Публикации
Игры с детьми раннего возраста в период их адаптации к условиям ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры с детьми раннего возраста в период их адаптации к условиям ДОУ
Автор: Старостенко Наталья Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры с детьми раннего возраста в период их адаптации к условиям ДОУ
Автор: Старостенко Наталья Васильевна
Игры с детьми раннего возрастав период их адаптации к условиям ДОУВоспитатель МДОУ «Ц.р.р. – детский сад №31»г. Магнитогорска Старостенко Наталья ВасильевнаПроблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. Адаптация – это сложный процесс приспособления индивида к новым условиям среды, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которых лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на действующие на него раздражители. Этот стереотип становится довольно устойчивым к 2-3 годам. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни меняются. Это требуют от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Длительное стрессовое состояние, испытываемое ребенком, может привести к появлению у него невротических реакций, неадекватного поведения, остановке и даже регрессу в развитии. Ребенок может переходить на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т. д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях.Поэтому, чтобы ребенок относительно быстро и безболезненно привык к дошкольному учреждению, нужно чтобы родители и сотрудники знали особенности периода адаптации, факторы, влияющие на нее и совместными усилиями помогли ему в этом. Безусловно ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю группы: учитывая органические потребности детей в период адаптации, он приучает детей к режиму и воспитанию в группе сверстников, привлекает к активному участию в режимных моментах. Задача воспитателя – это формирование эмоционального контакта, доверия с детьми. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Чтобы снизить напряжение малыша, испытывающего стресс, воспитателю необходимо переключать его внимание на деятельность, которая приносит ему удовольствие. И это, в первую очередь, игра. В адаптационный период воспитатель организует проведение цикла игровых занятий. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период – это 50% успеха в работе по адаптации детей к ДОУ.Основные задачи таких занятий:снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения Используемые нами в период адаптации игры мы условно можем разделить на следующие группы: 1. Сенсорные игры (с песком и водой); 2. Игры с тестом (пластилином); 3. Подвижные игры и хороводы;4. Игровые этюды.Игры с водой. 1. выливаем, наливаем, сравниваем: - сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку; - наполнить бутылку до половины — она будет плавать; - налить бутылку до верха -она будет тонуть; - «фонтан» из бутылки. 2. кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки): - тонет-не тонет; - вылавливаем игрушки; - «дождь» из губки.3. эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная-не прозрачная.4. лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно-тепло-горячо. Растворяется-не растворяется, тает-не тает.5. создаем воронку: дуем в воду через трубочку.Игры с тестом. Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый). 1. пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки). 3. большим пальцем надавливают в середине лепешки. 4. лепешку украшают горохом, фасолью. 5. ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» - раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «колобок, колобок, румяный бок». 6. детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли. 7. строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.Психологи и физиологи установили, что изо-деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо-творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.Подвижные игры и хороводы. Хороводные игры очень полезны для малышей, так как удовлетворяют их потребность в движении, общении и образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Взрослому эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения, способствуют формированию личности. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом, ходить за ручку, ориетироваться на пространственные условия движений.Игровые этюды. «ПОДАРКИ». В этой игре каждый ребенок выбирает себе в подарок какой-нибудь предмет, а остальные дети с помощью движений и жестов изображают его. Таким образом, они как бы исполняют желания друг друга. Проводится игра так. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они получать подарки, и, получив положительный ответ, предлагает сыграть в игру, суть которой преподносить подарки друг другу. Взрослый подзывает к себе, в центр комнаты, одного из детей, и играющие все вместе произносят такие слова. «Принесли мы всем подарки, кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой. Конь, волчок и самолет». Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели мысленно представить себе каждый предмет. Затем, обращаясь к ребенку, стоящему в центре круга, воспитатель спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут, как лошадки. Если выбирается кукла, все танцуют, как куколки, и поют песенки; если волчок- кружатся, сопровождая движения звуком «ж-ж-ж», а если самолет — изображают его полет и приземление, раздвигая руки, как крылья, и воспроизводя голосом рев мотора («р-р-р»). Естественно, подарки можно разнообразить, например, предложить на выбор бабочку, лягушку, мишку, автомобиль и другие игрушки, которые легко изображаются в движениях. «ДУДОЧКА». Воспитатель предлагает малышам потанцевать. Да, но где же взять музыкальное сопровождение? А что если попробовать изобразить какой-нибудь музыкальный инструмент, например, дудочку? Взрослый показывает, как кулачки (или какая-нибудь трубка) могут превратиться в дудочку, и поет в свою «дудочку» какую-нибудь простенькую мелодию. Дети подхватывают эту мелодию и, как могут, напевают ее в свои дудочки: «ду-ду-ду».Научившись изображать «музыку», участники игры делятся на две группы-музыкантов и плясунов. Музыканты отходят в сторону и готовят свои 2инструменты». Плясуны вместе с воспитателем выходят на середину комнаты и, напевая песенку про дудочку, выполняют следующие движения. Потом дети меняются ролями — плясуны становятся музыкантами, а музыканты-плясунами. В этой игре важно, чтобы исполнители понимали смысл своих ролей, чтобы сохранялась атмосфера раскованности и веселья. Эту игру можно проводить в день рождения ребенка, наряду с традиционным «Караваем». «ОГУРЕЧИК». Взрослый предлагает детям встать в круг, взяться за руки и идти по кругу на слова:Таким образом, разработанный комплекс игр с детьми третьего года жизни способствует, на мой взгляд, эффективной организации и «смягчению» адаптационного периода.В заключении также хотим отметить что для успешной реализации задач адаптационного периода большую роль играет предметно-развивающее пространство ДОУ. В любой группе раннего возраста необходимы оборудование и материалы для развития у детей движений, речи, конструктивной деятельности, сенсорного развития, мелкой моторики, ролевых и предметных действий, изобразительной деятельности, музыкальных способностей, театрализованной деятельности, ознакомления с природой.