Публикации Роль интерактивных игровых методов обучения и воспитания в дошкольной педагогике

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль интерактивных игровых методов обучения и воспитания в дошкольной педагогике
Автор: Одымчук Зинаида Сергеевна

Роль интерактивных игровых методовобучения и воспитания в дошкольной педагогикеЗначение игровых методов не в том, что они являются развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становятся:- способом обучения;- деятельностью для реализации творчества;- методом терапии;- первым шагом социализации ребенка в обществе.Игровые методы обучения и воспитания в дошкольной педагогике решают ряд задач: -дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);-развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);-воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);-социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных от окружающего мира впечатлений.Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.Психолого-педагогические задачи игросистемы.1.Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.2.Раскрытиетворческих возможностей учащихся.3.Воспитаниеколлективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем4.Взаимообучение.Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.5.Воспитание чувства сопереживания друг другу.6.Формирование практических навыков.Критерии игр.1.Иградолжна быть рассчитана на один урок.2.Игра не должна быть сложной для понимания их правил.3.Игра не должна морально устаревать.4.Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.5.Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.Требования к проведению игр.1.Соответствие темы игры теме и цели урока2.Четкость и определенность цели и направленности игры.3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.4. Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи. 5.Посильностьиспользуемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. 6.Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета. 7.Стимулирующий характер игры.8.Точность и однозначность игровых правил и ограничений.9.Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.10.Адекватныеспособы контроля и оценки хода и результата игры.11.Благоприятный психологический климат отношений12.Простор для личной активности и творчества.13.Обязательный элемент соревновательности между участниками игры. В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди ошибку».Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использует специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй, как было» и др.Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. При этом воспитатель использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.С помощью игровых технологий воспитатель развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им играть затем в игры – придумки, игры – фантазирования.Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б.П., состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д.Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.