Публикации Методическая разработка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка
Автор: Метелкина Мария Владимировна

СП ГБОУ СОШ « ОЦ ЛИК» детский сад №16 «Удивительный мир природы»для воспитателей, работающих с детьми средних групп;Тема методической разработки.«В гости Капитошке»Воспитатель, Метёлкина Мария Владимировна 2016АктуальностьСегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе).Назначение 2017 года Годом экологии подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас.Многие люди и дети задаются вопросом: для чего нужна вода и какую пользу вообще она может приносить? Ведь в ней нет никаких витаминов, полезных веществ либо минералов. Но если только об этом задуматься, то ответ напрашивается сам собой. Наш земной шар на 70% покрыт водным пространством, а организм человека содержит в себе примерно 75–80% жидкости. Получается, что вода – это основа всей жизни на планете Земля.Ведь вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой».В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере.В своей методической разработке я расскажу и покажу воспитанникам для чего и зачем нужна вода. Проведем опыты с водой, поиграем в дидактические и настольные игры, отправимся в гости к «Капитошке».Целью моей работы является: Формирование основ экологической культуры у детей.Для себя я определила следующие задачи:Образовательные:знакомить детей с богатством природы – водой,формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;уточнять представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные и человек.Развивающие:Развивать познавательную активность и творческие способности детей;совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса детей.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.Воспитательные:воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем;воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность.Прививать бережное отношение к воде.Содержание.Моя методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.Образовательная область «Познание». Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды и ее значения в жизни человека, у детей формируются естественно - научные представления.В ходе моей разработки дети, совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные): плакаты, рисунки,Считаю, что целью экологического воспитания дошкольников являются:формирование навыков элементарной проблемно-поисковой деятельности в процессе знакомства с неживой природой (вода),развитие коммуникативных и творческих способностей ребенка-дошкольника.Вопросы, рассматриваемые мною в теме:«Вода вокруг нас».Что такое вода и зачем она нужна?Можем ли мы один день обойтись без воды?Я помогаю детям проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопрос, искать на него ответ (самостоятельно и совместно с взрослыми), привлекаю внимание взрослых и детей к явлениям, связанным с водой.В своей работе я использовала в основном методы и приёмы педагогического воздействия:сюрпризные моменты,игровые образы,игровые ситуации.Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.Основным этапом было проведение занятий по формированию экологического воспитания с использованием дидактических игр.Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации:«Нужно детям закаляться»«Закаливание-шаг к здоровью»«Как закаливать свой организм»«Зачем нужна вода»На заключительном этапе я проанализировала результаты проведенной работы. Конечный результат: использование на экологическую тему способствовало закреплению представлений у детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных (воздух, вода). Получение знания помогли научить детей замечать изменения в природе, бережно к ней относиться и беречь окружающий мир.Описание материала: предлагаю воспитателям методическую разработку по теме экологии на тему «Удивительный мир природы» с разработкой непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы « В гостях у Капитошки»де дети познакомятся со свойствами воды и узнают для чего нужна нам всем вода?.Оборудование и материалы:Демонстрационные:Капли воды, изготовленные из бумаги.ИКТ презентация «Значение воды на Земле»,«Капиташка» вязанная игрушка в виде капли.Воздушные шарики с наполнителем (крахмал) для мелкой моторики рук.Раздаточные:Ёмкости для опыта (стаканы), воронка, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнка, молоко, сахар, соль, песок, ложка.Место проведения: группа, музыкальный зал.Предварительна работа:Оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;— дидактические игры, способствующие реализации цели («Кому нужна вода?» «Где спряталась вода?», «Хорошо-плохо», «Что было бы, если…», «Тонет-не тонет»);— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;— чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,«Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой, К. Чуковский «Мойдодыр», М. Булатова «Водичка-водичка», Е. Полянский «Березовый дождь»— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);- просмотр союзмультфильмов, «Мойдодыр» «Вода и погода», «Секреты воды», «Капля». «Капитошка»- экскурсия в бассейн «Альбатрос»Этапы моей методической разработки представлены в таблице./пНазвание работыприложение1Знакомство «для чего нужна вода», видео- презентация.