Публикации
Демонстрация профессионального мастерства. Мастер-класс учителя
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Демонстрация профессионального мастерства. Мастер-класс учителя
Автор: Жукова Татьяна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Демонстрация профессионального мастерства. Мастер-класс учителя
Автор: Жукова Татьяна Николаевна
Мастер-классучителя информатики и педдопобразования Жуковой Татьяны Николаевны.по теме:«Моделирование: Решение задач на орграфыво внеурочной деятельности»16.12.2016г.Содержание:Пояснительная записка. Обоснование необходимости организации внеурочной деятельности. Примеры решения задач. Список источников и материалов по данной теме. Дополнительные задания с ответами для самостоятельного решения Пояснительная записка«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» Али АпшерониИзучению данной темы по разным учебникам отводится различное число часов.По учебному плану у Семакина И.Г.:9 класс – 5 часов Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. По учебному плану у Босовой Л.Л.:5, 6 классы - 10 часов Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. 7, 8, 9 классы - 9 часовПонятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно- технических задач. По учебному плану у Угриновича Н.Д.: 9 класс - 11 часовТема «Моделирование и формализация» рассматривает построение (в том числе компьютерных) моделей из различных предметных областей (физики, математики, химии и др.). Это делает ее метапредметной и служит катализатором процесса информатизации образования в целом. 10,11 классы - 15 часовМоделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей . Формализация . Основные этапы раз- работки и исследования моделей на компьютере. Инструменты программирования для разработки и исследования моделей. Понятие массивов. Использование массивов данных в разработке моделей. Использование элементов графики в разработке моделей. Исследование математических моделей по различным предметам. По учебному плану у Полякова К.Ю.: 9 класс: 7 часов (основной курс) 10 часов (углубленный курс)Моделирование как метод познания. Формализация. Виды моделей. Использование моделей в практической деятельности человека. Этапы моделирования. Форма обучения: даётся общее описание графов, рассматриваются компьютерные модели, связанные с другими предметами. 11 класс: 7 часов (основной курс) 10 часов (углубленный курс)Графы. Основные понятия. Поиск кратчайших путей в графе. Задачи, решаемые с помощью графов. Деревья. Свойства деревьев. Реализация деревьев. Деревья поиска. Синтаксический разбор с помощью деревьев. Постфиксная и префиксная формы записи арифметических выражений. Дерево игр. Выигрышная стратегия. Можно сделать следующий вывод:Для подготовки учащихся 9 классов к сдаче ОГЭ по теме «Моделирование» в учебных планах разных авторов даётся только описание графов и таблиц, а также рассматриваются компьютерные модели связанные с другими предметами. Не рассматриваются задачи, решаемые с помощью графов. Для подготовки учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ по теме «Моделирование» полезный материал даётся только у Полякова К.Ю. Из всего выше сказанного можно найти выход только организацией дополнительных занятий во внеурочное время.В 7, 8, 9 классах на уроках при изучении темы «Моделирование» уделить внимание на решение задач с помощью графов. Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ более подробно разбирать задачи по теме «Моделирование» на дополнительных занятиях. Проведем небольшой анализ решения задач на эту тему по результатам экзаменов Задания №3 и в ОГЭ и в ЕГЭ выполнены в среднем на 80%. (по матрицам).Для этого нужно знать:Знать, что такое граф (это набор вершин и соединяющих их ребер) и как он описывается в виде таблицы. Чаще всего используется взвешенный граф, где с каждым ребром связано некоторое число (вес), оно может обозначать, например, расстояние между городами или стоимость перевозки. Умения перебирать варианты не пропустив ни одного! Надо научиться быстро и правильно строить граф по весовой матрице и наоборот. А вот в решении заданий №11 ОГЭ и №15 ЕГЭ результаты хуже – 40%.Вот поэтому я и решила поделиться с Вами, уважаемые коллеги своими наработками в этом вопросе.Задания я беру из различных источников, вы все их знаете.Рассмотрим задание из материалов «Тренировочной работы по информатике 11 класс» от 29 ноября 2016 года Вариант ИН10204 СтатГрад:Можно складывать входящие пути по каждому городу, сумму отслеживать как входящую для следующего города и так далее. Но это долго и нерационально.Как я решаю подобные задания. Так как мы имеем дело с направленными графами и двигаемся по стрелкам делаем следующее: в каждый пункт пути приходят со своими весами здесь они суммируются и выходят уже дальше с полученным весом и так далее (как я показала цифрами на рисунке графа). Здесь самое главное не сделать арифметической ошибки.Это задание взято с сайта Незнайка:Для этого задания ответ: 56.Для учащихся 9 классов можно брать задания полегче, хотя они у меня справляются и с такими. Ребята говорят, что теперь это их самые любимые задания.Используемая литература:Бесплатные онлайн тесты ЕГЭ от ЕГЭши - Бесплатные онлайн тесты ЕГЭ- Большая коллекция материалов по ЕГЭ и ГИА и подготовке к ним: ЕГЭ и ГИА 2012-2013 на Яндексе - Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА: . Мощный ресурс, свежие новости, есть библиотека книг по подготовке к ЕГЭ и ГИА Открытый банк заданий ФИПИ, ЕГЭ, ГИА и подготовка к поступлению- Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: Главный портал по ЕГЭ Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме: Сайт Полякова К.Ю.http://kpolyakov.narod.ru Сайт Незнайка: neznaika.pro>ЕГЭ, ОГЭ Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): . Здесь публикуется много материалов о ЕГЭ и тестовых технологиях в образовании в целом, в том числе есть демо-версии ЕГЭ с . (новые демо-версии сначала появляются именно здесь). Много информации и по ГИА Сообщество взаимопомощи учителей: . Много тренажеров по подготовке, созданных учителями, по адресу: Ульяновский образовательный портал -