Публикации «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»
Автор: Орлова Елена Васильевна

Орлова Елена Васильевна студентка 4 курса группа 403Специальности 44.02.01 Дошкольное образование Руководитель работы Митрофанова Елена ЕвгеньевнаИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЭкологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.С принятием нормативно-правовых документов (Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Концепция непрерывного экологического образования Гапанович Н.Е., Постановление Министерства образования РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», от 30.03.1994 г. № 4/1 – 6. И др.,), региональная целевая Программа "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Мурманской области", созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних — немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ — «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Таким образом, анализ нормативных документов и научной литературы позволил сделать вывод, о том, что на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников, в которых предлагаются разнообразные средства и формы по экологическому воспитанию детей. Однако не все пути реализации начал экологической культуры используются в достаточной мере, в частности не учитывается региональный компонент, что дает возможность дополнительных разработок.Цель данной работы - использование регионального компонента в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.Для реализации цели были поставлены задачи:
  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу и Программу ДОУ;
  • выявить уровень экологических знаний у детей старшего возраста;
  • провести анкетирование родителей с целью выявления компетентности в вопросах экологии;
  • разработать проект «Природа и мы» с учетом регионального компонента.
  • Объектом исследования является экологическое воспитание старших дошкольников.Предмет исследования – использование регионального компонента в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. На базе дошкольного образовательного учреждения (в дальнейшем ДОУ) № 32 г. Мончегорска с мая 2016 г. по апрель 2017 г. был реализован проект по виду деятельности –познавательный, творческий; по составу участников –групповой; по продолжительности –долгосрочный с детьми старшего дошкольного возраста (возраст 5-7 лет) в количестве 20 человек по использованию регионального компонента в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.Для реализации поставленных задач были выбраны следующие методики:
  • Анкетирование родителей (автор Самохвалова О.В. «Насколько Вы компетентны в вопросах экологии»).
  • Диагностика детей для определения уровня экологических знаний детей старшего возраста (автор О. Соломенникова).
  • С целью изучения особенностей информационной культуры родителей в экологическом воспитании было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования показало, что большинство родителей имеют достаточную информацию в области экологического воспитания, знакомят своих детей с миром природы, участвуют в воспитательно-образовательном процессе. Однако родители имеют поверхностные знания по предоставлению этих знаний детям. Большинство родителей готовы принять участие в воспитательно-образовательном процессе совместно с воспитателем. Для выявления уровня экологических знаний детей была проведена диагностика по выявлению знаний по пяти блокам:• знания о мире животных;• знания о растительном мире;• знания о неживой природе;• знания о временах года;• знания об отношении к миру природы.По результатам диагностики был выявлен средний уровень знаний детей старшего возраста. Таким образом, проведенное анкетирование и диагностика определила необходимость разработки проекта.Цель данного проекта – повышение уровня знаний детей и компетентности родителей в экологическом воспитании детей. В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы с детьми: экологические занятия: («Край мой северный», «Мы друзья природы», «Водоемы нашего края»; экологические конкурсы и акции: «Эко-сумка вместо полиэтиленового пакета», «Покормите птиц зимой», «Красная книга Мурманской области глазами детей», детская рукописная книга в номинации стань природе другом (о бережном отношении к природе); дидактические (экологические) игры: «Собери картинку с оленем», «Укрась рукавичку», «Угадай, что обозначает узор», «Когда это бывает», «Ветвистые рога», «В зимней столовой» и др.; подвижные игры: «Перетягивание каната», «Саамский футбол», «Поймать оленя», «Бой лосей» и др.; сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие в Антарктиду»; наблюдения в природе и в зимнем саду; эколого-валеологические походы в ближайшее природное окружение: «Уж небо осенью дышало», «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает, «Весеннее пробуждение природы», посетили музей Истории города, музей камня имени В.