Публикации ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Ирина Викторовна Щербакова

Щербакова И.В.Россия, г. СаратовСаратовский государственный медицинский университетЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗАСогласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, у выпускника медицинского вуза должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления; умения, обеспечивающие решение им профессиональных задач и применение алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных. В процессе освоения дисциплин будущий врач должен, в том числе, научиться применять современные методы научного познания, решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать с ЭВМ [1]. В документах, определяющих квалификационные характеристики современного врача, особо оговариваются требования к их естественнонаучной подготовке. Это связано с продвижением в систему медицинского образования последних достижений естественных наук, имеющих общенаучное значение, содействующих формированию у будущих врачей целостного миропонимания и естественнонаучного стиля мышления, позволяющих повысить качество их фундаментальной подготовки. Огромную роль в решении проблем фундаментальной подготовки будущих врачей играют базовые курсы естественно-математических и медико-биологических дисциплин таких, как химия, биология, физиология, физика, высшая математика, информатика. Естественнонаучные знания в значительной степени определяют возможности и степень готовности специалиста в освоении частных медицинских методик, новых медицинских технологий. Высокая скорость обновления естественнонаучных знаний обусловливает необходимость не только их изучения, но и эффективного применения, а это, в свою очередь, требует обучения умению будущих специалистов учиться в процессе своей профессиональной деятельности, и существенная роль в решении данной задачи принадлежит педагогической науке в системе высшего медицинского образования. Значение физики для современной медицины трудно переоценить. Физические методы воздействия (поля, ультразвук, элементарные частицы) и физические методы анализа (электронная микроскопия, регистрация биопотенциалов, применение радиоактивных изотопов) стали широко внедряться во все науки естественного цикла. Развилась биофизика наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Из нее выросла медицинская биофизика, цель которой создание фундамента практической медицины, установление прочной связи медицины с точными науками.Однако в последние годы отмечается неприязнь, а нередко и отторжение студентами-первокурсниками занятий по физике и сопутствующим дисциплинам, особенно математике. В связи с этим растет актуальность осмыслить концептуальные основы методологии преподавания физики, математики и информатики в медицинском вузе. В данной статье рассматриваются основные аспекты преподавания физики студентам-первокурсникам медицинского вуза на основе литературных данных и обобщения опыта работы кафедры медицинской и биологической физики Саратовского государственного медицинского университета (СГМУ). Преподавание физики в СГМУ осуществляется на занятиях медбиофизикой. Медбиофизика − это наука о системе, объединяющей состояние человеческого организма и физические знания о материальном мире. Цель медицинской и биологической физики состоит в создании диагностических, профилактических и лечебных средств, основанных на новейших достижениях физики, математики, техники, медицины и биологии. Медицинская физика зародилась на стыке между физикой и медициной. В современном изложении она тесно взаимосвязана с физикой, медициной, биофизикой, радиобиологией, патофизиологией, информатикой. Физические закономерности лежат в основе радиационной биофизики и экологии, различных видов диагностики, криобиофизики, медицинской томографии и визуализации. Овладевая биофизическими, биохимическими и экологическими методами исследований, применением ЭВМ в биологии и медицине, студенты получают возможность проведения системного анализа и разработки математических компьютерных и лабораторных моделей конкретных физико-технологических процессов для медицины, применения математических способов обработки медицинских изображений рентгеновской, магниторезонансной и ультразвуковой томографии и других видов меддиагностики.