Публикации «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Сердюкова Анна Юрьевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА»)ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72, e-mail: super.ulybka2012@yandex.ruОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. НадымПедагогический проект«Инженеры – ITПланеты»г. Надым, 2016г. СодержаниеПаспорт проекта________________________________________________ стр. 3Введение _______________________________________________________ стр.5Реферативная часть______________________________________________ стр.13Проектная часть_________________________________________________ стр.15Заключение ____________________________________________________ стр.27Литература ____________________________________________________ стр.281. Паспорт проектаВведениеВ соответствии с общей стратегией модернизации системы образования, а также Федеральной целевой программой развития образования на годы и приоритетным национальным проектом «Образование» должно быть обеспечено достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Главным результатом модернизации образования должны стать соответствие школьного образования целям опережающего развития общества, но уже в дошкольном учреждении дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Задача построения в стране новой инновационной экономики и достижения технологического уровня, запланированного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и долгосрочным прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года, не может быть решена без радикального совершенствования системы дошкольного образования детей технической направленности. В модели «Российского образования до 2020 года для экономики, основанной на знаниях, образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня становятся привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Творчество это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся  неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Особую роль в связи с этим в системе образования играет техническое творчество детей дошкольного возраста. Развитие системы технического творчества детей, адаптированной к современному уровню развития науки, техники и технологий, учитывающей приоритеты возрастной категории детей.Система научно-технического творчества призвана содействовать эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических кадров, обладающих способностью к опережающему развитию и создать условия для формирования и познавательных интересов воспитанников по конструированию и моделированию в области технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности. Научно-техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность это и школа формирования высоких нравственных качеств человека, основа инновационной деятельности и важнейшая составляющая образования. Развитие научно-технического творчества воспитанников будет содействовать эффективному решению проблемы развития мотивационной сферы, ключевых компетенций воспитанников, способных самостоятельно и коллективно поставленные задачи, быстро адаптироваться в любой ситуации. В целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности, необходима система организации мероприятий по техническому творчеству в рамках реализации педагогического проекта. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.Механика является древнейшей естественной наукой основополагающей научно-технического прогресса на всем протяжении человеческой истории, а современная робототехника – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.Предмет робототехники – это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов. Робот можно определить как универсальный автомат для осуществления механических действий, подобных тем, которые производят человек, выполняющий физическую работу. При создании первых роботов и вплоть до наших дней образцом для них служат возможности человека. Именно стремление заменить человека на тяжелых и опасных работах породило идею робота, затем первые попытки реализации и, наконец, возникновение, и развитие современной робототехники и роботостроения.В чем польза робототехники для детей?
  • Прежде всего, это дополнительное образование. Не факультативы, которые не отличаются от обучения в школе, не занятия с репетитором, а увлекательные эксперименты с техникой , создание чего-то интересного, полезного, необычного своими руками. Любые занятия, которые развивают творческий потенциал, полезны. И если ребенок чувствует тягу именно к технике – почему бы ему не создавать роботов?
  • Еще один фактор – выработка усидчивости, внимательности, умения работать руками. Это то, чего многим современным детям не хватает, по крайней мере, если речь идет не о просмотре мультиков, фильмов или компьютерных играх – здесь как раз усидчивости более чем достаточно.
  • Отвлечение внимания от непродуктивных занятий. Опять же, речь идет о соцсетях, компьютерных играх, фильмах. Нет, никто не призывает полностью убрать все это из жизни ребенка, в конце концов, сейчас время Интернета, и Интернет стал частью социальной культуры. Но нельзя, чтобы досуг человека ограничивался только Интернетом, только просмотрами фильмов или только компьютерными играми. У каждого человека, в том числе, ребенка, должен быть широкий кругозор, обширные знания. И в немалой степени этому может способствовать 
  • Этот пункт вытекает из предыдущего. Какие знания даст робототехника? Конечно же, это знания из области физики. Не скучные формулы и примитивные опыты, а практическое применение начальных законов физики. Это математика –результатом которой становится работающее изобретение.. Самое скучное для ребенка – просто что-то учить. А вот увидеть результат, применив изученное – совсем другое дело. Именно поэтому те, кто занимаются робототехникой, начиная с детского сада не имеют проблем с точными науками в школе. Они не заучивают и не сидят за учебниками. Они просто знают. Развитие ребенка, гармоничное, разностороннее – вот, что обеспечивают занятия робототехникой.
  • Немаловажный фактор – умение работать в команде. В последнее время наблюдается снижение коммуникативных навыков, что неудивительно – в большей степени, начиная с дошкольного возраста дети «общаются» в соцсетях. Трудности при реальном общении – это проблемы в будущем, ведь коммуникация один из важных аспектов при работе с другими людьми, быть «командным игроком», уметь находить нестандартные решения и выход из сложных ситуаций, брать на себя ответственность, не только за себя, но и за весь проект.
  • Робототехника – это хорошие перспективы в будущем. Тот, кто всерьез ею увлекается, может построить свое будущее, – известно множество фактов, когда техника, созданная ребенком, привлекала внимание солидных фирм. Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед «юными инженерами». Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.В настоящее время назрела необходимость в некотором движущем центре, способном вовлечь в технический процесс как детей и педагогов, так и родителей воспитанников. На базе МДОУ «Детский сад «Улыбка» разработан проект «Робоинженеры ITпланеты», направленный на развитие научно – технического творчества, привлечению внимания всех категорий участников образовательного процесса к современным технологиям конструирования, с использования робототехнических конструкторов.Новизна проекта заключается в изменении подхода к развитию воспитанников, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта воспитанников, который реализуется в побуждающих воспитанников решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно-конструкторские проблемы.Робототехника представляет воспитанникам технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.Отличительной чертой от других проектов является использование в образовательном процессе конструкторов FUN & BOT, HUNO MRT как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию на занятиях.Каждый воспитанник старшего дошкольного возраста «пройдет» по направлению «Робототехника» две ступени обучения.Цель проекта: формировать учебно-познавательную компетенцию воспитанников 5-7 лет средствами «начальной инженерии» – робототехники.Учебно-познавательная компетенция – элементы логической деятельности, целеполагание, планирование, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, приёмы решения учебно-познавательных проблем. В этой компетенции мышление выступает как критерий психического развития дошкольников. Под мышлением понимается решение задач разного типа. Выбор мышления как одного из основных ориентиров развития дошкольника опровергает бытующее представление о необходимом преобладании репродуктивной деятельности в дошкольном возрасте. Именно способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение. Задачи проекта:
  • Образовательные
  • формирование у воспитанников устойчивых теоретических знаний, и практических умений и навыков в области робототехники;развивать творческо- технические способности
  • Развивающие
  • Развитие у дошкольников навыков конструирования Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательностиРазвитие креативного мышления и пространственного воображения Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации к учебной деятельности
  • Воспитательные
  • Повышение мотивации воспитанников к изобретательству и созданию собственных роботизированных механизмовФормирование у воспитанников стремления к получению качественного законченного результатаФормирование навыков проектного мышления, работы в командеОрганизационные условия реализации проектаПроект предназначен для детей в возрасте 5-7 лет и рассчитан на 2 года Периодичность проведения занятий: каждый день, посредством индивидуальной работы. Продолжительность одного занятия 20 минут.Формы организации образовательного процесса: индивидуальная.Методические условия реализации проектаИспользование среды виртуального конструирования SMART доска позволяет воспитанников развивать пространственное и логическое мышление, конструкторские способности. В ходе выполнения манипуляций с деталями в виртуальном пространстве осуществляется: сборка робота, исследование движения составных частей робота, что позволяет сделать вывод о работоспособности электромеханической части робота.Использование робототехнического конструктора позволяет воспитанникам создавать простейшие автоматические системы для решения игровых и соревновательных задач. После приобретения опыта и соответствующих знаний этот конструктор позволяет создавать достаточно сложные творческие проекты с привлечением дополнительного оборудования, в том числе и самодельного. (выполненного родителями и педагогами ДОУ)Дифференцированный подход в робототехнике позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности у воспитанников, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности.Методы, используемые при реализации проекта:наглядный; исследовательский; практический; объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый.В проекте применяются приемы: создание проблемной ситуации, построение алгоритма сборки модели, и т.д.Современные педагогические технологии такие как: технология проектного обучения, кейс -технология, ТРИЗ технологии, здоровьесберегающие технологии и другие в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.Общая характеристика планируемых результатов к освоению проектаДостижение образовательных результатов по данному проекту структурированы по ключевым задачам образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные результаты.Личностные результаты:-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;-формирование исследовательской, творческой и других видов деятельности.- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в образовательной и познавательной деятельности;-формирование использования информационно-коммуникационных технологий.Способы проверки знаний воспитанников:педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.Формы подведения итогов:презентация творческих работ, соревнования.Критериями выполнения проекта служат:Применение полученных знаний - массовость и активность участия всех категорий участников образовательного процесса в мероприятиях данной направленности.Условия реализации проекта:обязательное посещение занятий, привлечение родителей и педагогов образовательного учреждения. соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с планом. максимальное использование наглядности, технических средств и тренировочного оборудования при организации мероприятий по формированию навыков робототехники.Санитарно-гигиенические требованияЗанятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.Техническая поддержка курсаДля занятий необходимо: комплекты FUN & BOT, HUNO MRT, - количество конструкторов определяется количеством человек в группах. SMARТ доска, рабочее место педагога.Материально-техническое обеспечение:
  • Конструкторы FUN & BOT, HUNO MRT.
  • Оргтехника (компьютер, ноутбук).
  • Соревновательные поля.
  • Проект основывается на следующих принципах: 1. Ценностные ориентиры проекта
  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к робототехническому творчеству.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования познавательных способностей образования ребёнка.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его технических способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
  • Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
  • Принцип партнерства: консолидация потенциала и возможностей всех участников научно-технического творчества воспитанников.
  • Ожидаемые результаты реализации -повышение результатов мониторинга исследования изучения готовности первоклассников к обучению в школе, проводимого на основе четырёх методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква».-создана инфраструктура научно-технического творчества, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании.- создание Детского Дошкольного объединения (ДДО)- издание методических и информационных материалов для педагогов и родителей,- Изготовление альбомов: «Игры и игрушки для друзей», «Бытовые помощники», «Помощники для города», «Помощники для планеты»Сроки реализации проекта: I этап – подготовительно-организационный (май- август 2016г.); II этап – основной/практический (август 2016г. - май2018г.); III этап – итогово-аналитический ( май- июль2019г.). Ресурсное обеспечение проекта: нормативно – правовоеФедеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)3.Национальная доктрина образования в РФ.4.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»5. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» 6. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»7. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».материально-технические ресурсы (наличие АРМ средств ИКТ, комплекты конструкторов FUN & BOT, HUNO MRT помещений: для организации массовых мероприятий, проведение консультаций с родителями; дополнительных атрибутов для игр и упражнений и др.)Дидактическое обеспечение:
  • Набор конструктора FUN&BOTstory состоит из 173 деталей, в том числе материнская плата– 1 уровень;
  • Набор конструктораFUN&BOTsensing состоит из 133 деталей, 2 ИК (инфракрасный сенсор)сенсора–2 уровень;
  • Набор конструктораFUN&BOTexciting состоит из 237 деталей, 1 пульт управления– 3 уровень;
  • Набор конструктораHUNAKickyBasik состоит из 238 деталей, в том числе материнская плата, 2 датчика касания, 2 ИК сенсора, 2 DC мотора, Инструкция по сборке на диске CD– 1 уровень;
  • Набор конструктора HUNAKickyJunior состоит из 238 деталей, материнская плата, 2 датчика касания, 2 ИК сенсора, 2 DC моторов, 1 кейс для батареек. Инструкция по сборке на диске CD–2 уровень;
  • Набор конструктораHUNAKickySeniorсостоит из 263 деталей,материнская плата, 1 микрофон, 1 RC приемник, 2 ИК сенсора, 2 DC двигателя, 1 пульт управления, 1 кейса для батареек. Инструкция по сборке на диске CD – 3 уровень;
  • схемы – инструкции для конструирования; презентации; картинки; фотографии.
