Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Торгунакова Вера Геннадьевна

Значение драматизации художественных произведений в развитии речи детей дошкольного возрастаиз опыта работывоспитатель Торгунакова Вера Геннадьевна     В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого  развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии   ребенка. Плохо говорящие  дети, начиная осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность.            В своей работе я широко использую игру драматизацию, как средство развития речи детей. Одним из  условий успешной работы по данному направлению является создание предметно развивающей среды. Для развития театрализованной деятельности в группе создан  игровой центр, который оснащен  разнообразными видами театра: би-ба-бо,  театр на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок. Для игр – инсценировок, драматизаций есть разные костюмы, атрибуты, шапочки разных персонажей. Для создания сказочной обстановки изготовлены декорации деревьев, домов, лесной поляны, в соответствии с сюжетом сказок. Игры драматизации развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образы русского литературного  языка. В   рассказах  дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми фразеологическими оборотами и образными выражениями, сравнениями. Они делают сказки образными, эмоциональными, колоритными. Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Они делают сказки образными, эмоциональными колоритными. Художественные произведения позволяют использовать разнообразные методы и  приемы.Поэтому на игровых занятиях я предлагаю ребенку показать характерные движения какого-либо животного; остальные угадывали кто это. Или имитировать действия людей (стирать, подметать пол и т.д.). Для развития речевого аппарата добиваюсь динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы; развивая моторную и сенсомоторную координацию. Все артикуляционные упражнения выполняем под счет, ритмическую музыку, речевое сопровождение. Например, ударяем по очереди каждым пальчиком по столу, сопровождая движение пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки:Мы то-па-ли, мы то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,Чуть но-ги не от-то-па-ли!В массовых пластических этюдах осваиваем пластику каждого животного или предметные действия персонажей. Все учатся двигаться, как мышка, затем все учатся двигаться, как заяц, лягушка, лиса и т.д., а затем в общем пластическом эпизоде сводятся все герои сказки «Теремок». Такие пантомимические сцены есть в каждой сказке. Часто использую очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Я беру на себя роль со сложным интонированием и играла в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик? а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала я брала на себя роль зайца, потом — роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция «Делай, как я!» не используется.Читаю детям четверостишие с разными интонациями. Далее прошу их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давала детям и такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обращала внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова. В кругу детей усаживаю перед собой ребенка, даю ему в руки персонаж, а себе беру другой. Веду диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др.В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Благодаря  систематическому использованию игры – драматизации, включая их во все формы организации педагогического процесса: в режимных моментах (артикуляционная гимнастика, логоритмика, скороговорки, чистоговорки), в ОД ( появление персонажа или  обращение от его имени, заучивание стихотворений с использованием логоритмики, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика), в самостоятельной деятельности во второй половине дня, дети стали увереннее в себе, раскованнее, общительнее.Игры – драматизации развивают у детей выразительность речи движений, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские качества. Повышают игровую активность детей. Совершенствуется внимание, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность. В играх – драматизациях участвуют все дети, даже самые застенчивые.       Литература1.Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, В.В. Васильева М. А. основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания « От рождения до школы».- М: Мозаика – Синтез , 3-е изд. 2012г.2.Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения  для детей  2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007г.3. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд.3-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2005г.4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/  Под  ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.5. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5- 6 лет/  Под  ред. О.Ф. Горбуновой. -  М.: Мозаика – Синтез, 2008г.