Публикации лучшая методическая разработка по ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: лучшая методическая разработка по ФГОС
Автор: Санатова Елена Григорьевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»ИСТРИНСКИЙ ФИЛИАЛКонтрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский языкосновной профессиональной образовательной программы по профессии19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер»Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер» программы учебной дисциплины Русский язык.Разработчик:Истринский филиал Учитель русского«Красногорский колледж»языка и литературыЕ.Г. Санатова (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)СОДЕРЖАНИЕ
  • 5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины
  • Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
  • В результате освоения учебной дисциплины Русский язык обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии 19.01.17 (260807.01) «Повар, кондитер» следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями: Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.Предметными результатами изучения русского языка являются: полное представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного); умение (в объёме изученного ) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию интеллектуальных, познавательных и организационных способностей. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой, пользованием лингвистическими словарями и справочниками. По окончанию курса русского языка в полном объёме требуются выполнения уровней: • Речеведческий• Фонетический • Лексический• Словообразовательный• Морфологический• Синтаксический• Пунктуационный • Культуроведческий• Орфографический Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен, предусмотренный учебным планом филиала.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.2.2.УУДВведениеПознавательные: самостоятельно выделить и сформулировать цель.Коммуникативные: сбор информации.Личностные: мотивация изучения русского языка.Регулятивные: самостоятельно составить план последовательности действий обучающихся. ФонетикаПознавательные: 1) Общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2) Логические – анализ, синтез объектов. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Подбор и работа с текстами нравственно-эстетического характера, обеспечивающие личностный моральный выбор. Регулятивные: умение сопоставить базовые знания за курс основной школы с новыми полученными понятиями по данной теме. Учить планировать промежуточные цели с учётом конечного результата, делать грамотные выводы. Добиваться волевой саморегуляции в выполнении самостоятельной работы внеучебного процесса, преодоления препятствий, умение скорректировать свои действия. ЛексикаПознавательные: 1) Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 2) Логические – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование способов взаимодействия в группах, оценка партнёров в работе в целом. Личностные: ответ на вопрос «Какое значение для меня имеет развитие словарного запаса?»Регулятивные: организация контроля за результатом выполнения заданных целей в обнаружении отклонений и отличий от стандарта знаний обучающихся, прогнозировать уровень усвоения данной темы через С/р.ОрфоэпияПознавательные: 1) Общеучебные – совместно с обучающимися выбрать наиболее эффективные способы решения поставленных перед ними задач. 2) Логические – выбор оснований и критериев для сравнения, сериация и классификация объектов. Формирование понятий (орфоэпический словарь). Коммуникативные: проведение коррекции творческой работы обучающихся в умении точно выражать свои мысли. Личностные: личностное присвоение проблемы, выбор метода исследования и составление индивидуальной программы осуществления проекта своего выступления. Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданными образцами фонетического разбора слова, развивать способность к мобилизации сил и энергии в 2-х часовой работе с индивидуальными карточками по 5-и темам. Осознание качества и уровня усвоения самими обучающимися. Морфемика и словообразованиеПознавательные: 1) Общеучебные – знаково-символическое моделирование; умение структурировать знания. 2) Логические – выдвижение гипотез и их обоснование; анализ, синтез объектов; формирование понятий. Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия групп обучающихся, оценка альтернативных способов решения вопросов, принятие решения и его реализация. Личностные: обогащение личных знаний с точки зрения нравственно-эстетического оценивания.Регулятивные: целеполагание в каждом этапе урока, постановка учебной задачи самими обучающимися, составление подробного плана и последовательности действий. Внесение необходимых дополнений. МорфологияПознавательные: 1) Общеобучающие - формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; моделирование процесса усвоения знаний обучающимися. 2) Логические – подведение под понятия «самостоятельные части речи», выведение следствий построения логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации по заданной теме.Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности.Регулятивные: предвосхищение результатов уровня усвоения его временных характеристик. Контроль за усвоением знаний и умений в определении морфологических признаков различных самостоятельных частей речи и коррекция результатов отдельных обучающихся. Вывод: необходимо развить творческое мышление через всесторонний анализ проблем. СинтаксисПознавательные: 1) Общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2) Логические – анализ, синтез объектов. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Подбор и работа с текстами нравственно-эстетического характера, обеспечивающие личностный моральный выбор. Регулятивные: умение сопоставить базовые знания за курс основной школы с новыми полученными понятиями по данной теме. Учить планировать промежуточные цели с учётом конечного результата, делать грамотные выводы. Добиваться волевой саморегуляции в выполнении самостоятельной работы внеучебного процесса, преодоления препятствий, умение скорректировать свои действия. Закрепление пройденного, подготовка к экзаменуПознавательные: 1) Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 2) Логические – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: планирование способов взаимодействия в группах, оценка партнёров в работе в целом. Личностные: ответ на вопрос «Какое значение для меня имеет развитие словарного запаса и использование служебных частей речи?»Регулятивные: организация контроля за результатом выполнения заданных целей в обнаружении отклонений и отличий от стандарта знаний обучающихся, прогнозировать уровень усвоения данной темы через Самостоятельную работу.ПунктуацияПознавательные: самостоятельно выделить и сформулировать цель.Коммуникативные: сбор информации.Личностные: мотивация изучения русского языка.Регулятивные: самостоятельно составить план последовательности действий обучающихся.Работа с тестамиПознавательные: 1) Общеучебные – совместно с обучающимися выбрать наиболее эффективные способы решения поставленных перед ними задач. 2) Логические – выбор оснований и критериев для сравнения, сериация и классификация объектов. Формирование понятий (основные единицы синтаксиса, словосочетание, простое предложение, осложненное простое предложение.)Коммуникативные: проведение коррекции творческой работы обучающихся в умении точно выражать свои мысли. Личностные: личностное присвоение проблемы, выбор метода исследования и составление индивидуальной программы осуществления проекта своего выступления. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Самостоятельная работаПознавательные: 1) Общеучебные – знаково-символическое моделирование; умение структурировать знания. 2) Логические – выдвижение гипотез и их обоснование; анализ, синтез объектов; формирование понятий. Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия групп обучающихся, оценка альтернативных способов решения вопросов, принятие решения и его реализация. Личностные: обогащение личных знаний с точки зрения нравственно-эстетического оценивания.Регулятивные: целеполагание в каждом этапе урока, постановка учебной задачи самими обучающимися, составление подробного плана и последовательности действий. Внесение необходимых дополнений.Вывод: использование универсальных учебных действий (как совокупность способов действий учащихся) обеспечивают самостоятельное усвоение знаний и умений, включая организацию процесса обогащения знаний обучающимися. Преподаватель побуждает к обучению, а обучающийся выбирает методы исследования или составляет программу осуществления своего проекта. Совместная работа преподавателя и обучающегося позволяют выбрать критерии контроля и оценки процесса и результатов деятельности. В итоге создают алгоритм общей деятельности.
  • Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
  • 3.1. Текст. Стили и типы речи.Употребление текстов на размышление о смысле жизни на интегрированном уроке по русскому языку и литературе. а) «Об уважительном отношении детей к родителям».Теперь зададим себе вопрос - к кому из наших ровесников, коллег, знакомых мы относимся лучше всего, с уважением? «К тем, кто нас уважает!» - скажем, не задумываясь и чистосердечно. Как ни странно, ребёнок тоже уважает тех, кто уважает его. Мы же почему-то уверены, что нас наши дети должны уважать безоглядно, ни за что, просто так, потому что мы их родители – и всё! Да, в этом конечно, что-то есть… Традиционное… вековое…Но если рассуждать логически, то получается так: если мы сами будем уважать собственного ребёнка, видеть в нём личность, то и он скорее и искреннее отзовётся тем же. Задание: Написать сочинение-рассуждение на заданную тему с аргументами, приведёнными из произведений литературы. б) «Люди, погладьте собаку».Как-то сказал мне один из сослуживцев, что многие из существующих ныне видов животных находятся на грани вымирания и лет этак через пять – десять кое-каких из них мы уже недосчитаемся. «А виной этому, - изрёк он, внушительно подняв палец, - города, индустрия, они – враг всего живого, из-за них мы создаём культ машин и ущерб миру природы».С этого времени я стал чаще задумываться о судьбе лесных и домашних животных, и жизнь, словно расщедрившись, тоже стала преподносить мне всё новые и новые примеры.Задание: Написать изложение с элементами сочинения.Диагностика знаний вновь прибывших студентов. Вводный контроль.
  • Вставьте проверяемые безударные гласные А или О.
  • СОДР_ГНУТЬСЯ
  • НЕПОЗВ_ЛИТЕЛЬНЫЙ
  • ОТВ_РИТЬ ОВОЩИ
  • ОБН_ЖЁННЫЙ
  • ОГ_ЛЁННЫЙ
  • Вставьте непроверяемые безударные гласные А или О.
  • КОНСТ_ТИРОВАТЬ
  • ДЕМ_КРАТИЯ
  • П_ЛЕМИКА
  • РАЗОБЛ_ЧАТЬ
  • ВЗБУД_РАЖИТЬ
  • Вставьте чередующиеся безударные гласные Е или И.
  • 1) ВОСПРИН_МАТЬ2) СТ_РЕТЬ С ДОСКИ
  • ЗАП_РШИСЬ
  • ВЫБ_РАТЬ
  • ПРИЧ_ТАЮЩИЙСЯ
  • Вставьте О или Ё после шипящих.
  • РУЧ_НКА
  • ПЧ_ЛКА
  • ПОРАЖ_ННЫЙ БОЛЕЗНЬЮ
  • НАСМЕХАТЬСЯ НАД ХАНЖ_Й
  • КУМАЧ_ВЫЙ ЦВЕТ
  • Вставьте звонкие или глухие согласные.
  • РАЗВЕ_КА
  • МАЛЕНЬКИЙ КУ_ШИНЧИК
  • ДЫРЯВЫЙ КА_ТАН
  • ГОРЯЧАЯ ВАТРУ_КА
  • ДЕР_КИЙ ОТВЕТ
  • Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные.
  • ПОБЕДОНОС_НЫЙ ВИД
  • КРЁС_НЫЙ ОТЕЦ
  • УС_НЫЙ ОТВЕТ
  • ПОЛНОВЕС_НЫЙ АРГУМЕНТ
  • ПОС_НАЯ ЕДА
  • Вставьте в слова, где нужно, согласную.
  • О_ФИЦИАЛЬНЫЙ
  • ДРО_ЖЕВОЙ
  • ПЕРВОКЛА_СНЫЙ
  • БЮ_ЛЕТЕНЬ
  • КОЭ_ФИЦИЕНТ
  • Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ъ и Ь.
  • КИНОС_ЁМКА
  • ПРЕД_ЮБИЛЕЙНЫЙ
  • КОМП_ЮТЕР
  • ТРАНС_АТЛАНТИЧЕСКИЙ
  • НЕОБ_ЯСНИМЫЙ
  • Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий.
  • БЕЗ ВИД_МОЙ ПРИЧИНЫ
  • МАШИНА ДВИЖ_ТСЯ
  • ОН ХВАТА_ТСЯ ЗА ПЕРИЛА
  • ОПИСЫВА_МЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • ТЫ ВЕРТ_ШЬСЯ
  • Определите написание НЕ с глаголами и деепричастиями.
  • НЕ_ДОБРАТЬ БАЛЛОВ
  • НЕ_ПОДДАВАЯСЬ
  • НЕ_ЖАДНИЧАЯ
  • НЕ_ДОЖИТЬ
  • НЕ_ЧАЯТЬ
  • Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний.
  • Что_бы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
  • По_этому неудачному ответу не судите о моих знаниях.
  • Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами.
  • Тёмные_ неосвещённые окна домов смотрели неприветливо и загадочно.
  • За дождём не видно было_ни моря ни неба.
  • 3.2. Фонетика. Контрольный диктант с грамматическим заданием.Итак, на дворе зима, улица на треть подрублена сумерками, и весь день на побегушках. За ней, отставая в вихре снежинок, гонятся вихрем фонари. Дорогой из гимназии имя Скрябина, всё в снегу, соскакивает с афиши мне на закорки. Я на крышке ранца заношу его домой, от него натекает на подоконник. Обожанье это бьёт меня жесточе и неприкрашеннее лихорадки. Завидя его, я бледнею, чтобы вслед за тем густо покраснеть. Он ко мне обращается, я лишаюсь соображения и слышу, как под общий смех отвечаю что-то невпопад, но что именно – не слышу. Я знаю, что он обо всём догадывается, но ни разу не пришёл мне на помощь. Значит, он меня не щадит, и это именно то безответное, неразделённое чувство, которого я и жажду. Только оно, и чем изводимых его непередаваемой музыкой. (по Б. Пастернаку)Грамматическое заданиеСделать фонетический разбор:I ВариантII Вариант- треть, подоконник.- бьёт, безответное. Материалы для оформления карточек:
  • Обведите в какой строке слово, в котором только четыре звука:
  • а) роль, колья, яма;б) группа, виться, ёлка;в) Илья, грусть, поздно.2. Обведите в каждой строке слово, в котором все согласные звуки мягкие:а) жизнь, цифра, песни;б) речка, лейся, цистерна;в) Юля, терракота, (в) темпе.3. Выделите в каждой строке слово, в котором все слоги открытые:а) кормушка, ягода, горькие;б) борются, аккорд, колодец;в) красивый, борозда, молодёжь. 4. Обведите в каждой строке слово, в котором пишется ъ:а) об(?)устроить, об(?)езжать, об(?)радовать;б) с(?)вязать, с(?)организовать, с(?)язвить;в) раз(?)давать, из(?)ян, под(?)обраться5. Обведите в каждой строке слово, в котором ь выполняет роль разделительного:а) медальон, пяльцы, мстительный;б) пятьдесят, муравьед, кольцо;в) польза, полозья, напольный.6. Подчеркните в каждой строке слово с приставкой, оканчивающейся на з:а) ра..вернуть, ра..строиться, ра..свирепеть;б) бе..совестный, бе..вкусный, бе..страстный;в) и..ливать, и..страдаться, и..тратить.7. Найдите в каждом ряду слово с одинаковым количеством звуков и букв:а) представление, разнообразный, приказывает;б) обрадовался, поэтический, трасса;в) периодика, глоссарий, естество.8. Найдите в каждом ряду слово с традиционным написанием букв:а) библиотека, житие, книгохранилище;б) приют, парашют, прелюдия;в) калач, каламбур, карантин.3.3. Лексика и фразеология.Эссе на тему «Активный и пассивный словарный запас.Это задание выполняется на основе теоретического материала §20 стр.109-111, учебник Русский язык Е.С. Антонова, Т.М. Воителева (НПО и СПО)Проверочный тест.