  • в наборы конструктораFUN&BOT входит инструкции по сборке и мини учебник с дидактическим материалом;
  • в наборы конструктораHUNAKicky входит инструкции по сборке на диске CD;
  • кадровые ресурсы (педагог - организатор) информационные (доступ к сети Интернет, наличие сайта ДОУ, взаимодействие со СМИ). Основные риски проектаТеоретическая база опытаВ основе данного педагогического опыта лежат идеи Хуторского А.В. по формированию учебно-познавательных компетенций положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную познавательную деятельность каждого воспитанника. Обеспечить формирование умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения возможно только через деятельностный подход. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность воспитанника, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в личностном самоопределении.Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом  По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Ключевые компетенции - способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель. Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций воспитанника в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.По отношению к изучаемым объектам ребенок овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.Одними из значимых для ДОУ компетенций являются учебно-познавательные. Это умение самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самореализации, активность в выборе деятельности, способность к самообразованию. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать о результатах своего исследования с использованием робототехники;
  • иметь опыт восприятия картины мира.
  • Учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность воспитанника по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; технического творчества и другие. Особого внимания заслуживает применение робототехники в работе с дошкольниками, как начальной базы к развитию предпосылок технического мышления, - «научной инженерии».Робототехнические средства интерактивны, так как они обладают способностью «откликаться» на действия воспитанника и педагога, родителя, «вступая с ними в диалог». Их можно использовать на всех этапах процесса развития и воспитания.Главное в использовании робототехнике – это идея совместной развивающей деятельности педагога и воспитанника, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность педагогу помочь развивать у воспитанников учебно-познавательную активность. В целом использование робототехники позволяет экономить время, повышать мотивацию, выбрать каждому воспитаннику свой темп работы, решать творческие задачи, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности воспитанников, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций.Робототехника выступает «как средство активизации познавательной деятельности воспитанника, как эффективный инструмент педагога, позволяющий выделить в образовательной деятельности именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над поставленной задачей».Реферативная часть.Создание современных условий для развития технического творчества детей становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий.В настоящее время наше государство испытывает огромный дефицит инженерно-технических работников и квалифицированных кадров. Развитие производства, приумножение достижений в науке и технике возможны лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей и подростков, выявления творчески талантливых ребят, создания необходимых условий для их роста. Принятие ряда стратегических документов, направленных на развитие российской системы образования: Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года и др. даёт возможность образовательным организациям самостоятельно решать вопрос о том, каким образом они будут способствовать формированию высокообразованного инновационно мыслящего «человеческого капитала».В связи с необходимостью реализации утвержденной Правительством РФ концепции развития образования и задачей по повышению интереса молодежи к инженерному образованию, большой ролью технического (научно-технического, в том числе робототехника, далее  - Техническое творчество) сегмента образования, в том числе и в реализации ФГОС в ДОУ, необходимо пересмотреть институциональный перечень мер и мероприятий, направленных на решение вышеназванных задач.Особенности научно-технического детского творчества заключаются, прежде всего, в том, что оно, опираясь на результаты исследовательской деятельности, конечной целью имеет нахождение способа применения научных данных в практической деятельности человека.Создание современных условий для развития технического творчества детей становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий.Деятельность выступает как условие развития ребёнка, что влечёт за собой необходимость в её специальной организации. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в среде образовательной робототехники, в соответствии с возрастными особенностями детей, что находит своё отражение в особенностях построения образовательного процесса, научно-практическом образовании, предполагающем качественную базовую подготовку к основным дисциплинам, реализуемым уже в школьной среде. История вопросаВ нашей стране существуют богатые традиции в развитии  направлений творческой деятельности детей. Эта работа имеет свою выраженную специфику и сильно отличается от аналогов на Западе. В СССР создавались специальные институты для этой работы: учреждения внешкольного образования; только в последние годы такое творчество получило развитие на базе учебно-воспитательных центров, лицеев и гимназий, школ и детских садов.