Публикации
в номинации: «Лучший учитель - логопед»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: в номинации: «Лучший учитель - логопед»
Автор: Лучкина Лариса Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: в номинации: «Лучший учитель - логопед»
Автор: Лучкина Лариса Витальевна
Логопедическая работа с детьми инвалидами, имеющими тяжелые речевые нарушения.Автор: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед В нашей школе-интернате обучаются дети, имеющие разнообразные речевые нарушения, том числе и тяжёлые речевые нарушения. Один из них обучается пятый год. Ребёнок пришёл в школу с мамой, имея в речи только звукоподражательные слова (бух, ам-ам, чу и т.д.), то есть наблюдалось нарушение речевого развития. Он прятался за маму, не смотрел и не выражал желания в общении ни с педагогами, ни с детьми. Общался только через маму. Ребёнку было 7 лет.Уже при наблюдении за ребёнком было видно, что наблюдается отсутствие мимической артикуляции, сглаженность носогубных складок, грубый низкий отрывистый (толчкообразный) звук голоса. Он умел хорошо штриховать, выстригать, выполнял все просьбы мамы, если это касалось двигательных инструкций. Но взгляда ребёнка поймать не удавалось.Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия велась с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе, по этапно. Социализацию ребёнка начали проводить вместе с мамой. Мальчик и мама учились смотреть на себя в зеркало и повторять движения туловища, головы, рук, лица, губ, языка, а также правильно дышать. При дальнейшей работе с ним, определили наличие моторной алалии. А также наблюдались аутистические черты.В первую очередь мы начали заниматься активизацией речевого патока и формированием внутренней речи: формировали мотив, коммуникативное намерение, внутреннюю программу высказывания, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. Ребенка учим различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету, для этого используются различные игры (Что больше? Назови лишнее и т.д.). Ведется обучение выделению и называнию положения предмета по отношению к окружающим (вверху, посередине и т. д.). Для преодоления несформированности зрительного восприятия и пространственного сличения, формирования временных и пространственных представлений используем игры с активным перемещением ребенка в пространстве, перестраивания и т.д. Ведется работа по различению деталей фигур и их целостного облика, развивается осмысление конструкций и способность конструировать. Операции анализа, синтеза, обобщения неречевого материала (сравнение, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия предметов, сравнение по признакам — цвет, величина, форма), установление причинно-следственных взаимоотношений создают необходимые предпосылки для формирования речи.При коррекционной работе звуки появлялись часто спонтанно, под влиянием развития словаря, однако их использование в составе слова затруднено. Используются различные приемы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливается словарь разных частей речи. Виды работы над словарем: подбор предметов к действию (кто летает, бегает), называние частей целого (колесо, фара), подбор однокоренных слов (лес — лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, составление уменьшительно-ласкательных слов и т. д. Параллельно с усвоением словаря по темам (игрушки, овощи, семья и т. д.) вырабатывается умение употреблять определенную грамматическую форму слов (единственное и множественное число, падежные формы и др.). При отраженном проговаривании ребенок употребляет несколько вариантов искажения одного и того же слова: «помыдора», «мыдора» — помидор; «кубыка» - кубик; «пубиска» — пуговица; «фраль», «вираль», «фараль» — февраль и т. д. Количество подобных искажений резко возрастает на занятии, ребенок очень быстро утомляется и теряет интерес к занятию. Тогда мы переходим к занятиям другой формы, чаще это связано с мелкой моторикой, то есть то, что вызывает у него удовольствие.При формировании грамматических навыков используются разные виды упражнений: репродукция словосочетаний, имитационные, подстановочные и трансформационные упражнения. Для автоматизации грамматических структур последовательно отрабатываются разные модели предложений: (Вова сидит); (Мальчик читает книгу); (Мама дала девочке книгу), (Девочка рисует дом карандашом) и т. д.Постоянно имеется в виду основная задача работы — формирование процесса и средств общения у ребенка. Обращается внимание ребенка на изменение значения и звучания: погладь руку — погладь рукой, нарисуй карандаш — нарисуй карандашом и др.Все этапы коррекционной работы и её основные задачи однозначно подходят для детей с разными видами речевых нарушений. Другой ребёнок, обучается 4года. Ребёнок до пятилетнего возраста не разговаривал, а общался с сестрой (4 лет) знаками и звукоподражательными словами. Наши занятия мы начали с консультаций, так как дети ещё не посещали школу, в детском саду отсутствовал логопед. Ребёнок довольно быстро освоил речь. Но она была с нарушениями. И речевые нарушения были вторичны, так как он имеет сложный диагноз. По первичным наблюдениям был поставлен диагноз недоразвитие речи 1 уровня, дизартрия. В связи с тем, что у него ведущей нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрогирования, обобщения. Обязательна на занятиях разнообразная наглядность и применение игровой формы (быстро истощается внимание) и частая смена деятельности на занятии в сочетании с постоянным повторением одинаковых упражнений. Коррекцию нарушений речи обязательно сочетаем с развитием мелкой и общей моторикой. Особенно трудно ему даётся работа пальцами рук, то есть плохо развита мелкая моторика. Каждое занятие направлено не только на коррекцию речи, но и на развитие моторной неловкости и личности в целом.С большим трудом ему даётся переход от наглядно-действенного мышления и наглядно-образного к организации действия во внутреннем плане (определить на слух звук, его местонахождение в слове, дифференциацию звуков по представлению). За 4 года обучения, ребёнок обучился не только связной разговорной речи, но и письму и счёту в меру своих способностей. Дети стали общаться с ним на прогулках и не игнорируют его в играх и развлечениях. На логопункте, составлена программа развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями находящихся на домашнем обучении. На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функции их речи. Соблюдаются общедидактические принципы и коррекционной педагогики. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей. Дифференцированные методы приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным. Таким образом, проходит работа с детьми, имеющими различные, тяжелые речевые нарушения.