Публикации Лучший проект по патриотическому воспитанию «Мой дом - мой город»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший проект по патриотическому воспитанию «Мой дом - мой город»
Автор: Кузнецова Ирина Нмколаевна

Тема: «Система работы ДОУ по ознакомлению с историей родного края» Что мы Родиной зовем? – Край, где мы с тобой живем.Система работы ДОУ по ознакомлению детей с историей родного края – понятие очень емкое.Мне хотелось бы поделиться опытом работы педагогического коллектива работников МБДОУ детского сада № 198 по этой теме.Был обозначен тип проекта: творческий, познавательно - игровой, исследовательский. По времени проведения – продолжительный (2016-2017 г.г.)По характеру контактов: в рамках ДОУ, и работа в социуме.Участниками проекта были: педагоги, дошкольники и их родители.Актуальность проекта состояла в том, что дети, начиная с дошкольного возраста испытывали дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.Недостаточно сформирована была система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.Цель проекта: заложить в каждом ребенке основы духовно-нравственной личности, способной с самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими детьми.Задачи проектной деятельности:
  • способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
  • воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить приумножить богатства своего родного края и страны;
  • приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;
  • ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание в семье.
  • Хотелось бы подробнее остановиться на значении задач проектной деятельности и конкретно на понятиях «Родина», «Любовь к Родине».Не случайно содержание проекторной деятельности начинается с беседы«С чего начинается Родина?»А мы с Вами знаем с чего начинается Родина!С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может она начинаетсяС той песни что пела нам мать И то, что в любых испытанияхУ нас невозможно отнять.Эти слова точно и ёмко отражают суть значения «С чего начинается Родина». От себя хочу добавить, что лучше сказать нельзя.Дальше обратимся к понятию «Пела песню нам мать». Их поют с детства. Этим выражается любовь матери к своему ребенку и воспитывается любовь маленького ребенка к родителям, родственникам, друзьям, будущему супругу и, конечно, любовь к Родине.А мне в связи с понятием «Любовь к Родине» хочется раскрыть понятие «Нравственный патриотизм» Вы можете назвать страны, где пропагандируют патриотизм?США понимают, что произойдет со страной, где не будут пропагандировать это чувство. Сейчас я зачитаю вам рассекреченный документ, послушайте его внимательно.Это директива Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ и руководителя политической разведки США, так называемая «Американская доктрина борьбы против СССР», составленная еще в 1945 г. и которая ознаменовала начало так называемой «холодной войны».Вот что в ней говорится:«Окончится война, все как-то устроится, и мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению.Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино,— все будет . изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякую безнравственность.В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников и взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не будут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, предательство, национализм и вражду народов — все это мы будем культивировать в сознании людей.И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросамиобщества.Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Вот так мы это сделаем» (Синельников В. Таинственная сила слова. Формула любви. – М.: Центрополиграф, 2006)Вот по этому с самого раннего детства необходимо уделять огромное внимание на воспитание навыков духовно-нравственного патриотизма, а именно: на любовь к своей стране, Родине и малой Родине, которая является частью нашего большого государства.Содержание проектной деятельностиПредставлено тематическим планированием формирующего этапа.Сентябрь:
  • Беседа «С чего начинается Родина»
  • Занятие «Введение в историю родного города»
  • Октябрь:
  • Занятие «Достопримечательности нашего города» (экскурсии, целевые прогулки по улицам города, памятникам, рассматривание альбомов)
  • Ноябрь:
  • Целевые прогулки «Встречи с прошлым» (по улицам старого города)
  • Придание старины глубокой (целевые прогулки)
  • Декабрь:
  • Занятие «Мастерами славен город Балаково»
  • Экскурсия в Балаковский музей истории
  • Январь:
  • Занятие «Мой город на карте области»
  • Игра-путешествие «Из нашего города – по родной стране»
  • Февраль:
  • Занятие «Животный мир родного леса»
  • Март:
  • Занятие «Природа родной глубинки»
  • Беседа «Растения родного края»
  • Апрель:
  • Семейное чтение «Литературное наследие»
  • Экскурсия в городскую библиотеку
  • Май:
  • Круглый стол «Балаковцы – ветераны ВО войны»
  • Экскурсия к вечному огню
  • Изготовление праздничных открыток
  • Итоговое занятие «Балаково – моя малая Родина»
  • Этапы управления проектом.
  • Концептуальный (январь)
  • Исходно-диагностический (февраль)
  • Формирующий (сентябрь-май)
  • Итогово - диагностический (май)
  • Используемые методы для осуществления проекта:
  • Познавательно-игровые занятия
  • целевые прогулки,
  • экскурсии,
  • наблюдения
  • беседы
  • мониторинг
  • Стратегии осуществления проектной деятельности. Данный проект осуществлялся в рамках педагогической системы МДОУ детского сада № 198
  • с детьми – в различных видах деятельности (не требовал специально организованных занятий). Материал по каждой теме включался в алгоритм недели.
  • с педагогами – в условиях проведения методической работы
  • с родителями – совместная деятельность
  • Итогом нашего проекта был предполагаемый результат.Предполагаемый результат. Итоговым результатом явилась диагностика, в ходе которой определился уровень знаний детей. Учитывалось активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.По итогам работы были составлены диагностические карты, где нашли отражение результаты опросов детей, родителей, воспитателей по следующим разделам:
  • Родной город, символика
  • История народной культуры, традиции
  • Историко-географические и природные компоненты
  • Личностные компоненты
  • И определены уровни оценки усвоения материала:
  • Высокий
  • средний
  • низкий
  • Далее в докладе приведена схема, отражающая систему работы познава-тельного развития по ознакомлению детей в МДОУ детском саду №198 с историей родного края.Определены нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с историей Ростовской области (схема).Отражена в схеме и развивающая среда в ознакомлении детей с историей нашего города.По итогам выступления приведены условия для реализации проекта по ознакомлению с историей родного края:
  • Быть самому патриотом
  • Принять Программу (или разработать свою)
  • Понять идею
  • Создать группу единомышленников
  • Создать в МБДОУ развивающую достоверную среду
  • Привлечь родителей к участию в педпроцессе
  • Установить взаимосвязь с окружающим социумом
  • Литература
  • Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов-на-Донуеникс, 2007
  • Синельников В. Таинственная сила слова. Формула любви. – М.: Центрополиграф, 2006
  • Российская Федерация
  • Саратовская область
  • Балаково