Публикации Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Медведева Елена Николаевна

Инновационные формы и методы организации текущего контроля и оценки качества результатов учебной деятельности студентов в условиях реализации ФГОС СПОМедведева Елена НиколаевнаГБПОУ ШАПТФедеральные государственные образовательные стандарты НПО и СПО, введенные в 2011 году, предъявляют высокие требования к структуре, условиям и результатам освоения профессиональных образовательных программ. Выпускник образовательного учреждения, будущий высококвалифицированный рабочий или специалист, должен качественно освоить профессиональные и общие компетенции, чтобы быть востребованным на рынке труда и успешно адаптироваться в обществе. В условиях изменения требований к качеству профессионального образования возрастает роль педагогических работников в разработке контрольно-оценочных средств как контрольно-измерительных для количественного оценивания знаний и умений (учебные дисциплины, междисциплинарные курсы, учебные практики), так и компетентностно-ориентированных для качественного оценивания компетенций (производственная практика, профессиональный модуль в целом). Новые стандарты требуют создания комплектов (банка) контрольно-оценочных средств, согласованных не только в предметно-цикловой комиссии, но и с работодателями, для каждой профессиональной образовательной программы. ФГОС предусматривает, что в комплект контрольно-оценочных средств должны войти материалы для организации текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. В данной работе раскрываются преимущества новых подходов к организации и проведению текущего контроля с использованием информационных технологий (системы электронного голосования VOTUM) и промежуточной аттестации (дифференцированный зачет), представлен комплект контрольно-оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине ОП. 04. «Электротехника и электронная техника» к основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) по специальности СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» (вид подготовки - базовая, форма подготовки–очная), разработанный в ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум». В условиях внедрения ФГОС СПО контроль уровня освоения студентами знаний, умений и, конечно, компетенций остается одним из важнейших элементов учебного процесса. Важность контроля подчеркивается тем, что раздел 5. ОПОП СПО «Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы» является обязательным и должен быть дополнен комплектом контрольно-оценочных средств по всем дисциплинам и профессиональным модулям. Научно-методический совет Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» (Смнформационный ресурс: www.firo.ru) рекомендует: Текущий контроль знаний проводить для всех студентов ОУ, обучающихся по ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС СПО.Текущий контроль проводить в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину, профессиональный модуль как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии, Интернет-тестирование.Текущий контроль знаний может проводиться на любом из видов учебных занятий. Методы текущего контроля выбираются преподавателем, исходя из специфики учебной дисциплины, сформированных ПК и ОК. Преподаватель обеспечивает разработку и формирование блока заданий, используемых для проведения текущего контроля качества обучения.Текущий контроль освоения студентами программного материала учебных дисциплин и междисциплинарных курсов может иметь следующие виды: входной, оперативный и рубежный контроль.Организация текущего контроля и оценка качества результатов учебной деятельности студентов по дисциплине ОП 04 «Электротехника и электронная техника» ОПОП СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» в условиях ГБПОУ ШАПТ осуществляется в соответствии с локальным актом ОУ от 01.11.2011г.Текущий контроль знаний, умений проводится в следующих формах: устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях; проверка выполнения письменных домашних заданий, практических и лабораторных работ; защита лабораторно-практических работ; контрольные работы; тестирование, в т.ч. компьютерное; контроль самостоятельной работы (в письменной и устной форме); семинарские занятия; выполнение рефератов (докладов);подготовка презентаций.Дифференцированный зачет (ДЗ) в ГБОУ СПО ШАПТ – это форма контроля, при помощи которого проверяется выполнение студентами лабораторных работ, усвоение учебного материала теоретических и практических занятий по дисциплинам, важным в дальнейшем для формирования ПК и ОК. ДЗ по учебной дисциплине ОП 04. «Электротехника и электронная техника» принимается в рамках экзаменационной сессии.Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на ДЗ, разрабатывается преподавателем дисциплины, согласовывается с председателем ПЦК и доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц.Вопросы и практические задачи соответствуют формам контроля знаний и умений, включенным в программу учебной дисциплины. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными. Применяются тестовые задания, в т.ч. в компьютерной форме.Условием допуска студентов к ДЗ является выполнение практической части дисциплины. Студенты, не выполнившие лабораторно-практические работы в полном объеме (предъявляются рабочие тетради и отчеты) не допускаются преподавателем к ДЗ по учебной дисциплине до ликвидации задолженностей. При проведении ДЗ уровень подготовки студентов оценивается в баллах: «5»(«отлично»),«4»(«хорошо»),«3»(«удовлетворительно»),«2»«неудовлетворительно». Оценка «2» в зачетку не выставляется, а выставляется только в ведомость. Применение таких форм текущего контроля, как рабочая тетрадь по дисциплине, отчет по итогам лабораторно-практического занятия, дисциплинирует студентов, мотивирует их на качественное освоение знаний и навыков по дисциплине в рамках требований ФГОС СПО.В ГБПОУ ШАПТ широко используются информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Победа образовательного учреждения в Национальном проекте «Образование» в 2011 году позволила выделить значительные денежные средства на создание ресурсного центра по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов для АПК Нижегородской области.Для текущего контроля индивидуальных результатов учебной деятельности по дисциплине ОП 04 «Электротехника и электронная техника» также рефлексии по итогам учебной деятельности систематически используется электронная система голосования VOTUM. Система открывает большие возможности перед преподавателями в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса студентов, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе. Работая в аудитории, преподаватель использует VOTUM не только как инструмент для проведения тестирования с целью проверки знаний в любой момент во время учебного занятия, но и как инструмент проведения учебных занятий каждый день. Создавая слайды в программе VOTUM, можно сделать занятие интересным и увлекательным. Возможность добавления графики, музыки и видео, текстовых файлов, Интернет - страничек и флеш – анимации сделает любое учебное занятие более наглядным и понятным. Тезисы на слайдах помогают студентам правильно построить свои ответы и охватить всю тему, не упуская важные детали. Такие слайд - презентации очень удобно делать именно в программе VOTUM, так как затем к каждому слайду можно добавить вопрос, и урок – презентация «превратится» в наглядный тест с поясняющими картинками и мультимедиа-файлами. Благодаря простому и удобному интерфейсу любой преподаватель легко сможет освоить все функции программы, делая свою преподавательскую деятельность более эффективной. Тесты и уроки создаются с помощью встроенного редактора VOTUM, а также с помощью программы MS PowerPoint. Редактор тестов VOTUM позволяет определить два типа вопросов - вопросы с выбором варианта ответа, а так же вопросы без вариантов ответа, где студентам необходимо ввести ответ самостоятельно с клавиатуры пульта. В редактор вопросов VOTUM встроен редактор формул VOTUM, который позволяет легко создавать и добавлять формулы (математические, химические и др.) в вопросы. Эффективно использовать систему голосования VOTUM совместно с интерактивной доской, которой оборудован кабинет. На доску можно выводить не только вопросы и варианты ответов, но так же и статистику, отчеты по успеваемости студентов, так что они будут знать свои успехи в обучении. Вопросы с использованием мультимедиа-файлов, графики, флэш-роликов, текстовых файлов можно не только выводить на экран интерактивной доски, но так же и управлять этими файлами (воспроизводить, останавливать, закрывать) прямо с доски, делать пометки, оставлять комментарии, акцентируя внимание студентов на определенных объектах. Сочетание традиционных и новых форм и методов текущего контроля и оценки качества результатов учебной деятельности студентов, в том числе системы голосования VOTUM, позволяет в условиях ГБПОУ ШАПТ осуществлять инновационные подходы при освоении дисциплин профессионального цикла и модулей. По итогам контроля дисциплины ОП 04 «Электротехника и электронная техника» регулярно осуществляется непрерывный сбор свидетельств освоения студентами ФГОС СПО. Имеется возможность на диагностической основе выстраивать индивидуальную траекторию обучения студентов, своевременно производить коррекцию качества освоенных знаний и навыков, мотивировать студентов на изучение дисциплины, необходимой для формирования важнейших профессиональных и общих компетенций в рамках ОПОП по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».