Публикации «Педагогический калейдоскоп»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический калейдоскоп»
Автор: Иванова Ольга Викторовна

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в 1 классе.Добрый день, уважаемые коллеги!СЛАЙД 1. Цель уроков литературного чтения – формирование информационной, читательской компетентности младшего школьника. На современном этапе учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, но и пользоваться этим умением для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, применять их, обогащать свой читательский опыт и интеллект.СЛАЙД 2. Информационная компетентность учащихся, формируемая на уроках литературного чтения, включает в себя: 1) умение работать с различными текстами (учебными, художественными, научно-популярными), доступными для восприятия младшими школьниками; 2) владение правильным и осознанным чтением вслух и про себя; 3) умение определять тему и главную мысль текста; 4) умение строить монологическое высказывание; 5) участие в диалоге; 6) умение обосновывать высказанное суждение; 7) владение первоначальными навыками передачи, поиска, преобразования и хранения информации: использование интернет - ресурсов, проверка необходимой информации в печатных источниках.Основным видом работы является многократное обращение к тексту, и для того, чтобы у детей не пропал интерес к читаемому, моя цель как учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, т. е. использовать различные приёмы работы с текстом.В своей работе я использую технологию продуктивного, смыслового чтения. Слайд 3Работа с текстом состоит из следующих этапов:
  • Работа с текстом до чтения.
  • Работа с текстом во время чтения.
  • Работа с текстом после чтения.
  • СЛАЙД 4
  • Этап. Работа с текстом до чтения.
  • На данном этапе, перед прочтением текста, я использую следующие предтекстовые приёмы: - Оценка текста- Отсроченная отгадка- Ассоциации- Обращение к жизненному опыту- Чтение с остановками- Антипация - Дерево предсказаний- Верите ли вы? СЛАЙД 5Остановлюсь на приёме «Дерево предсказаний».  Приём построен таким образом: «ствол дерева» – название произведения, тема; «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно». В 3-4 классах добавляются «листья» - обоснование этих предположений.Для составления дерева предсказаний к русской народной сказке «Лиса и Рак», я задаю вопросы: Как вы думаете, кто может быть героями этой сказки? О чем эта сказка?На ветках появляются предположения детей: о лисе, о раке, о хитрости, ловкости, о глупости, находчивости... Предлагаю прочитать сказку и выяснить, правильные ли предположения сделали. Возвращаемся к нашему дереву предсказаний и определяем какие версии оказались верными?СЛАЙД 6II. Работа с текстом во время чтения.Текстовые приёмы я применяю в ходе знакомства с текстом:- Ключевые слова- Кластер- Фишбоун - Инсерт - Моделирование обложки- Составление плана- Приём драматизации- Составление схемы или моделирование схематического ряда произведения, «Цепочка событий»- Диалог с автором СЛАЙД 7Очень часто я использую приём «Инсерт», или условные значки, или чтение с пометками. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.Это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при , с новой информацией.1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:V — я это знаю;+ — это новая информация для меня;- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.2. Затем несколько учеников озвучивают свои пометки. Никакого обсуждения, просто зачитывание. В 3 – 4 классах составляем таблицу "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".3. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.4. . На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки становятся помощниками в запоминании материала и помогают детям читать более внимательно, чтение становится увлекательным.СЛАЙД 8Приём «Цепочка событий». Цель: формирование умения представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой «Лиса и Тетерев» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:Тетерев- ------- лиса ------- собакиПрошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы? Можно предложить блок-схемы с нарушенной последовательностью. Предлагаю восстановить композицию. Приём «Моделирование обложки»Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).     В первом классе составляются модели обложки после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.У каждого ребёнка на столе находится половина альбомного листа, набор геометрических фигур разного цвета, карандаши. Дети кладут лист вертикально и слушают произведение, которое читает учитель.     По прочтении произведения ученикам даются следующие задания:1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора2) дополни модель обозначением жанра произведения, выбери тему произведения3) переверни лист и обозначь главных героев, укажи их взаимодействие, дай им характеристику.СЛАЙД 9III. Работа с текстом после чтения.На этапе рефлексии, при закреплении содержания текста можно пользоваться послетекстовыми приёмами- Толстые и тонкие вопросы- Синквейн - Составление/ разгадывание кроссворда- Чтение по ролям- Пересказ- АннотацияСЛАЙД 10Прием « толстых» и «тонких» вопросовТаблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?Формирование информационной компетентности учащихся на уроках литературного чтения позволяет не только научить применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию, но и незаметно для себя дети впитывают важные в нравственном отношении качества - трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему, что их окружает. По моему мнению, такая многообразная работа отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии.СЛАЙДСпасибо за внимание!
