Публикации Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Старцева Ольга Александровна

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»Графический органайзер как средство формирования умений высказываний письменной и устной речи. Учитель истории и обществознанияСтарцева Ольга Александровнагерезники, 2017г.Описание методики.Экзаменационные и диагностические материалы многих гуманитарных предметов, содержат задания, предусматривающие составление развернутого устного или письменного высказывания (монолог, эссе). Анализ качества выполнения подобных заданий по истории и обществознанию учащимися 10-х классов показал, что 95% (41 из 43 обучающихся) не способны самостоятельно дать полный, логичный, аргументированный ответ, доказывающий их точку зрения по заданному вопросу. Обсуждая сложившуюся ситуацию с коллегами, я пришла к выводу, что данная проблема относится ко всем предметам гуманитарного цикла. Одной из причин этого я считаю то, что большинство обучающихся испытывают те или иные трудности в обучении . Другой причиной является отсутствие регулятивных навыков, в частности самоконтроля деятельности обучающихся.Для формирования навыков самоконтроля деятельности обучающихся мной был разработан алгоритм «Составление развернутого высказывания в устной и письменной речи », который знакомит обучающихся с такими методическими приемами как «ПОПС-формула» (PRES-formula), «Графические органайзеры» (Graphic Organizers) и «Критериальное оценивание».На первых занятиях обучающиеся изучают структуру ПОПС-формулы, знакомятся с критериями оценивания и учатся составлять графические органайзеры.На каждом занятии обучающиеся выполняют техническое задание. В нем четыре задания:1) Ознакомиться с информацией по заданному вопросу. На данном этапе возможно чтение предложенного текста , самостоятельный поиск необходимой информации и др. Задание может выполняться как индивидуально, так и в паре или в группе.2) Письменно ответить на поставленный вопрос. На данном этапе обучающиеся используют графический органайзер, который может быть задан учителем или придуман самостоятельно. В помощь обучающимся, испытывающих трудности в обучении, может быть предложена таблица с ПОПС-формулой. Задание может выполняться как индивидуально, так и в паре или в группе.3) Оценить свой ответ по таблице критериев. Обучающимся всегда предлагается таблица критериев. Содержание критериев может меняться в части «Объем высказывания» в зависимости от возраста обучающихся. Оценка письменного высказывания возможна в виде самопроверки или взаимопроверки. За каждый критерий обучающийся ставит себе до 3х баллов, подсчитывает общее количество баллов и ставит оценку своей работе.4) Скорректировать свой ответ, если это необходимо. Обучающийся, неудовлетворенный своим результатом, может исправить ответ. Ему будет четко видно, по какому критерию он набрал мало баллов. Например, за объем высказывания он получил 1 балл, значит нужно увеличить объем и т.д.Содержание технического задания определяется учителем в зависимости от уровня подготовки конкретного обучающегося или группы.«ПОПС-формула» (PRES-formula).«ПОПС-формула» (PRES-formula) - интерактивный методический прием, позволяющий обучающимся сформировать умение письменного высказывания. Данная формула является эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися по всем гуманитарным дисциплинам.Структура «ПОПС-формулы» (PRES-formula) содержит в себе четыре важных компонента, которые представляют собой расшифровку данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения лаконичного, аргументированного текста со всеми соответствующими выводами: П – позиция, О – обоснование , П – примеры, С-следствие . Каждый компонент структуры имеет свои речевые клише.Позиция: - По моему мнению… Я считаю… Я думаю…Обоснование: - Потому что… Так как… Зная что…Примеры: - Например…Следствие: - Таким образом Следовательно…3. Графические органайзеры (Graphic Organizers).Структуру «ПОПС-формулы» можно представить в виде графических органайзеров (Graphic Organizers).«Графические органайзеры» - изобразительный способ структурирования большого объема информации в логическом порядке. Они помогают ученику схематично представить сложную информацию простым для понимания образом.Графические органайзеры могут быть заданы учителем, а могут быть разработаны самими учениками. Изображение органайзера может носить универсальный характер, а могут соответствовать той тематике, по которой пишется развернутый ответ.Обучающиеся вписывают свои ответы непосредственно в графический органайзер.Примеры графических органайзеров, придуманных обучающимися.4. Критерии оценивания.Правильность составления развернутого высказывания в устной и письменной речи можно проверить с помощью таблицы критериев оценивания. Критериями являются: содержание, организация, языковое оформление (грамматика и орфография), творчество, объем высказывания. Каждый из критериев оценивается от 0 до 3 баллов. Данные критерии были разработаны в рамках городской творческой лаборатории «Критериальное оценивание универсальных учебных действий» в 2015 году.Критерии оценивания помогут формированию регулятивных навыков обучающихся (само- и взаимооценивание).