  • Найдите в каждом ряду многозначное слово:
  • а) карандаш, палитра, гамма;б) прихожая, гардероб, вестибюль;в) рояль, скрипка, инструмент.
  • Определите в каждом ряду слово-омоним:
  • а) стена, потолок, пол;б) нота, аккорд, арпеджио;в) кладовая, склад, хранилище.
  • Определите в каждой цепочке слово, не являющееся синонимом:
  • а) замолкать, затихать, затухать, замирать;б) недостаток, недоверие, изъян, порок;в) осторожный, осмотрительный, опасный, опасливый.
  • Найдите в каждом ряду слово, не имеющее антонима:
  • а) грустный, нежный, слабый, трогательный;б) доброта, глупость, верность, старость;в) пилить, говорить, спать, мокнуть.
  • Вычеркните в каждом ряду фразеологизмов один, не являющийся синонимом:
  • а) терять голову, сходить с ума, без царя в голове;б) от корки до корки, вдоль и поперёк, от альфы до омеги;в) ума палата, семи пядей во лбу, от большого ума.
  • Найдите в каждом ряду слов архаизм:
  • а) городской, городовой, загородный;б) когда-то, давно, встарь;в) дворецкий, дворцовый, дворовый.
  • Найдите в каждом ряду слов историзм:
  • а) комод, поставец, горка;б) брюки, порты, лосины;в) командарм, коммисар, командир.
  • Найдите в каждом ряду слов неологизм:
  • а) менеджер, продюсер, мерчендайзер;б) гаишник, пиарщик, помощник (продюсера);в) пицца, гамбургер, паста.3.4. Морфемика и словообразование.Контрольное изложение с элементами сочинения.Мы приехали в город под дождём, ночью, но к рассвету от дождя осталась только свежесть в воздухе. Отворив дверь на балкон, мы почувствовали упоительную прохладу раннего осеннего утра. В улицах таял молочный туман с озера, солнце тускло, но уже бодро блистало в тумане, а влажный ветер тихо покачивая кроваво-красные листья дикого винограда на столбах балкона. Мы умылись, оделись быстро и вышли из отеля, освежённые крепким сном, готовые на какие угодно скитания и с молодым предчувствием чего-то хорошего, что сулит нам день. Вдалеке всё было в лёгком светлом тумане, а мостовая в конце улицы блестела под солнцем, как золотая. И мы быстро пошли к тому, что казалось мокрой и блестящей мостовой. Выйдя на набережную, мы невольно остановились в том радостном изумлении, которое испытываешь всегда, внезапно увидев простор моря, озера или долин с высоты.Задание: Продолжите текст И.А. Бунина.Материалы для заданий:
  • Обведите в каждом ряду слова, которые соответствуют по составу схеме ¬˄□:
  • а) расписка, уголок, подберите, навечно;б) расписание, объяснение, изумление, представление;в) замахнуться, подмахивать, отмахала, замахнувшись.
  • В каждом ряду определите и обведите слова, которые нельзя по составу отнести к схеме ¬∩□:
  • а) растяпа, прямоугольный, подберут, оплата, неизвестно;б) растолкать, объём, изумлённый, запись, предложение;в) замёрз, отвергать, сотворение, аккордеон, пригород.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное суффиксальным способом:
  • а) перебор, нежность, вылетать, загородный;б) умилительный, образование, заходить, подлокотник;в) праздник, порыбачить, по-английски, краснопёрый.
  • Найдите в каждом ряду слово, образованное неморфологическим способом:
  • а) иностранная, образованный, гостиная, аккуратное;б) подберёзовик, украшение, объём, подушка;в) складной, полнота, диван-кровать, вечером.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное префиксальным способом:
  • а) объединиться, обгорелый, выгораживать;б) натворить, изложить, неприкосновенность;в) насмотреться, подровнять, излюбленный.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное префиксально-суффиксальным способом:
  • а) нарукавник, озорница, облегчение, изумляться;б) прикасаться, наедаться, обмануть, подробно;в) выглядывать, по-французски, породниться, изложение.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное безаффиксным способом:
  • а) наклон, ушат, обряд, излом;б) варка, казан, обмен, поручик;в) взлёт, красильная, рвань, изверг.
  • Выделите слова с суффиксами оценки:
  • а) повелитель, чайница, девчушка, самолётик;б) хлебница, избёнка, ручища, кустарник;в) деревце, полотенце, птенец, стрелец.3.5. Морфология.Данный материал используется:
  • Итоговый тест по теме «Глагол» I курс.
  • Итоговый тест по теме «Морфология» II курс.
  • Зачёт по итогам первого курса.
  • В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие только форму единственного числа:
  • а) город, трамвай, детвора;б) родня, дом, человек;в) трава, лапта, гора.
  • В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие форму только множественного числа:
  • а) сады, бусы, моря;б) книги, поезда, жмурки;в) хлопоты, автомобили, улицы.Далее № 3-22Учебник «Русский язык». Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Стр. 256-257 3.6. Синтаксис и пунктуация.Материал для теста «Простое предложение» и итоговый проверочный тест.Разработки КИМ, 10 класс. 3.8. Итоговая аттестация (экзамен).Экзаменационная работа для проведения письменного экзамена по русскому языкуВариант IКритерии оценки выполнения работыОбязательная часть1. (1 балл) Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.докУмент;нАчав;обострИть;кУхонный.2. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы ыи после ц в словах:ц..ра;цркуль;Синиц..;демонстрац...3. (1 балл) Вставьте нужное окончание в имена существительные:отметка по географи…;заботиться о матер…;угостить печень…;увлечься истори….4. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.Сделать првивку, пр…бывание на природе, пр…брежный песок, пр…одоление препятствий. 5. (1 балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки: стекля…ый, песчаый, оловяый, осе…ий.6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Напишите их правильно.пара носковящик огурцовдвое щупальцышесть мандарин7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.старый пианино,разнообразная меню,- вкусное какао,- картофельное пюре.8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?Главное – не простудит...ся.– С каждым может случит…ся неприятность.– Корабли возвращают…ся в порт.9. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.– дети пол.. грядки, кле...щий;- дышщий вулкан; крепко держ…т верёвку.10. (1 балл) Выпишите предложение, в котором вместо пропущенной должна стоять буква Е.– Какое слово произнесешь, такое и в ответ услышшь.– Дитя не плач.., мать не разумеет.- Ветер гон…т тучи.11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.– (Неткуда ждать помощи.– По листьям деревьев (негомонно стучал дождь.- Забор (не) покрашен.12. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Выпишите это предложение.– Радостно летают птицы и наполняют воздух своим гомоном.- Снова выглянуло солнце и ветер стих.13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
  • Артисты приехавшие к нам на гастроли выступили с интересной программой.