  • Способ «Моделирование обложек» (слайд 5)
  • Цель: Формировать умение обучающихся правильно называть произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.
  • Моделирование обложки книг (слайд 6) происходит при помощи введения системы заместителей (условных обозначений) жанров и тем произведения.
  • Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.
  • происходит на каждом уроке при знакомстве с новым произведением.
  • Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. Затем учащиеся определяют жанр и тему произведения и при помощи «заместителей» составляют модель (подготовленные заранее цветные «заместители» приклеиваются на альбомный лист).
  • Вот лишь несколько упражнений с моделями.(слайд 7)
  • Приём «Модель – описание» (слайд 11)
  • Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя.
  • Данная модель составлена к произведению В.Сутеева «Палочка- выручалочка» .
  • Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
  • Приём «Модель- сравнение» (слайд 12)
  • Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , сравнивать и обобщать полученную информацию.
  • В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.
  • Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?
  • Участники мастер - класса отвечают на поставленный вопрос.
  • Приём «Модель –рассуждение» (слайд 13)
  • Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию.
  • Прямоугольнички – качества героя.
  • Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)
  • Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».
  • Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.
  • Приём «Составление кластера»(слайд 14)
  • Цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.
  • Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.
  • Так на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество» обучающиеся составляют следующий кластер:
  • Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.
  • Читательская компетентность ????- Владение техникой чтения;- Владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;- Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать (начитанность)- Сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
  • и во фронтальной работе
  • . Инсерт — что это такое?Справка: Авторы приема — американские ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления. Название приема представляет собой аббревиатуру:I — interactive (интерактивная).N — noting (познавательная).S — system  for (система).E — effective (для эффективного).R — reading (чтения).T — thinking (и размышления).Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при , с новой информацией.В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.Как использовать прием "Инсерт" на уроках1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:V — я это знаю;+ — это новая информация для меня;- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.2. Заполняется таблица Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме "Реформы Петра I"3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.5. . На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в . Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.
  • Когда использовать прием Инсерт?Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.Приём антипации - предтекстовый вид работы. Этот приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой  предполагают, предвосхищают, предвидят то, о чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или название темы. Затем после изучения  темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали.Виды антиципаций, применяемые в начальной школе:-по обложке;-по автору;-по иллюстрации;-по заголовку;Приведу пример:При  ознакомлении с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» данный этап был проведен следующим образом. - Фамилию автора дети определили самостоятельно, выделив ее из предложенного ряда по двум признакам одновременно: С. Есенин, Л. Толстой, Б. Заходер. Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Льва Толстого, так как, во-первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во-вторых, фамилия Толстой состоит из двух слогов, другие – из трех.- Название произведения Льва Николаевича Толстого учащиеся определили, мысленно исключив повторяющиеся буквы из цепочки: ВПМДРЧЫДЖОМВКЧ («Прыжок»). - Предопределение учащимися цели (образовательной) на рассматриваемом уроке происходило с помощью записанных на доске опорных фраз: 1) расширить знания о … и … … … …; 2) познакомиться с … … «…»; 3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … . Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, школьники сформулировали цель: «Расширить знания о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого; познакомиться с произведением Толстого «Прыжок»; учиться правильно, выразительно читать произведение Толстого «Прыжок», отвечать на вопросы».- Участие ученика в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника, а также развивает интеллектуальные качества ребенка: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность и т.д.- Антиципация принуждает соотносить части текста по содержанию, привлекать собственные знания для правильного понимания связей и отношений  В итоге — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически, что, собственно, и требовалось.