Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Анискевич Татьяна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Анискевич Татьяна Николаевна
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»Методическая разработка практического занятия для преподавателей медицинского колледжа ПМ. 04. и ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больнымиМДК. 04.02. и 07.02. Безопасная среда для пациента и персоналаРаздел 3. Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте. Тема: «Правила обращения с медицинскими отходами» Специальности: 31.02.01. Лечебное дело - углубленный уровень СПО34.02.01. Сестринское дело - базовый уровень СПОАвтор: Анискевич Т.Н., преподаватель профессиональных модулейг. Вязьма, 2017 г. Методическая разработка практического занятия для преподавателей медицинского колледжа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по ПМ.04. и ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальностям 31.02.01. Лечебное дело - углубленный уровень среднего профессионального образования и 34.02.01. Сестринское дело - базовый уровень среднего профессионального образования. Автор: Анискевич Т.Н., преподаватель высшей квалификационной категории профессиональных модулей СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина».Пояснительная запискаДанная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 31.02.01. Лечебное дело - углубленный уровень среднего профессионального образования и ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 34.02.01. Сестринское дело - базовый уровень среднего профессионального образования.Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских колледжей для проведения практического занятия по теме «Правила обращения с медицинскими отходами». При проведении практического занятия используются различные приёмы, методы, формы и средства обучения. При изучении материала необходима связь с ранее изученными темами. В методической разработке имеются приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного и итогового уровня их знаний обучающихся. Знание правил работы с медицинскими отходами различных классов опасности в точном соответствии с действующими нормативными документами – залог успешной профессиональной деятельности медицинского работника. Данная методическая разработка содержит рекомендации по организации и поэтапному проведению практического занятия. Технологическая карта практического занятияПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК. 07.02. Безопасная среда для пациента и персоналаСпециальность: 31.02.01. Лечебное дело - углубленный уровень СПОКурс: I, группа 1 ЛПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК. 04.02. Безопасная среда для пациента и персоналаСпециальность: 34.02.01. Сестринское дело - базовый уровень СПОКурс: II, группы 21 С и 22СТема занятия: «Правила обращения с медицинскими отходами»Количество часов: 4 часа (180 минут)Место проведения занятия: кабинет доклинической практикиВид занятия: Практическое занятие Цели занятия:Учебные: Раскрытие роли медицинской сестры при работе с медицинскими отходами различных классов опасности. Формирование знаний и умений при работе с действующими нормативными документами, регламентирующими классификацию и правила обращения с медицинскими отходами. Развивающие: Развитие клинического мышления, познавательного интереса к теме занятия. Формирование навыка анализа и синтеза изучаемого материала. Развитие умений анализировать ошибки. Воспитательные: Стимулировать потребность в формировании ответственности за здоровье и безопасность медицинской сестры при исполнении профессиональных обязанностей и инфекционную безопасность пациентов. Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности к порученному делу. Привитие любви к избранной профессии. Методы и приёмы обученияУровень освоения учебного материала:I - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);II - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);III - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение практических манипуляций, решение проблемных задач).Обучающийся должен знать:- основные нормативные правовые документы по обращению с медицинскими отходами в лечебно-профилактической организации (далее ЛПО);- классификацию медицинских отходов в ЛПО;- организацию системы сбора и удаления отходов в ЛПО; - правила обращения с медицинскими отходами;- требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения.Обучающийся должен уметь:- осуществить сбор медицинских отходов согласно их классификации по классам опасности;- провести маркировку медицинских отходов согласно их классификации по классам опасности;- провести дезинфекцию шприцев инъекционных однократного применения после их использования согласно нормативным документам.Обучающийся должен иметь практический опыт:- ведение медицинской документации;- обеспечение санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому.Формируемые общие компетенции:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.Формируемые профессиональные компетенции:ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 34.02.01. Сестринское дело - базовый уровень СПО:ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.ПК. 4.11.Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 31.02.01. Лечебное дело – углубленный уровень СПО:ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.ПК. 7.11.Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.