Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Будник Вероника Михайловна

Мой выбор1С. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Учащиеся нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования. У учащихся необходимо сформировать потребность в необходимости труда на общую пользу. Формирование такой потребности предполагает длительное целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности, создание воспитывающих ситуаций, в которых учащиеся могут испытывать моральную удовлетворённость от бесплатного, бескорыстного действия.2С. Для помощи подросткам в самоопределении мною разработан программный курс «Мой выбор», целью которой является:оказать помощь учащимся в выборе своей будущей профессии.Задачи:
  • выявление склонности учащихся к какому-либо роду деятельности;
  • создание условий для благоприятного выбора профессии;
  • повышение чувства ответственности в решении проблемы выбора профессии.
  • Программа курса «Мой выбор» предназначена для учащихся 12-15 лет и реализуется в рамках общеобразовательной программы «Спектр». На занятиях учащиеся изучают свои психологические особенности, оценивают различные модели поведения. На основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале у учащихся формируется психологическая готовность к выбору профессионального обучения.Данный курс «Мой выбор» я решила реализовать на подростках, чей кругозор по знанию профессий слишком мал. Это – воспитанники детского дома. Если в окружение ребёнка из семьи входят представители многих профессий, то общение детей – сирот ограничено небольшим количеством работников, в основном представителями общеобразовательных учреждений. И зачастую ребята не имеют представления даже о распространённых профессиях или специальностях. 3-8 С. В план воспитательной работы входят мероприятия по ключевым направлениям деятельности. В данной таблице представлен большой спектр мероприятий, которые можно применять в объединениях различной направленности. 9С. Например, на одном из таких мероприятий «Лестница успеха начинается с выбора профессии» ребята познакомились с наиболее востребованными профессиями, более подробно остановились на планировании профессионального пути. 10С. При проведении ролевой игры «Твоя будущая профессия» учащейся Анастасии по жребию досталась роль страхового агента. Необходимо было рассказать преимущества и «подводные камни» данной профессии и попытаться заинтересовать будущих клиентов застраховать своё имущество. Разумеется, ребята уже были ознакомлены с определёнными видами профессий.11С. Экскурсии на предприятия предоставляют возможность лично пообщаться с представителями различных профессий. Ребята получают те или иные знания, узнают авторитетное мнение по какому-либо вопросу, как осознанно применить в жизни те советы и наставления, которыми делятся профессионалы. Эти встречи очень плодотворны, интересны для наших воспитанников.Именно благодаря таким встречам, у ребят появляется стремление к самосовершенствованию, достижению конкретных целей.12С. С большим интересом учащиеся проходят диагностическое тестирование, с помощью которого узнают свои склонности и способности. Кроме того, ребята задают множество разнообразных вопросов, в частности, будет ли востребована та или иная специальность через несколько лет, перспектива быстрого карьерного роста, и, конечно же, заработная плата. Выясняется, что те профессии, которые выбирают учащиеся, не все востребованы сегодня на рынке труда. Но главное сейчас для ребят – научиться сопоставлять свои профессиональные планы с реалиями жизни и подобные мероприятия помогают им в этом.Конечно, большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у учащегося есть какой-то определенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить свои качества. А поскольку большая часть старших учащихся, – не говоря уже о более младших, – психологически не готовы к профессиональному выбору и не могут адекватно соотнести свои качества с той или иной профессией, то и использование тестов для них представляет не более чем простую забаву.13С. Это всё мероприятия, которые требуют и от педагога, и от учащегося определенных физических, интеллектуальных усилий при подготовке и проведению задуманного. То, что я хочу предложить или посоветовать очень привлекательно в форме подачи материала сериал мультфильма «Калейдоскоп профессий».Задачи сериала:
  • направить ребят на осознанный выбор профессии;
  • дать расширенные представления о разнообразном мире профессий; подробнее познакомить с конкретными профессиями;
  • рассказать о профессионально важных качествах профессии;
  • поднять имидж рабочих и инженерно-технических профессий и специальностей.
  • Каждая серия представляет собой связанный игровой сюжет, внутри которого всегда есть:
  • знакомство с представителем профессии и с его рабочим местом;
  • подробное описание функционала данной профессии: чем приходится заниматься, зачем, для чего и кого;
  • требуемые личные и профессионально важные качества;
  • где можно получить профессию, в каких учебных заведениях, как долго длится учёба;
  • какие карьерные и материальные перспективы в данной профессии;
  • кому может подойти данная профессия;
  • игровой сюжет внутри образовательного материала стимулирует любопытство и внимание к видеоряду "А чем всё закончится?".
  • При обсуждении сериала с учащимися снимаются основные психологические барьеры. Ведь обсуждаются поступки, мотивы и будущее героев, а не присутствующих. Это даёт определенную смелость и раскрепощённость в ответах, предположениях.14С. Мультсериал охватывает все типы профессий из различных отраслей и видов деятельности. Встречаются рабочие и инженерные специальности, творческие, социальные и экстремальные. Сценарий занятия построен таким образом, что через одну профессию рассматривается целая группа – по схожим компетенциям, смежным направлениям, объединённым в одном производственно-технологическом процессе. Таким образом, сериал позволяет полностью закрыть потребность учащихся в знакомстве с миром профессий.Мы говорим о том, что выбирать профессию необходимо не по модности и популярности среди друзей, а по востребованности на рынке труда, соответствию личным возможностям, склонностям и желанию. 15С. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.16С. И чтобы работа педагога в этом направлении имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, педагогу дополнительного образования нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу в работе по профпросвещению – связь его с жизнью.В результате реализации программы у каждого учащегося в достаточной мере должны быть развиты: Универсально учебные действия– личностные качества;– нравственные нормы поведения;– культура общения в коллективе;– потребность в труде;– способность рационально организовывать деятельность;– способность к сотрудничеству;сформированность познавательных навыковИ способность к профессиональной деятельностиРасширить кругозор по профессиям