Среди направлений д видное место всегда принадлежало научно-техническое творчество. Основы массовой системы проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества детей были заложены в первые годы советской власти. В 1919 г. А.В.Луначарский говорит о «техническом образовании»,  «научном творчестве». Эти получило развитие в рамках концепции трудовой школы. В 1926 г. в Москве создается первая станция юных техников, в последующие годы такие учреждения были созданы во многих городах СССР, в 1930-е годы организуются: детская железная дорога (Тбилиси), детская водная станция (Архангельск), впоследствии были созданы: детская железная дорога, детская автотрасса (Москва) и т. д.В середине XX века перед учреждениями, реализующими программы технического творчества ставились задачи мотивации детей к инженерным профессиям, раннего выявления талантливых в этой сфере детей.Современные требования предполагают расширение традиционной сферы технического творчества, при этом целесообразно говорить о сфере научного и технического творчества детей, которая включает творческую деятельность в области естественных и гуманитарных наук,  а также о формах и методах работы в этой сфере, определяемых научно-практическим  образованием. В рамках последнего применяются исследовательская и проектная деятельность на основе фундаментальных научных знаний, получаемых учащимися в школе по программам повышенного уровня.При этом научно-практическое образование предполагает функционирование широкой сети творческих коллективов начального и среднего уровня, обеспечивающих широкий охват учащихся и формирование мотивирующей среды для занятий на повышенном уровне сложности.Основные задачи научно-практического образования: развитие субъектной позиции учащихся; формирование научной картина мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивация на профессиональное самоопределение в области науки и техники, развитие навыков рефлексии собственной деятельности.Важной особенностью научно-практического образования является наличие в нем гуманитарного компонента, позволяющего задать смысл собственной деятельности в области технического  и иного творчества, выработать у учащихся нравственные нормы и императивы этой деятельности.Научно-техническое творчество воспитанников представляет собой вид деятельности, состоящий в теоретическом решении и материальном воплощении какой-либо технической задачи в виде технических проектов, макетов, моделей и опытных образцов, обладающих объективной или субъективной новизной. При этом осуществляется поиск, разработка и применение оригинальных способов решения поставленных научно-технических задач, имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки.Функции и различия
  • Становление элементов научно-технической культуры у всех участников образовательного процесса. Повышение внимания детей и педагогов и родителей к этой сфере, развития у воспитанников начальных навыков научно-технического творчества.
  • Выявление и развитие талантливых и одаренных воспитанников МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
  • Организация продуктивной индивидуальной работы, что связано с необходимостью становления культуры проведения средствами научно-практического образования. Это предполагает создание возможностей для занятий научно-техническим творчеством, исследованиями в МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».;
  • Включение сферы научно-технического творчества воспитанников МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» и в школ в непрерывную цепочку социализации, личностного роста.
  • Научно-техническое творчество, в развитии робототехнического направления носит более прикладной характер, что связано с реализацией практических проектов преимущественно, которые осуществляются на основе знания методов и использования технических устройств и направлено на формирование навыков адекватного и продуктивного планирования деятельности, с целью достижения заранее спланированного результата. Проектная частьКомплекс мер, направленных на создание условий для развития робототехнического направления в МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»Этапы реализации проектаПедагогические технологииУспех работы по реализации проекта «Робоинженеры ITпланеты», прежде всего, зависит от участия в нем: постоянного действующего родительского, педагогического, актива, способного изучать, систематизировать и обрабатывать новые материалы по данному направлению, оказывать помощь в использовании технологий, направленных на мотивационную готовность воспитанников к воспитательно – образовательному процессу. Работа с воспитанниками:- строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
  • исследования ;
  • игровых технологий
  • образовательных путешествий и встреч
  • технологии коллективных творческих дел
  • технологии проблемного обучения
  • соревнования и конкурсы;
  • виртуальные экскурсии
  • выставки.
  • Активные воспитанники являются членами Дошкольного детского объединения «Робоинженеры » созданого для развития научно – технического творчества, привлечения внимания всех категорий участников образовательного процесса к современным технологиям конструирования, с использования робототехнических конструкторов. Воспитанники соревнуются друг с другом, учатся оценивать себя и товарищей, анализировать собственную деятельность, свои поступки и поступки других ребят.