  • Они долго смеялись вспоминая свой поход.
  • 14. (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его.
  • Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
  • Согласно Вашего заявления Вам предоставлен отпуск по семейным обстоятельствам.
  • 15. (1 балл) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Запишите правильные ответы цифрами.Тогда (1) Сергий (2) взяв одного из иноков (3) спустился вниз от обители (4) расположившейся на склоне горы.
  • 2, 3, 42) 1, 43) 1, 2, 34) 1, 3, 4
  • 16. (1 балл) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Запишите правильные ответы цифрами.Печорин (1) кажется (2) страстно любил охоту.Обстоятельства (3) видимо (4) переменились, и сама судьба смеялась над ним.
  • 1, 22) 3, 43) 1, 34) 1, 2, 3, 4
  • 17. (1 балл) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.) Запишите это предложение правильно.
  • Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа.
  • Медведи расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
  • И в холодке под навесом и на солнце расположились утята.
  • Горят багровым заревом и лес и вода и песчаные холмы.
  • 18. (1 балл) Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?Запишите номер ответа.К холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говориться в первой части.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
  • Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  • Прочитайте ниже приведенный текст ивыполните задания 19–21
  • … (2)К какому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (3)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29% и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)… женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8) Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.
  • 19. (1 балл) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?В пожилом возрасте мужчины и женщины страдают от различных заболеваний, поэтому их умственные способности понижаются.В пожилом возрасте как у мужчин, так и у женщин сохраняются те же умственные способности, которые были у них в зрелом возрасте. В пожилом возрасте умственные способности у женщин, как правило, выше, а память лучше, чем у мужчин.Атеросклероз – грозное заболевание, как правило, пожилых людей, из-за чего страдают их память и умственные способности.20. (1 балл) Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?- напротив,- только,- наоборот,- в частности.21. (1 балл) Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в восьмом (8) предложении текста или в одной из частей этого предложения?- процессы замедляются,- силы тяжести замедляются,- накачивать процессы,- труднее замедляются. Дополнительная часть22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.нагр..вать, стр..мление, соч..тающий;- г…родовой, двжение, пол…тел;переб...решь, к...варный, ст...рона;– об..яние, прик..снуться, л..скающий. 23. (3 балла) Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите, какое из четырех предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении. Если бы солнце не пригревало( ) не распустились бы на лугу цветы и не пели радостно птицы.
  • сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и нужна запятая;
  • сложноподчиненное предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
  • сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и запятая не нужна, т.е. есть общее придаточное;
  • сложноподчиненное предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  • 24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания, выпишите предложение. Когда мальчишки за забором нашли чужой мяч они побежали на старый стадион заросший травой играть в футбол. 25. (3 балла). В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? Запишите номер предложения.
  • ЧТО(БЫ) сохранить урожай до весны, нужно (В)ТЕЧЕНИИ всего срока поддерживать в погребе определённую температуру и влажность.
  • (НАОНЕЦ-то прозвучала долгожданная команда, и (В)СКОРЕ отряд двинулся в путь.
  • РОДОЛЖЕНИЕ всего дня небо хмурилось, (ПО)ЭТОМУ идти в лес за грибами расхотелось.
  • ТАК(ЖЕ), как и другие сослуживцы, Яковлев был доволен новым назначением, ПОТОМУ(ЧТО) впереди его ждали интересная дорога и интересные встречи.
  • 26. (3 балла) Прочитайте внимательно ниже приведенный текст. Запишите ответ цифрой.(1)…(2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (3)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными…(4)… в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.Укажите значение слова ЯЗЫК в предложении 3.
  • важнейшее средство общения людей
  • орган в полости рта
  • орган речи
  • пленный, от которого можно узнать нужные сведения
  • 27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.- лесные, лесистые- нестерпимая, нетерпимая28. (3 балла) Прочитайте текст.Полёт клином – характерная примета осенних и весенних миграций – позволяет крупным птицам экономить энергию. Это установили французские орнитологи, получившие уникальную возможность изучать пернатых во время полёта. В распоряжении учёных была стая белых пеликанов, которых в период съёмок фильма обучили летать за небольшим самолётом и моторной лодкой. На спине у птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью. Как выяснилось, у пернатых, летевших клином, значительно снижалась частота сердечных сокращений по сравнению с теми, кто совершал полёт в одиночку. К тому же птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха, помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
  • Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином.
  • Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию.
  • Французские орнитологи сняли фильм, в котором запечатлён полёт птиц клином.
  • Французские орнитологи установили, что у пернатых, летящих клином, снижается частота сердечных сокращений по сравнению с теми птицами, которые совершают полёт в одиночку.
  • Экзаменационная работа для проведенияписьменного экзамена по русскому языкуВариант IIКритерии оценки выполнения работыОбязательная часть1. (1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.начАв;кухОнный;докумЕнт;обОстрить.2. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ыи после ц в словах:дисц...плина;црк;делегац…я;мотоцклист.3. (1 балл) Вставьте нужное окончание в имена существительные:участвует в соревновани…;побывали на станци…;говорили о дорог…;бежать по алле…;4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.пр…красные отношения, пр…дорожное кафе, пр…морский бульвар, пр…шить пуговицу.5. (1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:земля…ой, кожа…ое, блиая, серебря…ый.6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Напишите их правильно. пара ботинокдвое ножницящик помидорпять апельсин7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.лечебная шампунь,болезненный мозоль,- теплое пальто;- вкусный кофе.8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложение, в котором есть слово с пропущенной буквой Ь?Одному хорошо думает..ся.– Так и должно было случит..ся.– Кажется, в дверь стучат..ся.9. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.режщий, пожарные бор...тся с огнём;– они слыш.., знач...щий;10. (1 балл) Выпишите предложение, в котором вместо пропущенной должна стоять буква Е.– Быль за сказкой не поспе…т.– Друга на деньги не куп…шь.- Не смотр.. под ноги.11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.Абитуриент дал (не)правильный ответ на вопрос экзаменатора.– Это поле (неспахано;- Мальчик – (неежда.12. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Выпишите это предложение.– Светит веселое солнце и природа пробуждается ото сна.– Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице.13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
  • На ручей рябой и пестрый за листком летит листок.
