодействия с семьями воспитанниковПеречень РППС в группах по ознакомлению детей с трудом взрослыхЛитература:
  • Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013 г.
  • Бурмистрова Н.Н. Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ.2013 г. № 9.
  • Професии. Демонстрационный материал. М.2013 г.
  • Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ.2012 г. № 3.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях.М.,2014 г.