Публикации Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Автор: Дмитриева Ольга Михайловна

Социальная адаптация детей дошкольного возраста.Воспитатель: Дмитриева О.М.Период адаптации в условиях детского сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму.   Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение.Поэтому, процесс адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно организовать. Вся работа сотрудников нашего учреждения направлена на профилактику дезадаптации вновь поступающих детей, психоэмоционального перенапряжения у детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению детской агрессии. Деятельность педагога-психолога в решении данного вопроса направлена на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей и родителей (помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада). Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи.Практика показывает, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому ответственному периоду в его жизни.Нередко родители, желая развить у ребёнка слабые навыки общения, стремятся отдать его именно для того, чтобы он этому научился. Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных  отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребёнку. Таким образом, наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками и со взрослыми. Немаловажное значение имеет сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.На сегодняшний день к решению проблемы адаптации наше ДОУ подходит следующим образом. Для создания плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду, для всестороннего развития детей, для ранней социализации мы организовали группу кратковременного пребывания.Функционирование ГКП призвано решать следующие задачи:Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, взрослых, с правилами игры.Формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса.Развитие игровых навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм поведения.Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша педагогически целесообразное  воздействие.Создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в ОУ и в семье.Работа  в группе строится таким образом, чтобы обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса. К процессу обучения предполагается активное подключение родителей, так как совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установить ситуативно-действенный контакт с взрослым, расширить опыт общения и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у ребенка практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Совместные занятия для родителей являются своеобразным "мастер классом", неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями. Помимо игровых комплексных занятий в детско-родительской группе проводятся тематические беседы с родителями, которые дают возможность узнать их опасения, выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания ребенка в учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации. Все это повышает психолого-педагогическу компетентность родителей. Предполагаемые результаты1.      Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.2.      Обеспечение социализации неорганизованных детей раннего возраста и успешной адаптации их  и их родителей к условиям ДОУ. 3.      Создание непрерывной системы в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей.4.      Формирование осознанного отношения родителей к личностному развитию детей раннего возраста.5.      Повышение физического и психического уровня развития детей.Проведение комплексных развивающих занятий дает свои положительные результаты. В нашем ДОУ осуществляется принцип преемственности (в дальнейшем дети посещают наш детский сад). И дети, посещавшие эти занятия, легче адаптируются, у них ниже процент заболеваемости, они не испытывают проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности в познавательной и игровой деятельности. Для них, как правило, характерно радостное или устойчивое спокойное состояние. Это помогает проследить положительную динамику увеличения числа детей с легкой степенью адаптации (весомую часть которого составляют дети, посещавшие занятия). После посещения комплексных развивающих занятий, формируются социальная ориентация детей на сверстников и взрослых, умение налаживать позитивное общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных ситуациях, формируется образ "Я", повышается жизнедеятельность организма, происходит ранняя социализация.Также  укрепляется сотрудничество и доверие со стороны родителей. Родители стали лучше понимать своего ребенка, в чем он успешен и какие у него трудности, осознали свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми. Впоследствии родители становятся более активными участниками всех дел детского сада.Таким образом, результаты, полученные в ходе работы, позволяют прогнозировать успешную адаптацию детей к новым социальным условиям.Когда дети поступают непосредственно в группу детского сада с ними продолжается работа - проводятся подгрупповые занятия по реализации принципа коммуникативной направленности воспитания, т.е. целенаправленное формирование различных навыков общения со взрослыми и сверстниками. Поскольку малыши нередко  болеют  и после болезни нуждаются в повторной адаптации, занятия проводятся не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.          Определяя степень адаптации детей, мы учитываем показатели и физического (аппетит, сон), и психического здоровья (эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми, познавательная и игровая активность, реакция на изменение привычной ситуации).Все вышесказанное дает возможность говорить о положительном влиянии проводимой нами работы по успешной адаптации детей раннего возраста на сохранение физического и психического здоровья малышей.