  • Ветер гнал облака дымчатые легкие.
  • 14. (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его.
  • Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
  • М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.
  • 15. (1 балл) Прочитайте первую часть предложения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и выпишите его.Возражая против отдельных положений доклада,– большую роль играет культура спора.– присутствующие в целом согласились с докладчиком.– выступление в целом произвело хорошее впечатление.16. (1 балл) Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ЭКОНОМНЫЙ на слово ЭКОНОМИЧНЫЙ.
  • Мастер предложил экономный способ литья.
  • Экономная хозяйка всегда знает бюджет семьи.
  • Экономный образ жизни.
  • Экономное расходование запасов – важный фактор современного хозяйства.
  • 17. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте и определите, где нужно поставить одну запятую. Выпишите это предложение.
  • Полы в средневековом замке устилали ароматными травами и тростниковыми циновками.
  • Тряска в лёгком возке и пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
  • Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
  • 18. (1 балл) Выпишите правильный ответ.Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  • Прочитайте ниже приведенный текст ивыполните задания 19–21(1)... (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)... компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.19. (1 балл) В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Подберите нужное предложение и запишите его.
  • Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.
  • Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
  • Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
  • 20. (1 балл) Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.
  • Однако
  • Кроме того
  • Иными словами
  • 21. (1 балл) Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической основой во втором (2) предложении приведенного выше текста.
  • информация должна
  • информация должна быть преобразована
  • информация преобразована
  • Дополнительная часть22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.нагрвать, стр…мление, соч...тающий;– под...рить, хв...стун, просл...вляя;переб...решь, к...варный, ст...рона;– об...яние, прик...снуться, л...скающий. 23. (3 балла) Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите, какое из четырех предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении. Если бы не выпадали дожди, давно бы высохла зелень ( ) и земля лежала бы вся в трещинах и морщинах.
  • сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и нужна запятая;
  • сложноподчиненное предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
  • сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и запятая не нужна, т.е. есть общее придаточное;
  • сложноподчиненное предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  • 24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания.Когда Анне Федотовне дали в руки шкатулку с фронтовыми письмами сына она открыла ее бережно достала бесценные листочки пожелтевшие от времени и слезы выступили на ее глазах.25. (3 балла) Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те, которые пишутся раздельно.
  • Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
  • Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПОСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
  • (ПОИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
  • 26. (3 балла) Прочитайте внимательно ниже приведенный текст. Из приведенных в скобках паронимов выберите нужные, подчеркните их.1. В моей жизни это было самое (памятливое, памятное) событие. 2. Этот молодой депутат сумел (сыскать, снискать) доверие у горожан. 3. (Генеральское, генеральное) сражение было проиграно. 4. Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 5. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 6. В конце соревнования (авторитарному, авторитетному) жюри предстоит назвать победителя. 7. (Голодовка, голодание) поможет нашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нём из-за плохого питания. 8. (Одел, надел) пальто и вышел вон. 9. (Абонемент, абонент) на связи, говорите. 10. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.эффектный – эффективный;удачный – удачливый.28. (3 балла) Прочитайте текст.Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте и выпишите его.
  • Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
  • Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
  • В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
  • В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
  • Экзаменационная работа для проведенияписьменного экзамена по русскому языкуВариант IIIКритерии оценки выполнения работыОбязательная часть
  • (1 балл) Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
  • ЭкспертпослалАпонЯвдОсуха
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы ы и после ц в словах и запишите:
  • цгандирекця― Куницнцстерна
  • (1 балл) Вставьте нужное окончание в имена существительные и запишите:
  • победить в соревновани;ушли со станци;вспоминали о дорог;бежать по алле .
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
  • Пркрасные пейзажи, прдорожный павильон, прморский проспект, пршить погоны.
  • (1 балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним н,
  • какие ― с двумя нн. Запишите их в две колонки: весеий, стариый, деревяый, солёый.
  • (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки.
  • Напишите их правильно. пара гольфоба другамного апельсинстопка носков
  • (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имён существительных, и выпишите правильные словосочетания.
  • горячее какаосладкий кофеболезненный мазолькрасивая тюль
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы.
  • Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?― Одному хорошо думается.― Так и должно было случится.― Никогда не додумается помыть посуду.
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы.
  • Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.Огнедышщая лава, излгать версию;режщий, пожарные бортся с огнём.
  • (1 балл) Выпишите предложение,
  • в котором вместо пропущенной должна стоять буква Е.― Враг не дремлт.― Друга на деньги не купшь.― Не смотрт под ноги.
  • (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
  • Абитуриент дал (не) правильный ответ на вопрос экзаменатора.― Луг (не) скошен.― (Не) откуда ждать помощи.
  • (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.
  • Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Выпишите предложение.― Повеяло весной и природа пробуждается ото сна.― Бурно тают снега и весёлыми ручьями бегут по улице.
  • (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
  • На ручей рябой и пестрый за листком летит листок. Ветер гнал облака дымчатые лёгкие. Артисты приехавшие к нам на гастроли выступили с интересной программой.
  • (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его.
  • Благодаря Вашего усилия в культуре обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей. ― М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.
  • (1 балл) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Запишите правильные ответы цифрами.
  • Парень оскалил зубы (1) и (2) сделав страшную рожу (3) уставился на нас (4) оттаращенными глазами.
  • 1, 32) 2, 33) 1, 2, 34) 1, 3, 4
  • (1 балл) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Запишите правильные ответы цифрами.
  • Вы (1) вижу (2) любите природу. Мы (3) кажется (4) с тобой попутчики?
  • 1, 32) 3, 43) 1, 24) 1, 2, 3, 4
  • (1 балл) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.) Запишите это предложение правильно.
  • Люди сидели наверху и внизу слева и справа.
  • В помещении суда остались стряпчий да Сергей Николаевич.
  • На соседней улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязга грохот.
  • Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
  • (1 балл) Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Запишите номер ответа.
  • Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  • Прочитайте ниже приведённый тексти выполните задания 19-21(1)…(2) Почти тысячу лет головы каменных истуканов на этом острове украшают гигантские красные шапки. (3) В ходе научных работ, проводимых на острове, учёные выяснили, что их доставили с древнего вулкана. (4) Каждый головной убор весом в несколько тонн вначале был выдолблен из пород, рождённых огнедышащей горой, затем готовые изделия катили по дороге, выложенной красным пеплом, со склона в долина. (5)… непонятно, каким образом и зачем островитяне десять веков назад водружали шапки на колоссов.
  • (1 балл) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
  • ― Археологи начали исследовать острова в Тихом океане.― Одну из многочисленных тайн знаменитых статуй Острова Пасхи в Тихом океане открыли археологи.― В Тихом океане много острове и островков, которые хранят неразгаданные тайны. ― В Тихом океане есть как обитаемые, так и необитаемые острова.
  • (1 балл) Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом(5) предложении?