Приложение 12Настольно печатные и дидактические игрыПриложение 23Здоровье сберегающие технологииПриложение 34Опыты с водойПриложение 45Взаимодействие с родителямиПриложение 56Просмотр союзмультфильмовПриложение 6Художественно эстетическое развитиеПриложение 77НОД «« В гостях у Капитошки»Приложение 8Приложение 1.Видео презентация «Для чего нужна вода»?Цель: формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют.Задачи: обучать бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. (Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем , – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. На то, что на глобусе есть и белый цвет – найти его вместе с детьми. Белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега , которые никогда не тают). Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений, цветов , деревьев, фруктов, овощей, животных, птиц, рыб, людей. А как вы думаете, почему? Зачем вода всем нужна? Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель подводит итог сказанному. (Вода нужна людям, растениям , животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.) Для этого я вам и родителям подготовила и предлагаю посмотреть видео презентацию «Кому и для чего нужна вода? Вода и её свойства.Увлекательная экскурсия в бассейн «Альбатрос»Целью данной экскурсии является преемственность в сотрудничестве с городским бассейном «Альбатросом», воспитание культуры здорового образа жизни.Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам фотоотчет экскурсий в бассейн "Альбатрос". Экскурсии – это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют большую познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку (выход за пределы ДОУ, получить новые незабываемые впечатления.)Экскурсии – очень перспективный и интересный вид обучения дошкольников, хотя достаточно сложный в подготовке, если речь идет о выходе за пределы дошкольного учреждения.Приложение 2.Настольно печатные и дидактические игрыМноголетние наблюдения за детьми дают право говорить об огромнойроли развивающей настольно-печатной игры в жизни ребенка.«Игра побуждает детей к усиленной умственной деятельности, требует отних значительных напряжений, появляется возможность для развитияинтеллекта» (Б.П. Никитин). Развиваются: внимание, помять, воображение,зрительное и слуховое восприятие, умение находить зависимости изакономерности. Участие детей в таких играх развивает обще учебныенавыки, умение планировать свою деятельность, коммуникативные иорганизаторские способности. Удовлетворить детскую любознательность,вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь емуовладеть способами познания связей между предметами и явлениями живойи неживой природы позволяет игра, прежде всего дидактическая.1. Дидактическая игра:«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)6) а) Еду, еду - следу нету,Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр),(обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к . другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-8 частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.Настольно печатная игра «Очень нужная вода»Здоровье сберегающая технология с использованием ИКТИгра – ведущий вид деятельности ребенка. Поэтому в своей практике я уделяю большое внимание развитию игровой деятельности. Ведь именно в игре ребенок развивается как личность. Игровые моменты, ситуации и приемы включаю во все виды детской деятельности. Повседневную жизнь детей стараюсь наполнить интересными играми. Моя цель состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Игра сопровождает детей в течении всего пребывания в детском саду.Непосредственную образовательную деятельность я планирую в игровой форме, открываю широкий путь игре, не навязываю детям свои представления, а создаю им условия для высказывания своих представлений. Детям интересней не узнать, а догадаться, не получить формальный ответ, а использовать свой вопрос, как повод для создания интересной ситуации.Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Поэтому в своей работе использую системный подход к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, внедрению здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровье сберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.«В пучине морской»«Солнце тучка и одуванчик»«Снежинка»2.Упражнение на дыхание. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить, детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе.Моя идея заключается в тренировке дыхательной мускулатуры у детей, причём в игровой форме и знакомиться с геометрическими фигурами(круг, квадрат).Цель: С помощью дыхательных гимнастик сократить число простудных заболеваний.3 . Физминутки.По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка! Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённым Постановлением №26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года "в середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки". Таким образом, физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.Гимнастика для мелкой моторики рук и пальцев «Играем с Капитошкой»Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.Приложение 4.Опыты с водой.В мире столько всего интересного и любопытного, что все дети, начиная с возраста, когда они научились говорить, растут большими почемучками. Как занять ребенка, чтобы время прошло с пользой, и малышу было интересно? Опыты с водой для детей - это отличный вариант для проведения совместного досуга. Вода имеет вкус и плотность, но не имеет запаха. Она встречается в трех состояниях: газообразном, жидком и твердом. Для дошкольников, и не только, опыты с водой - отличная возможность познакомится с ней поближе. 3 Физминутки.Проведем 1.опыт–Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?(Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)– Но исчезла ли соль?(Нет, она растворилась.)– Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло?(Сахар тоже растворился в воде.)– Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?(Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)Проведем 2.опыт.– Давайте нальем воду в стакан.- Какую форму она приняла?(Форму стакана.)– Что же такое вода?(Жидкость.)– Жидкость не имеет своей формы( а принимает форму сосуда , в котором находится.)Жидкость легко изменяет свою форму,(растекается.)– Посмотрите на аквариум с рыбками.Что можно сказать о воде? Что вы там видите?– Как доказать, что вода прозрачна?Проведём 3. опыт.На столе два стакана.В один наливаем воду, в другой – молоко.В оба опускаем ложки. Что вы видите?Что можно сказать о воде и о молоке?(Молоко – белое, а вода – прозрачная.– Какого цвета вода? (Прозрачная.)Приложение 5.Взаимодействие с родителямиДети - дошкольники все чаще страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровьеребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганийв последующие годы.Основные средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использованиевоздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.Воздушные ванны применяются с целью приучать детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом.При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движениевоздуха.Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особойнеобходимости в приеме специальных воздушных нет. Весной же, когда еще привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.Я предлагаю несколько консультаций для родителей.Приложение 6.Просмотр союзмультфильмовПросмотр советских мультфильмов про циркОсновная цель: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контексте образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС.Задачи:- ОбразовательныеСформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой им мультпродукции.- РазвивающиеРазвивать познавательную активность детей, расширение кругозора, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятия мира детей младшего дошкольного возраста средствами мультипликации;- ВоспитательныеВоспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре, воспитание коллективизма и гуманизма.Художественно эстетическое развитиеХудожественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.Чтение художественной литературы.Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию.Загадки пословице и поговорке о воде.Загадки.По морю идёт-идёт,А до берега дойдёт —Тут и пропадёт. (Волна)Течёт, течёт — не вытечет,Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)Чтобы не было беды,Жить нельзя нам без … (Воды)Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! (Вода)Нет ног, но на месте она не стоит,Ложе есть, но не спит,Не котёл, но бурлит,Не гроза, но гремит.Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)Пословицы и поговорки.Вода всему госпожа: воды и огонь боится.Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.Под лежачий камень вода не течет.Он из воды сухой выйдет.С водой и огнем не поспоришь.На обиженных воду возят.Воду в ступе толочь.В решете воду не носят.Как с гуся вода.Глубокая вода не мутится.Вода с водой – не гора с горой: сольются.Как в воду канул.Вода – сама себе царь.Богато живем – сполна воду пьем.И тихая вода крутые берега подмывает.Концы – в воду.Вода себе путь найдет.Молчит, словно воды в рот набрал.Это еще на воде вилами писано.Мир силен, как вода.Приложение 8.НОД« В гостях у Капитошки»Ход:Дети в ходят в зал и садятся на стульчики, поставленные по кругу.- Здравствуйте, дети. Садитесь на стульчики, возьмитесь за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу.-А теперь закройте глаза и посидите тихо.Мы вместе,мы дружные,мы все здесь!Звучит спокойная мелодия дождя – Бетховен.Мотивация:Воспитатель: Дети открывайте глаза и посмотрите сегодня у нас в гостях Капитошка. (держит в руках вязанную капельку)-Он затерялась и просит отыскать своих родных.Прежде чем отправиться на поиски мы должны убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и умеем.Воспитатель: Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая.Показывает слайд1.hello_html_78572e7d.png(Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. Обратить внимание на то, что на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают).Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни птичек, ни рыбок, ни людей. А как вы думаете, почему? Зачем вода всем нужна? Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.)Воспитатель:А где мы с вами чаще всего встречаем воду?Какие условия необходимы для жизни на Земле?Воспитатель: А где мы с вами чаще всего встречаем воду?Дети: В кране.Воспитатель: А как вы думаете, откуда она берется? И если мы каждый день пользуемся её, почему она не кончается? Дети, потому что, в кране вода из реки, или подземного озера.Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о её сохранности и чистоте? Дети отвечают, как они могут сберечь воду, что нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т.д.– Отгадайте, что необходимо для жизни на Земле?В морях и реках обитает,Я мягкая, послушная,Но когда я захочу,Даже камень источу.(Вода.)Очень добродушная,Я мягкая, послушная,Но когда я захочу,Даже камень источу.(Вода.)Воспитатель: включает слайд .Воспитатель предлагает вместе с ребятами и капелькой отправиться по экологической тропе в поисках капельки в группе или в зале.Первая остановка в уголке природы: возле растений.Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку).Вторая остановка – у аквариума.( аквариум с водой и резиновыми рыбками. Можно закрепить счет, форму, величину).Дети: Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать.Воспитатель: Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду; следите, чтобы рыбкам было в нём уютно. (Приклеивают маленькую капельку).Третья остановка– Зрительная гимнастика используется:для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; «В пучине морском» (Приклеивают маленькую капельку).Четвертая остановка – возле стола с тазиками и ведрами.Трудовая деятельность в игровой форме «Принеси воды».Развивать трудолюбие и ответственность.Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Дети приклеивают маленькую капельку).пятая остановка – в игровом уголке.Дети: Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Дети приклеивают капельку).Гимнастика для мелкой моторики рук и пальцев «Стирка»В таз, наполненный водичкой,Кто насыпал порошок,Блузку постирал сестричке,Дедушке – один носок,Маме – шарф, себе - трусишки,Бабушке – цветную шляпу,Носовой платок и книжку –Чтоб порадовался папа…?Шестая остановка – в туалетной комнате.Дети: Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Дети приклеивают капельку).Седьмая остановка – у стола, на котором стоит графин с водой.Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить. (Дети приклеивают капельку).Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек- капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.-Капитошка, а я предлагаю тебе в месте с ребятами провести Экспериментальную деятельность.Для начало нам нужно показать Капитошке физминутку.Слайд 3 «Веселый Капитошка».Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?Дети: Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.Воспитатель: Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?Дети: Вот эту.Воспитатель: Почему?Дети: Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.Дети: Вода стала чистой.Воспитатель: А что стало с нашей бумагой?Дети: Бумага стала грязной.Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на бумажке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, для чего и кому нужна вода?Дети: Да, знаем! (Ответы детей).Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?(Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)– Но исчезла ли соль?(Нет, она растворилась.)– Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло?(Сахар тоже растворился в воде.)– Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?(Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)Воспитатель: мы все вмести провели чудное время с Капитошкой рассказали очень много о пользе воды и её свойствах, поиграли и провели опыты, но нашему новому другу нужно идти к своим друзьям. Ведь в наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную Капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.Воспитатель от имени Капитошки дарит каждому ребёнку капельку.Рефлексия:Ребята вам понравилось наша научное путешествие по экологической тропе?Я предлагаю вам на нашем панно отметить и прикрепить капельки для веселой летней тучки и грустной осенней тучке, если вам все понравилось, и вы все поняли то прикрепите капельки к летней серой тучки, а если у вас были затруднения, то темной осенней тучке.Капитошка для мотивацииПанно «Тучки» для рефлексии.