Н. Дава, Экопарк, выставки работ о природе местных и областных художников в школе искусств имени Воробья. Для реализации данных форм мы использовали разнообразные средства: заучивание стихотворений о ягодах, грибах, природе нашего края, закличек; использовали загадки, чтение художественной литературы: «Невеста Солнца», «Морошка», «Сказки Терского берега», О.Аксёнова «Приезжайте в тундру к нам», Н.Ядринцева «Главный город Монче-тундры», и др..Для успешной реализации поставленных задач нами взята модель взаимодействия педагог-дети-родители-социальные партнеры. Реализации проекта позволила родителям стать активными участниками педагогического процесса. Они помогали в подготовке разработок мини-проектов: «Грибы», «Ягоды», «Тундра», «Насекомые», макетов: «Животные Севера», экологические запреты. Принимали участие в выставках семейного творчества (отображали разной техникой рисования совместно с детьми природу нашего края). Были использованы нетрадиционные формы работы с родителями- проведение родительских собраний: «Воспитание любви к родной природе в семье», «Как прекрасен этот мир, посмотри…»;- проведение «круглого стола»,- консультации: «Наблюдение основа чувственного познания природы», «Учите детей любить природу, «Прививаем любовь к родному городу и природе», памятки: «Экологическое воспитание дошкольников», «Берегите природу», - папки-передвижки: «Учим времена года». Вместе с родителями был организован «Клуб выходного дня», в рамках которого посетили Экопарк, музеи города.Внедрение проекта проходило эффективно и результативно при участии социальных партнеров, которые помогали в организации экскурсий по музею, бесед, организованной деятельности: «Растительный мир Кольского полуострова», «Животные Кольского полуострова», «Сказки старой куваксы» и др., Учитывая интерес педагогов ДОУ к экологической работе в группе, обменивались опытом с коллегами. К заседанию педагогического совета было подготовлено сообщение по теме «Общение с природой, как основа нравственного и физического воспитания», проведено открытое занятие по речевому развитию для воспитателей в рамках «Школа для молодых специалистов» В дни открытых дверей для родителей проведено познавательное занятие по экологии с элементами экспериментирования.В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
  • Разработан календарно-тематический план по ознакомлению детей с природой родного края;
  • Разработаны конспекты образовательной деятельности; консультации, памятки, родительское собрание;
  • Составлена картотека дидактических (экологических) игр);
  • Проведены занятия для родителей, молодых специалистов;
  • Проведены творческие выставки с родителями, непосредственное участие родителей в создании мини-проектов, макетов;
  • Создана рукописная книга «Сказка о северном Солнышке», которая отправлена для участия в Международном конкурсе детской рукописной книги.
  • Таким образом, представленный нами проект «Природа и мы» по экологическому воспитанию позволяет:
  • расширить представления о природе Родного края;
  • закрепить элементарные экологические знания и культуру поведения в природе;
  • приобщить к установлению экологических взаимосвязей в природе и бережного отношения к ней;
  • расширить сотрудничество с родителями; социальными партнерами;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов с родителями.
  • Выводы:
  • Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать нам следующие выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Использование разнообразных средств и форм по экологическому воспитанию способствуют всестороннему развитию детей.
  • Анкетирование родителей показало, что многие из них поддержали программу ДОУ по экологическому воспитанию детей, выразили желание оказывать помощь и участвовать в мероприятиях
  • Результаты диагностики показали преимущество среднего уровня экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста и свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы с детьми в этой области.
  • Представленный проект позволил расширить знания детей о природе родного края, заложить основу экологической культуры.
  • Успеху педагогов в экологическом направлении способствовала целенаправленная организация образовательной деятельности, активное участие родителей воспитанников и социальных партнеров в организации этапов проведения проекта. Результатом работы с детьми стало изготовление детской рукописной книги «Сказка о северном солнышке».
  • В перспективе предполагается разработка проекта «Красная книга Северного края», где подробно представим информацию детям о редких животных и растениях нашего края.