Первокурсникам медицинского вуза необходимо получить полноценную подготовку по общей и теоретической физике, высшей математике и информатике, и задача преподавателя – преподнести эти предметы на высоком научном уровне и в то же время – в привлекающей студентов форме, заинтересовать их и мотивировать на изучение данных предметов. Остро стоит задача устранить противоречия между требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по использованию знаний естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности врача и недостаточной мотивацией студентов медицинских вузов к изучению естественнонаучных дисциплин; потребностью будущих специалистов к самостоятельному решению задач, возникающих при изменении жизненных ситуаций, и недостаточным уровнем их подготовки к моделированию способов решения задач в области естественных наук (в частности, в проведении вычислительного эксперимента). В качестве основного фактора, осложняющего формирование у студентов качественных знаний, умений и навыков, специалисты выделяют значительную степень оторванности содержания и форм традиционного курса обучения от возрастных и личностных потребностей студентов [6]. Используя терминологию бихевиоризма, можно сказать, что «ценность подкрепления» для этого курса весьма низкая, да и та – внешняя (зачет и экзамен) [8]. Главной особенностью современного подхода к построению и проведению лабораторного практикума по физике является его диалогический характер. Это позволяет повысить субъектность обучения, сделать студента полноценным собеседником и полноправным участником процесса обучения в вузе. В условиях традиционного обучения преподаватель узнаёт о том, как воспринят его монолог, лишь на зачете или экзамене. Очевидно, что преподавателю не хватает «обратной связи» в условиях монологического учебного общения. Но для достижения современных целей обучения преподаватель обязан быть готов к спонтанному диалогу, и более того – инициировать его возникновение. Только в этом случае будет достигаться решение задачи повышения субъектности обучения, когда студенты переходят от пассивной роли в учебном процессе к активной. Однако одного только условия диалогичности явно недостаточно для формирования внутренней учебной мотивации. Качественное усвоение учебного материала возможно лишь при условии соотнесения его содержания с личностью обучаемого. Студент должен «видеть» материал не как нечто абстрактное по отношению к нему, а как-то, что непосредственно его касается и затрагивает, связано с ним, его жизнью, его профессиональным будущим. У него должна быть возможность «узнавать» себя в тех законах, правилах, теориях, примерах и т.д., которые ему преподаются. Такое «узнавание» позволяет студенту действительно усвоить учебный материал как нечто существенно близкое и родственное, иными словами сделать это частью самого себя. Если этого не происходит, то наблюдается отторжение учебного материала как чего-то инородного, и студент благополучно забывает его после сдачи экзамена или зачета. Последнее является вполне нормальной реакцией человеческой психики [4]. Медицинская и биологическая физика в медвузе (несмотря на её название) не осознаётся студентами как «предпрофильная» дисциплина. Они не видят ценностно-смысловых аспектов её изучения, путей дальнейшего использования знаний, приобретённых при изучении физики и математики в профильных дисциплинах. Процесс обучения не осознаётся студентами как целостный, между компонентами которого существуют преемственные связи. Кроме того, с каждым годом возрастает дефицит времени, отводимого для изучения огромного объема содержания учебного материала по физике, математике, информатике, включенного в курс медицинской и биологической физики. Указанные причины обусловливают необходимость поиска способов мотивации, новых подходов, методов, дидактических средств обучения, раскрывающих познавательно-смысловые ценности, ориентирующие студентов на использование знаний курса медицинской и биологической физики в профильных дисциплинах.Уже на вводном занятии по физике следует сказать студентам, что различные виды современной медицинской диагностики основаны на использовании электромагнитных и радиоактивных излучений, других физических процессах и явлениях. Необходимо подчеркнуть, что понимание физики невозможно без математики. Математика представляет собой основу для моделирования физических, химических, биологических процессов, необходима как для обработки статистических данных в ходе наблюдения за пациентами и составления отчетов, так и для научной работы врача. В современных условиях ни одна дисциплина не обходится без математических закономерностей. Для того чтобы заинтересовать студентов-первокурсников медицинского вуза в изучении физики, можно рекомендовать им ознакомиться со специальной литературой, приводя её список на одном из первых семинаров. Следует обратить внимание студентов на такие работы, в которых достаточно простым языком изложены основы использования физики в медицине, показана взаимосвязь наук: физики, химии, биологии, медицины. Изучение подобной литературы поможет студентам проникнуться мыслью о необходимости изучения физики и сопутствующих дисциплин (высшей математики, информатики, биологии, химии) с целью освоения медицинскими знаниями. Кроме того, можно задать первокурсникам подготовить доклады, рефераты, творческие проекты, например по темам «Физические основы медицинских исследований», «Физика и медицина: Пространство соприкосновения», «Применение информационных технологий в медицине», «Высшая математика в работе врача» и др. Достоинством такого способа мотивации, как подготовка докладов и презентаций, является относительная простота и доступность для подавляющего большинства первокурсников. Когда задание кажется студентам несложным, они относятся к нему с интересом, стремятся получить за его выполнение хорошую оценку. Посредством использования указанных способов будет решаться задача мотивации первокурсников медицинского вуза к изучению физики, высшей математики и информатики. Это является важным шагом на пути повышения качества подготовки врача. Современный уровень требований, предъявляемых как к врачу-клиницисту, так и к врачу-исследователю, предполагает знания компьютерных технологий и в области диагностики и при моделировании эксперимента с последующей обработкой полученных данных. Подобного рода навыки будущий специалист приобретает на протяжении всего периода обучения в вузе и последующей практической работы, однако основы этих знаний и умений закладываются на первом курсе при изучении физики, математики и информатики.Дело в том, что на современном этапе развития общества и науки на роль фундаментальных претендуют не только теоретические знания, но и методы решения прикладных задач, основанные на знании основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей, процессов и явлений, а также на использовании новых современных технологий. Изучение физики необходимо, чтобы овладеть профессией врача и стать специалистом в одной из самых престижных наук XXI века, проникнуть в тайны жизни, понять механизмы действия различных физических факторов на человеческий организм, научиться работать на современных научно-исследовательских приборах и компьютерах, принять участие в разработках новых физических методов диагностики и лечения.Именно эти подходы должны лежать в основе методологии обучения физике первокурсников медицинского вуза. Решить проблемы преподавания медбиофизики можно на основании продуманной логики дисциплин, учета психологических трудностей, испытываемых студентами-медиками при их освоении, использования всего современного арсенала дидактики высшей медицинской школы. Необходима личностная ориентация содержания образования, формирование творческой самостоятельности, полноценная подготовка студентов к решению проблемных профессиональных задач. При этом обучение должно строиться как единый, целостный процесс, ориентированный на преемственные связи общеобразовательных дисциплин с профильными. Принципиальный характер и смысл приобретает личностно-ценностный аспект образования. Во главу угла ставятся вопросы индивидуально-мотивированного отношения человека к собственному обучению, его уровню и качеству. При обучении физике и математике важно использовать инновационные технологии, к которым можно отнести дидактические средства обучения, ориентированные на реализацию ценностно-смысловых аспектов материала изучаемых дисциплин.Список литературы
  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2009.
  • Вассерман  Е.Л. Медицинская информатика в медицинском вузе: опыт Санкт-Петербургского университета, проблемы и перспективы // . 2006. № 2.
  • Демина М.Ю., Кокона Н.В., Некипелов С.В. Компьютерные технологии в преподавании информатики и физики в медицинском вузе // Компьютерные учебные программы и инновации. 2006. № 5-6.
  • Дианкина М.С., Голенков А.В., Яковлева А.В. Качество обучения в медицинском вузе (психолого-педагогические аспекты): Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2008.
  • Коровина В.А., Пащенко В.П. Некоторые особенности преподавания математической статистики в медицинском вузе // . 2006. № 2.
  • Кумыков В.К. // Физическое образование в вузах. 2003. Т. 9, № 4.
  • Назаров А.И., Ханин С.Д. Информационно-образовательная среда как средство повышения эффективности обучения физике в вузе // Физическое образование в вузах. 2003. Т. 9, № 4.
  • Семенова Е.А. Факторы становления профессионального самосознания будущих специалистов // Высшее образование сегодня. 2007. № 8.