Публикации Лучшая статья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая статья
Автор: Санатова Елена Григорьевна

«Сущность и природанравственности и духовности» Работу выполнила:Санатова Е.Г. , преподаватель Истринского филиала «Красногорского колледжа» Изучив вопрос о сущности и природе нравственности и духовности, я обратилась к источникам материалов VIII Московских областных Рождественских чтений, опубликованных УО Истринского муниципального района и Истринским Благочинием. В Костровской средней общеобразовательной школе состоялось закрытие VIII районных Рождественских чтений. Присутствовали: начальник управления образованием Истринского муниципального района Валерий Геннадьевич Коровкин, благочинный церквей Истринского округа протоиерей Димитрий Подорванов, заместитель главы администрации Костровского поселения Елена Павловна Раева, настоятель храма святителя Николая в селе Мансурово протоиерей Вадим Сорокин, директора школ Истринского района, духовенство. Присутствующие ознакомились с системой работы педагогического коллектива школы, посмотрели видеофильм-презентацию и слайд-фильм о преподавании основ православной культуры. Затем под руководством директора школы Натальи Фёдоровны Корольченко, при участии всех приглашённых гостей прошёл урок основ православной культуры в 10 классе. Ученики выступили с содержательными продуманными докладами и сообщениями, которые растрогали гостей своей искренностью и верой во всё доброе и прекрасное. Урок ОПК с глубоким знанием предмета и высоким профессионализмом провела преподаватель Елена Леонидовна Пилипочкина. Педагогический такт Елены Леонидовны, её работа с детьми младшего возраста вызвали искреннее восхищение присутствующих. Большое впечатление произвело на гостей школы экскурсионное знакомство с художественной росписью по дереву (Хохлома, Городец), с выставками работ учащихся. Учащиеся выступили с фрагментом общешкольного праздника «Рождество». Работу дня завершил круглый стол, на котором были заслушаны выступление начальника Управления образованием, приветственное слово благочинного, директора школ выступили с обменом мнениями. Участники круглого стола констатировали накопление в районе большого положительного опыта совместной работы учителей и священнослужителей, и пришли к выводам о хорошем уровне состояния преподавания курса «Основы православной культуры» в школах района и о необходимости дальнейшего совершенствования и выработки новых форм сотрудничества педагогических коллективов и духовенства района в деле духовного образования и нравственного воспитания школьников. Завершилась работа общей трапезой, за которой в непринуждённой обстановке обсуждались дальнейшие планы сотрудничества. В рамках чтений организовывались паломнические поездки для преподавателей и детей в Георгиевском храме г. Дедовска, храме Жен-Мироносиц г. Истры, церкви Крестовоздвижения с. Дарна. Завершающим событием Рождественских чтений стала совместная поездка духовенства и педагогов Истринского муниципального района в Екатерининский монастырь и Георгиевский храм города Видное с посещением Бутовского полигона. Отрывки из докладов, выступающих на заданную тему.
  • Священник Максим НовичковИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПЕДАГОГИКИ«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»Слова Н.А. Некрасова, вынесенные в подзаголовок, призваны показать важность, необходимость, полезность труда педагога, учителя. Роль учителя, наставника в жизни каждого человека огромна. Учителя открывают двери в мир знаний, наставляют учащихся, передают им основы накопленного человечеством багажа знаний и умений. По словам управляющего Московской епархией высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, связанным во время выступления на конференции педагогической общественности Московской области, «центральной фигурой образовательного процесса является педагог. Именно от него будет зависеть и успех учащихся в усвоении знаний, и их духовно-нравственное здоровье».В той или иной форме труд учителя был востребован в течение всей человеческой истории. Из различных исторических источников мы можем узнать о том, что воспитание и обучение подрастающего поколения являлось необходимым условием выживания любого племени, народа, государства. Уже в первобытном обществе с помощью примитивных форм воспитания готовили детей и подростков к основным видам трудовой и хозяйственной деятельности. В античном мире образование и воспитание детей имело целью, по словам Гомера, «достичь славы, превзойти в доблести своего отца». В школах Спарты основное внимание уделялось физическому воспитанию, а в Афинах к нему прибавлялось формирование духовно-нравственного склада личности, обучение счёту, письму, риторике, чтению. Школы для обучения детей существовали и у других древнейших народов: в Шумере, Месопотамии, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае. В Древнем Риме помимо школ, обучающих письму, чтению, счёту, существовали школы повышенного типа – грамматические, дающие разностороннее умственное образование, и воспитательные центры для детей римской знати – Коллегии юношества. На Руси просвещение и воспитание неразрывно было связано с православной христианской верой. Даже сам алфавит для славянского языка был составлен святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Первая школа «учения книжного» была открыта на Руси почти сразу после крещения русского народа святым равноапостольным князем Владимиром. Начальное обучение проводили «мастера грамоты, учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги («изборники»). Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран. Подобные школы открыты были в древнерусских городах Пскове, Новгороде, Переяславле, Ростове, Суздале. Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по всему русскому быту и жизни народа, упадок коснулся и дела просвещения, но источником и рассадником знаний оставались монастыри, в которых создавались школы книжного обучения. Дальнейшее развитие дела просвещения в стране Российской включало в себя и училище Епифания Славинецкого при Андреевском монастыре в Москве, и школу братьев Лихудов, по уровню образования приближавшуюся к европейским университетам, и первое высшее учебное заведение в Москве – славяно-греко-латинскую академию, в начале XIX века преобразованную в Московскую духовную академию. XVIII век ознаменовался образовательной реформой Петра Первого, в результате которой была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. В середине XVIII века сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определённого сословия и мело различную образовательную программу. Назначенная императрицей Екатериной «Комиссия по учреждению народных училищ» предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища).XIX век принес русской педагогической науке много имён, чьи труды и работы имели и имеют влияние на мировой опыт воспитания детей и юношества. Это в частности Николай Михайлович Карамзин, Николай Иванович Лобачевский, Николай Иванович Пирогов, Виссарион Григорьевич Белинский, Алексей Степанович Хомяков, Владимир Сергеевич Соловьёв, Константин Дмитриевич Ушинский, Пётр Фёдорович Каптерев. Ушинский предъявляет высокие требования к учителю. Прежде всего это должен быть убеждённый человек. Учителю необходимо овладеть педагогической теорией на основе широкого общего образования. Он должен быть высоконравственным человеком, настоящим христианином, любящим свою Родину, народ, детей. К.Д. Ушинский писал: «Необходимо также, чтобы светские лица, принимающиеся за воспитание, были не только хорошими педагогами, но и истинными христианами по своим стремлениям и убеждениям».Большую часть XX века педагогика в России была исключительно светской, пропаганда религии в учебных заведениях была запрещена, но задачи педагогики состояли в том, чтобы приложить все усилия и, пусть без Бога, но научить детей дружбе, уважению норм и ценностей социального окружения, особое внимание уделялось умению влиться в коллектив, бороться с пагубным влиянием нехороших субкультур, в частности – воровской или «уличной».В настоящее время в силу комплекса обстоятельств можно наблюдать нравственный упадок в детской и молодёжной среде, а первоочередной задачей педагогики должно быть формирование положительного морально-этического облика подрастающего поколения. Святейший патриарх Московской и Всея Руси Кирилл в своём выступлении на открытии XVIII международных Рождественских чтений отметил, что «………... Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность». Особенно Его Святейшество подчеркнул необходимость памятования о том, что «служение учителя – это особый подвиг. Господь наш Иисус Христос был Учителем в самом высоком смысле этого слова. Живое личное общение, простота и любовь были положены Им в основу взаимоотношений с учениками. Впоследствии это стало основой всего христианского воспитания и образования». II.Т.В. Калминазаместитель директора по УВРЦентра творческого развития и гуманитарного образованияУЧИТЕЛЬСТВА БЕЗ ЖЕРТВЕННОСТИ НЕ БЫВАЕТ«Евангелие – единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образсовершенства в лице Христа-Спасителя».Константин Ушинский, великий русский педагогКоторый год в стенах православной школы «Рождество» в один из ноябрьских дней собираются те, кому не равнодушна судьба подрастающего поколения, кого беспокоит, кем и какими вырастут сегодняшние школьники – беспокоит не только по долгу профессии, но по зову сердца. Это учителя, священники, а в этом году ещё и родители. Все они – соработники на ниве просвещения и воспитания. И, естественно, что первые приветственные слова собравшимся сказали начальник Управления образованием Валерий Геннадьевич Коровкин и благочинный церквей Истринского округа протоиерей Дмитрий Подорванов.- То, что будет сегодня заложено нами в подрастающее поколение, - мы будем сами в будущем пожинать, - заметил отец благочинный. – Дети как губка, и впитывают не только хорошее, но и плохое. Наша общая задача – привить ребёнку чувство добра, чтобы он сам мог различать, что хорошо, а что плохо. Но сделать такую «прививку» можно, только приложив много усилий, потрудившись самому, по примеру нашего общего Учителя не боясь жертвовать собой. – Главный наш учитель – Иисус Христос. Не потому, что Он сам был очень умный, весьма образованный, а потому что учительство без жертвенности невозможно. И именно таковых учителей Владыка митрополит имел ввиду, когда давал тему этих рождественских чтений: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», - заметил на открытии образовательных чтений духовник православной школы «Рождество», настоятель Христорождественского храма священник Александр Елатомцев. – Сегодня, как и во все времена, учитель должен не просто учить детей быть хорошими, а учить их жертвовать собой, своим же примером учить. Две тысячи лет назад апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступит время тяжкое. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». И как бы нам ни казалось, что именно наш век самый страшный, самый падший, самый неподходящий для благочестивой жизни, но слова эти были актуальны во все времена; и тогда, в евангельском мире, и сегодня, в мире современном, они одинаково пророчествуют и являются для всех нас предупреждением. По милости и любви Своей Господь дает нам время – время исправиться, стать лучше, и помочь в этом своим – да и чужим – детям. – Последние времена наступают постоянно, а церковь этому противостоит. И вместе с церковью школа, учителя тоже находятся на передовой, - продолжает о. Александр. – Мы оглядываемся и видим, что дети, напитавшись от мира сего, зло в себе умножают. Человеческая природа уже испорчена не только в нравственном плане, но и в психофизической сфере: сколько больных детей рождается, у каждого второго какие-то отклонения, проблемы в физическом развитии или в психике. А на учителей всё это сваливается в удвоенном размере, потому что родителям зачастую «некогда», они «деньги зарабатывают», полагая, что таким образом проявляют любовь к ребёнку. Священник по закону не имеет право идти в школу, но он может и должен открыть мир веры учителю, чтобы тот нёс его детям. И всегда всё упирается в отдельно взятого человека. Ты или жертвуешь собой и делаешь дело, или не жертвуешь. Мне хочется поблагодарить учителей, которые делают это дело, а тех, кто только начинает, - ободрить. Помирать страшно только в начале пути – потом же происходит перерождение, и ты становишься новым человеком. И уже своим примером убеждаешь, что новая, другая жизнь возможна.И в заключении я хочу сказать словами Т.В. Осиповой, преподавателя воскресной школы Георгиевского храма городского округа Восход, что «все мы, взрослые, желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, милосердие, чуткость. Как показывает педагогическая практика, духовно-нравственное воспитание наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа».