Публикации
Лучший конспект урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Малханова Сэсэг Будаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Малханова Сэсэг Будаевна
Открытый урок музыки в 6 классе по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.Задачи: познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его;развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму;воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.Тип урока: погружение в музыкальный материал.Форма урока: урок-путешествие (в форме рондо).Ход урокаI. Организационный момент.Учащиеся входят в класс под фонозапись песни О. Митяева «Как здорово!» (Слайд 1)У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения.(Слайд 2)У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Итак переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья.II. Изучение нового материала. (Слайд 3)В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзииУ.: Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки.До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.(Учащиеся слушают гимн «Гаудеамус»)Какой характер гимна?Если вы внимательно вслушались, то услышали слова, прославляющие академию и преподавателей-профессоров.(Слайд 4)Учитель читает фрагмент из перевода гимна.(Слайд 5)Учитель предлагает выучить один из куплетов гимна и вместе с детьми читает текст.Лишь наука на землеСлужит людям вечно.Лишь наука на землеСлужит людям вечно.Славен тот, кто служит ей.Славен тот, кто служит ейВ жизни быстротечной,В жизни быстротечной.(Идет разучивание мелодии)После чего учитель предлагает детям представить себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.(Учащиеся поют куплет гимна стоя)У.: Куда же сейчас нас перенесет глобус?Учитель вращает глобус и делает метку на карте в том месте, где изображены Ирландия, Уэльс, Шотландия, читает их названия.У.: В эти места мы попали не просто так(Слайд 6)Д.: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?Учитель вращает глобус и делает метку на карте.– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).(Слайд 7)Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век.(Учитель вращает глобус) У.: Теперь мы дома. Вторая половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.(слайд 8)Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?– Каких авторов-исполнителей вы знаете?У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому союзу. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.(Слайд 9)Предлагаю остановиться на одном из ярких представителей авторской песни Владимире Семёновиче Высоцком (1938-1980) - русский поэт и актер, который занаписал песен, Московского театра драмы У.: Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого. ( Слайд 10)Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого.У.: Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе.)Учитель вновь обращает внимание детей на эпиграф «Возьмемся за руки друзья…».У.: История становления авторской песни в нашей стране во многом связана с появлением в сороковые годы XX века песни М. Светлова «Глобус». Именно этому поэту приписывается ее мелодия. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Великой Отечественной войны спел сам Михаил Светлов, были другими:За зеленым заборикомТы не можешь уснуть.А вечерняя зорькаПродолжает свой путь.После войны, в 1947г., поэт М. Львовский по просьбе друга-однополчанина написал другие слова для спектакля «Старые друзья». Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. А мы сейчас ее исполним со словами М. Львовского.Учитель предлагает учащимся представить, что они около костра после длительного похода, предложить им спеть песню «Глобус»( Слайд 11)Дети исполняют песню «Глобус» М. Светлова под фонограмму.Какие интонации преобладают в этой песне? (искренние, доверительные, романтические) (Слайд 12)У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.Окуджава Булат Шалвович, (1924-1997), русский советский поэт, писательРодился в Москве в семье партийного работника. Первый сборник его стихов «Лирика» вышел в 1955 в Калуге. Сборники его лирики начали выходить один за другим: «Острова» (1959), «Весёлый барабанщик» (1964), «По дороге в Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967).Известность приобрёл как исполнитель собственных песен, значительная часть которых посвящена впечатлениям военных лет.В 1961 появилось его первое прозаическое произведение «Будь здоров, школяр». В 1965 он издал повесть для детей «Фронт приходит к нам», за ней последовали два исторических романа – «Бедный Авросимов» (1969) и «Похождения Шипова» (1971). Романы Окуджавы «Путешествие дилетантов» (1978) и «Свидание с Бонапартом» (1979-1983) поставили их автора в ряд лучших русских прозаиков.Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.(Слайд 13)А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.(слайд 14) «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы.(слушание и исполнение)Почему поэт призывает «открыть двери» перед человеком?9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт. Вы догадались, о какой песне идет речь? («Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы).(Слайд 15)Слушание: «Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы.Какой образ создал композитор в этой песне?(Слайд 16)У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.(Слайд 1)В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней.III. Обобщение.У.: Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?Учитель напоминает детям эпиграф урока и предлагает всем взяться за руки и исполнить песню О. Митяева «Как здорово!».