  • Механизм реализации проекта с воспитанниками1 год обученияМеханизм реализации проекта с воспитанниками 2 год обучения«Коллективные и творческие дела»Механизм реализации проекта с педагогами и родителями воспитанниковС целью повышения уровня компетентности педагогов и родителей для успешной реализации ФГОС ДОУ в частности робототехники, педагогом – организатором разработаны социальные группы в интернет сообществе, в котором представлены методические материалы деятельности, существует обратная связь по интересующим вопросам развития робототехнического направлении Критерии оценки результативности проекта:-Анкетирование родителей и педагогов на тему: «Роботехника – залог одаренности»;- Анкетирование о результатах совместной работы Детского дошкольного объединения, в рамках реализации проекта;- Опрос мнений о необходимости применения данной разработки-Отслеживание динамики эффективности взаимодействия родителей, педагогов воспитанников по решению задач и достижения цели проекта;-Сравнение диаграммы роста результативного участия родителей воспитанников, педагог воспитанников в конкурсах различного уровня;азвитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов, эмоциональной отзывчивости, трудолюбия, доброты, активности, самостоятельности, саморегуляции (карта мониторинга приложение 1) Функции мониторинга-информационно-оценочная (определение результативности проекта);-организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).Заключение Робототехника на сегодняшний день является интенсивно развивающейся научно-технической дисциплиной, изучающей как теорию, методы расчета и конструирования роботов, их систем и элементов, так и проблемы комплексной автоматизации производства и научных исследований с применением роботов.С развитием технологии люди всё чаще видели в механических созданиях что-то больше, чем просто игрушки. Литература отразила страхи человечества, что люди могут быть заменены своими собственными творениями. C другой стороны роботизация изменит жизнь людей. Люди будут значительно больше заниматься творчеством, отдыхать, наслаждаться жизнью. Это наше будущее, это необходимо знать. С уверенностью можно сказать, что приходит черед роботов. Они, как технология, еще молоды и умеют не много также как и персональные компьютеры на заре своего появления. Но по мере своего развития они поистине будут стирать пределы развития человечества, предоставляя ранее недостижимые возможности по совершенствованию нашего быта, сферы обслуживания, комфорта и качества условий труда.Сегодня мы можем иметь только смутное представление о том, что в области робототехники ожидает человечество даже в ближайшие время, как будет выглядеть наша жизнь после прихода в наш дом роботизированной техники. И чтобы мечты стали явью, начиная с дошкольного возраста нужно развивать познавательный интерес к данному направлению. Реализация проекта значима для развития системы образования , так как способствует:
  • Обеспечению работы в рамках ФГОС;
  • Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
  • Удовлетворённости  родителей в образовательных услугах ДОУ;
  • Повышению профессионального уровня педагогов;
  • Участию педагогов, родителей в конкурсах различных уровней;
  • Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.
  • В результате обобщения предполагается  диссеминация  результатов:
  • освещение опыта в СМИ,
  • принятие участия в конкурсах различного уровня  организационно-методической  направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ,  
  • принятие участия в конкурсах  и фестивалях, конференциях  робототехники и технического творчества.
  • Перспективы развитияРешение поставленных в проекте задач  позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творчества и познавательного интереса деятельности дошкольников на основе робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки. В результате, создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.Возможности использования проекта.Проект адресован  воспитателям, педагогам - организаторам ДОУ, педагогам дополнительного образования  в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.Список литературы:
  • Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. СПб.:Наука, 2015, 195 стр.
  • Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  • Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
  • Брофман В.В. Архитектурная школа имени Папы Карло: книга для детей и взрослых – М.: Линка-Пресс, 2001г.
  • Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд.- полиграф-центр «Маска».-2014 г.
  • Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: Мозаика-Синтез, 2013г.
  • Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М.: ИД «Цветной мир», 2015г.
  • Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М.: Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г.
  • Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду -М.: ТЦ Сфера,2014 г.
  • Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2015, 195 стр
  • Список сайтов
  • НС–портал» Образовательный портал «фгос-игра.рф»