  • Вероятно,2) Однако3) Вопреки этому4) Несмотря на это,
  • (1 балл) Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
  • учёные доставили3) доставили
  • учёные выяснили, доставили4) что доставили
  • Дополнительная часть
  • (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
  • запргать, скльзить, мрской (прибой)― умрать, провряющий, продватьпровой, кллекция, лнгвистикаблстать, ветранский, продвая
  • (3 балла) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении и запишите ответ цифрой:
  • Падали капли дождя ( ) и неторопливо стекали с листьев яблони прямо на траву.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  • Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
  • (3 балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания. Запишите предложение.
  • Михаилу Беляту удаётся убедить читателя в том что не следует унывать и что в душе у каждого должен быть свой ежедневный праздник.
  • (3 балла) Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Запишите предложение.
  • Быстро проплыв мимо острова,
  • погода испортилась.
  • лодке понабился ремонт.
  • открывается великолепный вид на залив.
  • рыбак решил возвращаться.
  • (3 балла) Прочитайте внимательно. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите предложение грамотно.
  • Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.
  • Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стояла на исключительной высоте.
  • Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.
  • Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.
  • (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.
  • ― голодовка, голодание―генеральское, генеральное
  • (3 балла) Прочитайте текст.
  • Альтруистическое поведение отнюдь не является привилегией человека, оно присуще по крайней мере одному из его ближайших родственников – карликовым шимпанзе бонобо. Такой вывод сделали американские учёные, проведя серию экспериментов. В комнату с едой пустили голодную обезьяну, а её сородич в это время находился в соседнем помещении, отделённом от «столовой» дверью с задвижкой. Бонобо предоставили выбор: пообедать в одиночку либо, открыв дверь, впустить соседа и поделиться едой. Хотя в испытании участвовали несколько приматов, результат эксперимента неизменно был одинаков. Ни одно подопытное животное не пыталось съесть лакомство тайком, не поделившись с «ближним», как это порой себе позволяют некоторые представители человечества.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Ответ указать цифрой.
  • Американские учёные провели эксперименты с карликовыми шимпанзе, чтобы сравнить их поведение с поведением людей.
  • По наблюдениям американских учёных, шимпанзе бонобо, как и люди, заботятся друг о друге.
  • После серии экспериментов учёные США установили, что не только люди, но и их ближайшие родственники шимпанзе бонобо способны поделиться едой с сородичами и всегда делают это.
  • Ещё одним доказательством родства человека и животного стали эксперименты американских учёных с обезьянами.
  • Экзаменационная работа для проведенияписьменного экзамена по русскому языкуВариант IVКритерии оценки выполнения работыОбязательная часть
  • (1 балл) Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
  • нАчалазвОнитквартАлэкспЕрт
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы ы и после ц в словах и запишите:
  • цркачцкать― цпа― цтата
  • (1 балл) Вставьте нужное окончание в имена существительные и запишите:
  • отметка по истори;заботиться о бабушк;стрелять из винтовк;поймать на слов.
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
  • Сделать првивку, прбывание на природе, прбыть в порт, прклеить марки.
  • (1 балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним н,
  • какие ― с двумя нн. Запишите их в две колонки:багряый, клюквеый, оловяый, степеый.
  • (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки.
  • Напишите их правильно.пара колготковобеи подругимного помидорстопка носок
  • (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имён существительных, и выпишите правильные словосочетания.
  • горячий какаосладкое кофестарое пианинолечебный шампунь
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы.
  • Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?― Кажется, в дверь стучатся.― Кому-то не здоровится.― Не забывайте здороватся.
  • (1 балл) Вставьте пропущенные буквы.
  • Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.― они слышт, значщий;― дети полт грядки, клещий.
  • (1 балл) Выпишите предложение,
  • в котором вместо пропущенной должна стоять буква Е.― Какое слово произнесёшь, такое и в ответ услышшь.― Гром не грянт, поп не перекрестится.― Ветер гонт тучи.
  • (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
  • По листьям деревьев (не) угомонно стучал дождь.― Задание (не) выполнено.― Закончился (не) удачный день.
  • (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.
  • Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Выпишите предложение.― Радостно летают птицы и наполняют воздух своим гомоном.― Природа пробуждается и слышится пенье птиц.
  • (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
  • ― На ручей рябой и пёстрый за листком летит листок. ― Ветер гнал облака дымчатые лёгкие.Артисты приехавшие к нам на гастроли выступили с интересной программой.
  • (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его.
  • ― Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы. Согласно удобного расписания автобусов школьники не опаздывают на занятия.
  • (1 балл) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Запишите правильные ответы цифрами.
  • На опушке леса (1) приложив одно ухо (2) и (3) приподняв другое (4) перепрыгивал заяц.
  • 1, 22) 1, 43) 1, 2, 3, 44) 3, 4
  • (1 балл) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Запишите правильные ответы цифрами.
  • Обстоятельства (1) видимо (2) переменились, и сама судьба смеялась над ним. Сказал бы я (3) во-первых (4) не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно.
  • 1, 2, 3, 42) 3, 43) 1, 24) 1, 2, 3
  • (1 балл) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.) Запишите это предложение правильно.
  • То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.
  • На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.
  • Ни сил ни чувств для ближних не щади.
  • Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.
  • (1 балл) Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Запишите номер ответа.
  • Любите книгу: она научит вас уважать человека.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  • Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  • Прочитайте ниже приведённый тексти выполните задания 19-21(1)…(2)Наиболее рослому из этих деревьев, которые недавно разыскали учёные присвоено имя Гипериóн. (3)Его верхушка поднялась над землёй на 115,2 метра. (4)Рост двух других деревьев – великанов ― Гéлиоса и Икáра ― 114,7 и 113,1 метра. (5)Все они относятся к породе красного дерева.(6)… таких исполинов можно встретить у основания каньонов, но эта великолепная тройка облюбовала место на горном склоне, защищающим деревья от сильных ветров. (7) Текущие с вершины ручьи поили корни зелёных рекордсменов живительной влагой. П р и м е ч а н и е. Каньон – глубокая речная долина с очень крутыми или отвесными склонами.
  • (1 балл) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
  • ― Учёные решили детально изучить растительность национального парка Северной Калифорнии..― Флора Северной Каролины широко представлена в одном из национальных парков этого штата США.― Национальный парк Северной Калифорнии расположен на склоне горы. ― В одном из национальных парков Северной Калифорнии растут, возможно, три самых высоких дерева в мире.
  • (1 балл) Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?
  • Обычно2) Поэтому3) Напротив,4) Несмотря на это,
  • (1 балл) Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в седьмом (7) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
  • текущие поили3) ручьи поили
  • поили корни4) поили корни рекордсменов
  • Дополнительная часть
  • (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
  • гнять, блкон, произрстать― ксательная, стлить, привдение (к присяге)процвтание, чсовой (пояс), перескзать― лскать (котёнка), чсовой (механизм), замрающий
  • (3 балла) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
  • Солнце пряталось за холодные вершины ( ) и беловатый туман начинал расходиться в долинах.Запишите ответ цифрой.
  • Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
  • (3 балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания. Запишите предложение.
  • В решении такой актуальной проблемы как сбережение природных ресурсов всё активнее участвуют инженеры и дизайнеры многих стран..
  • (3 балла) Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Запишите предложение.
  • Обгоняя друг друга,
  • мне было трудно протиснуться на тротуаре.
  • спортсмены приближались к финишу.
  • начинается неразбериха.
  • цель не достигнута.
  • (3 балла) Прочитайте внимательно. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Запишите это предложение.
  • (ЗАЕМ вспоминать прошлое? А что касается будущего, то о нём ТО(ЖЕ) не стоит голову ломать .
  • Путники (НАОНЕЦ добрались до реки и (В)ТЕЧЕНИЕ часа шли вдоль её правого берега.
  • Несмотря (НАОНЕЦ сентября, в средней полосе было (ПО)ЛЕТНЕМУ тепло.
  • Хозяйки глас (ПОСЮДУ нужен: он вмиг заметит ЧТО(НИБУДЬ)
  • (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.
  • ― памятливое, памятное―абонемент, абонент
  • (3 балла) Прочитайте текст.
  • Интересное открытие сделали немецкие психологи. Они записали плач шестидесяти новорождённых в возрасте от трёх до пяти дней. Пропустив полученные записи через компьютер, учёные пришли к выводу, что малыши разных стран плачут поразному. Немецкие младенцы начинают свой писк с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. Французские новорождённые, наоборот, с низкой частоты и громкости переходят на более высокие. Причина в том, что французы повышают тон речи к концу фразы и ударение у них всегда на последнем слоге слова. Между тем у немцев ударение обычно ставится в первой части слова. Эти наблюдения привели к выводу о том, что ребёнок начинает осваивать особенности родной речи ещё в утробе матери, что и отражается в его первых земных криках.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Ответ указать цифрой.
  • Учёные из Германии установили, что немецкие новорождённые начинают свой плач с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются.
  • Немецкие учёные сделали интересное открытие: малыши разных стран плачут поразному, так как в их первых земных криках отражаются особенности родной речи, освоенные ещё в утробе матери.
  • Учёные из Германии установили, что французские младенцы начинают свой плач с низкой частоты и громкости, а затем переходят на более высокие частоты.
  • Учёные из Германии установили, что особенности плача детей разных национальностей напрямую связаны с особенностями родного языка.
  • Таблица 2.2САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ по разделам:Введение. Наука о русском языке. Самостоятельная работа. Подготовить информацию «Язык – форма существования национальной культурыЯзык и речь. Функциональные стили речи. Синтаксис.Самостоятельная работа. Подготовить информацию по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Выполнить письменную работу по соединению в тексте различных типов речи. Каждый учащийся получает по два текста из десяти по выбору. Делает лингвостилистический анализ текста.Примерные тексты.1.«Песня – стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами».(Толковый словарь С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова)Какое значение для человека имеет песня? Будь она народной или авторской?! Слово проникает в самое сердце людей. Душа обогащается теплом, жизнью, мудростью. Народная лирическая песня выражает чувства, переживания отдельного человека. В то же время она передавалась от одного к другому, от поколения к поколению. И каждый, кто пел её, был не просто исполнителем, а героем этой песни, тем самым «молодчиком» или «красной девицей», о которых в ней говорится. Эти песни были общими и личными одновременно: пели о себе, о Родине, о жизни, о явлениях природы. Это и колядки, масленичные песни, весенние, осенние, летние… На смену народным пришли авторские песни, в основу которых также был положен фольклор. А далее появилась необходимость петь о защитниках Отечества, важных событиях в стране, о любви, нежности, мире. О значении таких песен участники вокального ансамбля «Любимая песня» Деньковского клуба знают не понаслышке. Уже пятый десяток лет «несут» они русское слово зрителю. Более сорока участниц, приехавших в Деньково и Шапково совсем юными из разных уголков нашей необъятной Родины, говорящих на диалектах своего края, по сей день с удовольствием приходят на репетиции и выступают не только перед односельчанами, но и в районе, и в области. Песня их объединила, согрела, научила быть добрее и мудрее. Они поют…, а воздух наполняется магической силой слова, обращенного ко всем присутствующим. Это слово – призыв к пониманию, сочувствию, любви; любви вселенской. Эти простые женщины, без музыкального образования, заставляют слушателей через звучащее слово песни почувствовать – какой «великий и могучий русский язык»! Сами того не замечая, они учат нас, молодёжь, гордиться языком, на котором говорим. 2.«Профессия учителя в данный момент – одна из самых ответственных, самых благодарных. Роль и значение этой профессии будут все более и более возрастать.Но для того, чтобы учитель мог не на словах, а на деле выполнить ту поистине великую задачу, которая стоит перед ним, ему надо упорно работать, прежде всего над собой…»Н.К. КрупскаяЭти слова Надежды Константиновны Крупской злободневны и сегодня. Многие истринцы гордятся тем, что так или иначе соприкоснулись в жизни с прекрасным человеком, замечательным педагогом, преподавателем русского языка и литературы, Исуповой Галиной Ивановной. Перелистывая страницы книги «Учителя Подмосковья: Любовь, Благодарность, Доверие», читатель ещё раз убеждается в том, что Истринский район может гордиться этой личностью. «С 1980 г. и по сей день Галина Ивановна – учитель русского языка и литературы Первомайской средней школы. Не случайно, что многие ученики стали победителями не только районных конкурсов, но и областных. Прививая любовь к литературе, русскому языку, Галина Ивановна прививает любовь к родному краю. В 1996 г. Галина Ивановна получила звание «Заслуженный учитель РФ»». …Первое сентября. День знаний. К школе приближается поток новых учеников с букетами цветов. С ними рядом идут их родители и родственники, чтобы ещё раз сказать слова благодарности этой замечательной учительнице, ведь она даёт глубокие знания по русскому языку, прекрасно преподаёт литературу. В этом посёлке проживает большое количество семей, для которых русский язык не является родным. Но Галина Ивановна умеет этих учеников увлечь за собой, заворожить прекрасным русским языком. По их мнению: «Она открыла для нас мир русской классики, которая, как известно, восхищает весь мир, и я не стал исключением. Меня всегда удивляло, как в одном человеке умещается интеллигентность, строгость и одновременно женственность. Они с мужем переехали из другой области и начали всё с чистого листа. Своим кропотливым трудом, ответственностью, благородством, добилась больших успехов в работе. А главное, любовь и уважение людей».Галина Ивановна Исупова пользуется авторитетом не только в школе, но и в посёлке Первомайском. Поэтому на выборах в депутаты сельского поселения Лучинское одерживала победу. Люди её называют человеком беспокойного сердца. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.Самостоятельная работа.Каждый учащийся получает индивидуальные карточки с заданиями по темам:
  • Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
  • Употребление буквы –Ь в разных частях речи.
  • Правописание О/Ё после шипящих и .
  • Правописание приставок на – З и – С.
  • Правописание И - Ы после приставок.Материалы для оформления карточек:1.Обведите в какой строке слово, в котором только четыре звука:а) роль, колья, яма;б) группа, виться, ёлка;в) Илья, грусть, поздно.2. Обведите в каждой строке слово, в котором все согласные звуки мягкие:а) жизнь, цифра, песни;б) речка, лейся, цистерна;в) Юля, терракота, (в) темпе.3. Выделите в каждой строке слово, в котором все слоги открытые:а) кормушка, ягода, горькие;б) борются, аккорд, колодец;в) красивый, борозда, молодёжь. 4. Обведите в каждой строке слово, в котором пишется ъ:а) об(?)устроить, об(?)езжать, об(?)радовать;б) с(?)вязать, с(?)организовать, с(?)язвить;в) раз(?)давать, из(?)ян, под(?)обраться5. Обведите в каждой строке слово, в котором ь выполняет роль разделительного:а) медальон, пяльцы, мстительный;б) пятьдесят, муравьед, кольцо;в) польза, полозья, напольный.6. Подчеркните в каждой строке слово с приставкой, оканчивающейся на з:а) ра..вернуть, ра..строиться, ра..свирепеть;б) бе..совестный, бе..вкусный, бе..страстный;в) и..ливать, и..страдаться, и..тратить.7. Найдите в каждом ряду слово с одинаковым количеством звуков и букв:а) представление, разнообразный, приказывает;б) обрадовался, поэтический, трасса;в) периодика, глоссарий, естество.8. Найдите в каждом ряду слово с традиционным написанием букв:а) библиотека, житие, книгохранилище;б) приют, парашют, прелюдия;в) калач, каламбур, карантин.Лексика и фразеология.Самостоятельная работа.
  • Каждый учащийся находит дополнительную литературу по темам: фольклорная лексика, русские пословицы и поговорки, афоризмы, лексические нормы, явление традиционного русского быта (употребляемая лексика).
  • Профессионализмы, терминологическая лексика.
  • Морфемика, словообразование, орфография.Самостоятельная работа.Дидактический материал по темам:
  • Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
  • Правописание приставок -пре, -при.
  • Правописание сложных слов.
  • Материалы для заданий:
  • Обведите в каждом ряду слова, которые соответствуют по составу схеме ¬∩˄□:
  • а) расписка, уголок, подберите, навечно;б) расписание, объяснение, изумление, представление;в) замахнуться, подмахивать, отмахала, замахнувшись.
  • В каждом ряду определите и обведите слова, которые нельзя по составу отнести к схеме ¬∩□:
  • а) растяпа, прямоугольный, подберут, оплата, неизвестно;б) растолкать, объём, изумлённый, запись, предложение;в) замёрз, отвергать, сотворение, аккордеон, пригород.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное суффиксальным способом:
  • а) перебор, нежность, вылетать, загородный;б) умилительный, образование, заходить, подлокотник;в) праздник, порыбачить, по-английски, краснопёрый.
  • Найдите в каждом ряду слово, образованное неморфологическим способом:
  • а) иностранная, образованный, гостиная, аккуратное;б) подберёзовик, украшение, объём, подушка;в) складной, полнота, диван-кровать, вечером.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное префиксальным способом:
  • а) объединиться, обгорелый, выгораживать;б) натворить, изложить, неприкосновенность;в) насмотреться, подровнять, излюбленный.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное префиксально-суффиксальным способом:
  • а) нарукавник, озорница, облегчение, изумляться;б) прикасаться, наедаться, обмануть, подробно;в) выглядывать, по-французски, породниться, изложение.
  • Обведите в каждом ряду слово (слова), образованное безаффиксным способом:
  • а) наклон, ушат, обряд, излом;б) варка, казан, обмен, поручик;в) взлёт, красильная, рвань, изверг.
  • Выделите слова с суффиксами оценки:
  • а) повелитель, чайница, девчушка, самолётик;б) хлебница, избёнка, ручища, кустарник;в) деревце, полотенце, птенец, стрелец.Морфология и орфография.Самостоятельная работа.КИМ:
  • Итоговый тест по теме «Имя существительное». Вариант I / Вариант II.
  • Итоговый тест по теме «Имя прилагательное». Вариант I / Вариант II.
  • Итоговый тест по теме «Имя числительное». Вариант I / Вариант II.
  • Итоговый тест по теме «Местоимение». Вариант I / Вариант II.
  • Итоговый тест по теме «Глагол». Вариант I / Вариант II.
  • Примечание: студенты работают со сборниками КИМ, имеющимися в наличии. Самостоятельная работа по развитию речи.Виды изложений: Изложение краткое (сжатое); изложение с подробным пересказом текста; изложение с элементами сочинения.Темы:
  • «Наука о русском языке» учебник страница 6-7 (А. Леонтьев и Л. Скворцов).
  • «Осенний рассвет» страница 221 – тот же источник.
  • Работа с литературными текстами, изученных на первом курсе. Составить и записать не менее 6-и цитатных планов для пересказа, используя правила пунктуации и синтаксиса.Морфология II курсСамостоятельная работа.
  • Раздать дидактический материал для выполнения письменных заданий:
  • - Употребление причастий в текстах разных стилей.- Употребление деепричастий в текстах разных стилей.- Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.2. Подготовить сообщение из дополнительных источников по теме: «Слова. Категории состояния». 3. КИМ: Тест 12 – Обобщение по теме «Причастие»; тест 14 – «Деепричастие»; тест 17 – «Правописание наречий»; Тест 20 – «Итоговый тест: Деепричастие, наречие, категория состояния».Служебные части речиСамостоятельная работа.
  • Написать сочинение-рассуждение на выбранную тему: «Междометия в русской речи», «Звукоподражательные слова. Их значение».
  • Карточки с морфологическим разбором предлога, союза, частицы.Синтаксис и пунктуацияСамостоятельная работа.- Письменные упражнения с заданиями на постановку логического ударения, прямого и обратного порядка слов.- Выделение грамматической основы простого двусоставного предложения.- Роль второстепенных членов предложения в построении текста.- Предложения с обособленными и уточняющими членами.- Роль сравнительного оборота, как изобразительного средства языка.- Способы передачи чужой речи.- Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.- Структура и анализ сложного предложения.Самостоятельная работа для учащихся, находящихся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребёнком: Реферат на тему «Вклад М.В. Ломоносова (Ф.Ф. Фортунатова, Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.Резерв учебного времениСамостоятельная работа.Работа с материалами КИМ.Источники «Сборник КИМ за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы. Индивидуальный подход в выборе заданий и тем. Часть В ЕГЭ за 2014 год проработать все варианты.Лист согласованияДополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ В комплект КОС внесены следующие изменения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ПЦК _______________________________________________________«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )Председатель ПЦК ________________ /___________________/Приложение 3
  • Примерные варианты для пробного экзамена (апрель II курс).