Приём «Дерево предсказаний»: Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации. Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении. Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным). На ветвях добавляются «листья» - обоснование этих предположений. Этот приём требует более высокого уровня знаний о литературных произведений в целом, поэтому его лучше проводить в 3-4 классах.Дерево предсказаний к сказке «ЛИСА и КОЗЁЛ»Учитель. Сегодня мы будем читать сказку Константина Дмитриевича Ушинского “Лиса и козел”.Как вы думаете, кто может быть героями этой сказки? О чем эта сказка?На доске изображено дерево. На его ветках появляются предположения детей: о лисе, о козле, о хитрости, о глупости…– Давайте начнем читать сказку и выясним, правильные ли предположения вы сделали.– А теперь давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. – Какие версии оказались верными?Приём «Моделирование обложки»Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).     В первом классе составляются модели обложки после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.    Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта работы знаем, что 70% выпускников начальных классов не владеют ими . Моделирование - реальный путь решения этой проблемы. Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: У каждого ребёнка на столе находится половина альбомного листа, набор геометрических фигур разного цвета, карандаши. Дети кладут лист вертикально и слушают произведение, которое читает учитель     Предлагаю упражнения по формированию специальных читательских умений.     По прочтении произведения ученикам даются следующие задания:1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора2) дополни модель обозначением жанра произведения, выбери тему произведения3) переверни лист и обозначь главных героев, укажи их взаимодействие, дай им характеристику   При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие.Пример: рассказ Н.Носова «На горке»Виды работы по моделированию обложки: - Работать можно в паре, в группах- Самостоятельное оформление модели обложки и сверка её с эталоном- Подбор произведений к заданной модели обложки- Подбор модели обложки к прочитанному произведению- «Найди и исправь ошибки» в заданной модели обложкиДругие приёмы работы над текстом Прием «Оценка текста». В начале урока ученикам предлагаю не читать текст, а оценить содержание изучаемого параграфа:  Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.  Таблица «Знаю – хочу знать - узнал».Перед учащимися ставятся вопросы:Что вы знаете об этом писателе?Какие знаете его произведения?Особенности произведений этого писателяЧто узнали нового?Что вы считаете нужным узнать?Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Приём «ассоциация»Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием?Прошу сформулировать свои догадки.) Прием «Написание синквейна»В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:В первой строке записывается одно слово- заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающеепредмет или действие, о котором идёт речьВо второй строке надо написать два прилагательных. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейнаВ третьей строке записываются три глагола или деепричастия, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.В четвертой строке размещается фраза, словосочетание, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, слова, отражающие личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в текстеПятая строка – последняя. Одно слово – существительноедля выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.Как это делать:Название (обычно существительное)___________________________Описание (обычно прилагательное)____________________________Действия___________________________________________________Чувство (фраза)_____________________________________________Повторение сути____________________________________________Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн: .1.    Сказка2.     Волшебная, бытовая.3.     Читать, пересказывать, учить.4.    Сказка – ложь, да в ней намёк.5.    Фантазия, выдумка.«Кластер» Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.Например, центр – название текста, Смысловые единицы –  деление текста  на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз «Чтение с остановками».1.     Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страницНепременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.Данный прием содержит все стадии технологии.Схема реализации:А) Рассказ  учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше ограничатся краткой информацией о личности автора.Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?») При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».  На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.Г) После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.Прием «Составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.Кластер может быть использован также для организации индивидуальной игрупповой работы как в классе, так и дома.Прием «Фишбоун».   Схема (диаграмма) «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа. Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы. В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения.