Публикации Достижение современного педагога

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Достижение современного педагога
Автор: Лунд Любовь Ильинична

Работа педагога-психолога с семьёй в период адаптации. Педагог-психолог Л.И.ЛундМАДОУ «Детский сад № 48» Поступление в детский сад – это стрессовая ситуация как для ребёнка и его родителей. Работа в заданном аспекте проводится в 3-х направлениях - дети, родители, воспитатели. Разлука с близкими людьми может стать для ребёнка сильнейшим психотравмирующим фактором, поскольку воспринимается малышом, как потеря маминой и папиной любви. Тревога связанная, с разлукой, появляется у детей потому, что они предчувствуют возможность столкновения с новыми, незнакомыми людьми и обстоятельствами. Чем неожиданней расставание, тем труднее ребёнку адаптироваться в новых условиях. Следовательно, необходимо подготовить ребёнка и его родителей к поступлению в детский сад, создать условия для благоприятной адаптации. По всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояния кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. Главная задача, - это ознакомление с семьёй. С этой целью проводим анкетирование родителей (приложение № 1). Когда родители приносят путёвки в детский сад, предлагаю оценить психолого – педагогические параметры (приложение № 2) определения готовности поступления ребёнка в детское учреждение. Это позволяет получить дополнительную информацию о ребёнке и о семье в целом. Но главным является то, что можно спрогнозировать степень адаптации. При необходимости до поступления ребёнка в учреждения дать определённые рекомендации, которые помогут, сделать привыкание ребёнка к условиям детского учреждения более благоприятным и менее болезненным. За 3 последних года мною зафиксировано частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, что может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса, который в свою очередь может привести к дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забирали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать им отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке и т.п.Проявлениями дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушения сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим комплекс мероприятий по взаимодействию с семьёй:
  • Приобщение родителей к педагогическому процессу.
  • Участие родителей в организации жизни группы.
  • Психологическое просвещение педагогов и родителей.
  • Организация родительского клуба совместно с детьми.
  • Психолого-педагогическое сопровождение всех участников адаптационного периода.
  • Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад... как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос, влажная от волнения рука - масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств, происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрация агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на долгий период. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей. На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Было бы целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога, других специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться. Существуют разные формы работы с семьёй: - беседа- консультация с элементами тренинга- круглый стол- посещение детей на дому- записки-переписки- ящик вопросов и ответов- экскурсия- выставкиВажная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод - старший воспитатель, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе или психолог - расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ.В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму к работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т.п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, познакомиться с детьми.Для более подробной информации, необходимо подготовить буклет или памятку для родителей о детском саде с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующей, старшего воспитателя, других специалистов, а также контактных телефонов. Эффективным методом работы с семьей в адаптационный период, является организация выставок для родителей и детей: фоторепортажи деятельности детей в различные режимные моменты, развивающих игр и пособий, выставка любимых вещей, предметов или игрушек вновь пребывающих детей раннего возраста в группу ДОУ, выставка фотографий «Моя семья».Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке (индивидуальная беседа, круглый стол, консультация с элементами тренинга, записки – переписки, ящик вопросов и ответов), чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Спешка, разговор на бегу, формальное отношение к семье недопустимы: это провоцирует обострение недоверия. Важно всё: поза, мимика, жесты, манера говорить любого сотрудника ДОУ должны внушать доверие и спокойствие. Даже аккуратность в одежде имеет немаловажное значение. Будут ли родители уверены в благополучии ребенка, если во время знакомства увидят грязный халат медсестры, нервное покашливание и суетливые движения воспитателя, кипы бумаг, раскиданных на столе у заведующей? Администрация, работники детского сада - визитная карточка ДОУ.Интересной формой работы по адаптации является приглашение воспитателя в гости. Старший воспитатель или психолог ДОУ предлагает родителям пригласить воспитателя группы домой в гости, чтобы педагог смог познакомиться с малышом в домашних условиях. Цель - установить контакт с ним, познакомиться с условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка дома, определить стиль отношений между ее членами. Эти знания в дальнейшем помогут воспитателю строить отношения с семьей. Ребенок, встречая воспитателя на своей территории, среди близких людей, ведет себя достаточно спокойно, хорошо идет на контакт, не испытывает страха перед незнакомым человеком. Некоторая тревожность по поводу прихода чужого может возникнуть у детей 1,5-2 лет (прячутся за маму, убегают в другую комнату и т.п.), но в условиях уютной домашней обстановки она быстро проходит. Важно вовлечь родителей в разговор, в ходе которого они поделятся своими наблюдениями за ребенком - что он любит, что умеет, во что играет. Родители обычно с энтузиазмом рассказывают о детях, показывают его комнату (уголок), игрушки. Малыш, видя расположение мамы и папы, привыкнув к новой «тете», уже не убегает, а заинтересованно рассматривает ее. В этот момент целесообразно переключиться на живую, веселую игру с родителями, в которую постепенно вовлекается малыш. Важно, чтобы всем нравилось играть, всем было весело и интересно. В заключение визита можно рассказать ребенку, как дети в детском саду гуляют, танцуют, играют, веселятся.Адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче. Критерии эффективности работы с семьей в период адаптации: социализация детей раннего возраста, повышение уровня эмоционального благополучия, развитие педагогической и психологической культуры родителей.Литература1.С.В.Кузнецова, Е.В.Котова, Т.А.Романова «Система работы с узкими специалистами ДОУ» Творческий центр, Москва 2008г. 2. Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Детская психология в вопросах и ответах» Творческий центр СФЕСС, Москва 2004г.3. Научно-практический журнал «Психолог в детском саду» №2 2014г.