Учебно-методические средства:лекция-презентация на тему «Классификация, сбор и удаление отходов ЛПУ»; методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме «Правила обращения с медицинскими отходами»; методические рекомендации для аудиторной самостоятельной работы обучающихся по теме «Правила обращения с медицинскими отходами»; инструкция по применению дезинфицирующего средства «Ди-Хлор»; контрольные вопросы по теме «Правила обращения с медицинскими отходами»; контрольно-экспертная карта. Оснащение занятия:- медицинский халат;- медицинская шапочка;- маска;- респиратор;- защитные очки;- резиновые перчатки;- спирт 70 %;- 5 % спиртовой раствор йода;- перевязочные средства;- дезинфицирующее средство «Ди-Хлор»;- вода;- мерная ёмкость;- контейнеры с маркировкой «Для дезинфекции одноразовых шприцев», « Для дезинфекции ватных шариков», «Для дезинфекции перчаток»; - ёмкость для сбора колюще-режущих медицинских отходов одноразовая, заполненная на ¼ дезинфицирующим раствором (иглосъёмник);- шприцы инъекционные однократного применения;- медицинские отходы различных классов опсности;- пакеты жёлтого цвета с маркировкой: «Отходы класса Б»;- пакеты красного цвета с маркировкой: «Отходы класса В»;- аптечка для оказания неотложной медицинской помощи; - «Журнал регистрации аварийных ситуаций». Межпредметные связиСпециальность 31.02.01. Лечебное дело - углубленный уровень СПООбеспечиваемые:ОП 04. Фармакология; ОП.06. Гигиена и экология человека; ОП. 09. Основы микробиологии. Обеспечивающие:Учебная практика по ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 31.02.01. Лечебное дело – углубленный уровень СПО; Производственная практика по ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 31.02.01. Лечебное дело - углубленный уровень СПО; ПМ.02. Лечебная деятельность; ПМ. 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе; Преддипломная практика по специальности 31.01.02. Лечебное дело – углубленный уровень СПО. Специальность 34.02.01. Сестринское дело - базовый уровень СПООбеспечиваемые:ОП.05. Гигиена и экология человека; ОП. 06. Основы микробиологии; ОП 07. Фармакология. Обеспечивающие:Учебная практика по ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 34.02.01. Сестринское дело – базовый уровень СПО; Производственная практика по ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по специальности 34.02.01. Сестринское дело - базовый уровень СПО; ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах; ПМ. 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях; Преддипломная практика по специальности 34.01.02. Сестринское дело – базовый уровень СПО. Хронологическая карта практического занятия Контрольные вопросы по теме «Правила обращения с медицинскими отходами»Определение понятий: «медицинские отходы», «обеззараживание отходов», «обезвреживание отходов». Основные нормативные правовые документы по обращению с отходами в ЛПО. Классификация медицинских отходов в ЛПО. Требования к сбору медицинских отходов. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами. Требования к условиям временного хранения медицинских отходов. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения. Критерий оценки знаний и умений на практическом занятииОценка «5» (отлично) ставится на практическом занятии в случае, когда обучающийся показал высокую степень самостоятельности при выполнении манипуляций, а ответ его представлял собой последовательное, логическое, грамотное изложение материала.Оценка «4» (хорошо) ставится обучающемуся при допущении им незначительных неточностей при выполнении манипуляций, хотя изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «5».Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, когда обучающийся выполняет ту или иную манипуляцию, однако проявляет при этом усвоение только главных элементов навыка, само выполнение манипуляции носит черты неудовлетворительности. Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4».Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится обучающемуся в случае, если он выполняет ту или иную манипуляцию, допускает грубые нарушения в проведении манипуляции, само выполнение беспорядочно, при этом положительный ответ изменить оценки не может.Информационное обеспечение занятияНормативные документы:Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения. Методические указания МУ 3.1.2313 – 08. СанПиН 2.1.7.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». СанПиН 2.1.7.2790 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». СанПиН 3.1.5. 2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции". Интернет ресурсы: - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы; нормативные документы. Приложение 1.Перечень вопросов для фронтального опроса обучающихсяпо теме: «Правила обращения с медицинскими отходами»Определение понятия «медицинские отходы». Перечислите пять классов опасности отходов. Дайте характеристику морфологического состава отходов класса А. Дайте характеристику морфологического состава отходов класса Б. Дайте характеристику морфологического состава отходов класса В. Дайте характеристику морфологического состава отходов класса Г. Дайте характеристику морфологического состава отходов класса Д. Перечислите общие требования к сбору медицинских отходов. Перечислите требования к сбору медицинских отходов класса А. Перечислите требования к сбору медицинских отходов класса Б. Перечислите требования к сбору медицинских отходов класса В. Перечислите требования к сбору медицинских отходов класса Г. Перечислите требования к сбору медицинских отходов класса Д. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами. Требования к условиям временного хранения (накопления) медицинских отходов. Приложение 2.Контрольно-экспертная картаТема: «Правила обращения с медицинскими отходами»Вариант – IТеоретические вопросы: Определение понятия «обеззараживание отходов». Характеристика морфологического состава отходов класса Б. Тестирование Материалы и инструменты, загрязнённые биологическими жидкостями пациента, относятся к классу ____ Эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО, относятся к классу_____ Живые вакцины, непригодные к использованию, пищевые отходы из инфекционных отделений собираются упаковку(контейнеры): а) любого цвета, за исключением жёлтого и красногоб) жёлтого цвета или имеющие жёлтую маркировкув) красного цвета или имеющие красную маркировкуОтходы класса В собираются в мягкую (пакеты) или твёрдую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры)________ цвета. Временное хранение пищевых отходов класса А при отсутствии специально выделенного холодильного оборудования допускается в течение не более: а) 3 часов б) 6 часов в) 10 часов г) 24 часов К работе с медицинскими отходами не допускаются лица моложе _____ лет. Лекарственные, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, собираются в одноразовую маркированную упаковку: а) любого цвета, за исключением жёлтого и красногоб) жёлтого цвета или имеющие жёлтую маркировкув) красного цвета или имеющие красную маркировкуЁмкости для сбора отходов класса Б должны быть промаркированы «______________________» Надевать колпачок на иглу после инъекции: а) можно б) нельзя В случае получения травмы работником при обращении с медицинскими отходами необходимо внести запись в журнал учёта_______________ . Ситуационная задача Медицинская сестра хирургического отделения сразу после проведения манипуляции провела дезинфекцию острого одноразового медицинского инструментария, загрязнённого кровью, и использовала для упаковки отходов мягкую одноразовую упаковку. Оцените действия медицинской сестры.Контрольно-экспертная карта Тема: «Правила обращения с медицинскими отходами»Вариант – IIТеоретические вопросы: Определение понятия «обезвреживание отходов». Характеристика морфологического состава отходов класса Г. Тестирование Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациента, инфекционными больными относятся к классу ____ Эпидемиологически опасные отходы относятся к классу_____ Отходы класса Г собираются в мягкую (пакеты) или твёрдую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры): а) любого цвета, за исключением жёлтого и красногоб) жёлтого цвета или имеющие жёлтую маркировкув) красного цвета или имеющие красную маркировкуОрганические операционные отходы (органы, ткани и т.д.) собираются в упаковку (контейнеры)________ цвета. Вывоз и обезвреживание отходов класса Д осуществляется: а) любой организациейб) любой медицинской организациейв) специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельностиОтходы класса В: а) не подлежат дезинфекции б) подлежат обязательной дезинфекции Ёмкости для сбора отходов класса А должны быть промаркированы «______________________» Стирка спецодежды осуществляется: а) на дому б) централизованно Режим обеззараживания шприцев инъекционных однократного применения в автоклаве: а) температура 100 о С в течение 30 минутб) температура 120 о С в течение 10 минутв) температура 121 о С в течение 20 минутг) температура 121 о С в течение 30 минутЁмкости для сбора отходов устанавливают на расстоянии не менее ___ метров от нагревательных приборов. Ситуационная задача Медицинская сестра терапевтического отделения, осуществляющая сбор медицинских отходов, пересыпала неупакованные отходы класса Б из одной ёмкости жёлтого цвета в другую.Оцените действия медицинской сестры. Эталон ответа на контрольно-экспертную картупо теме: «Правила обращения с медицинскими отходами»Вариант – IТеоретические вопросы: Определение понятия «обеззараживание отходов». Обезвреживание отходов - это их обработка с применением технологий, ведущих к утрате всех опасных свойств отходов, в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.Характеристика морфологического состава отходов класса Б. Класс Б (эпидемиологически опасные отходы).Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).Пищевые отходы из инфекционных отделений.Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев.Живые вакцины, непригодные к использованию.II. ТестированиеIII.Ситуационная задачаДействия медицинской сестры не верны. Запрещается использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов.Эталон ответа на контрольно-экспертную картупо теме: «Правила обращения с медицинскими отходами»Вариант – III.Теоретические вопросы:Определение понятия «обезвреживание отходов». Обезвреживание отходов - это их обработка с применением технологий, ведущих к утрате всех опасных свойств отходов, в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.Характеристика морфологического состава отходов класса Г. Класс Г (токсикологически опасные отходы1-4классов опасности).Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств.Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.II. ТестированиеIII.Ситуационная задачаДействия медицинской сестры не верны. Запрещается пересыпать (перегружать) неупакованные отходы класса Б из одной ёмкости в другую.