Публикации Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Автор: Савинская Виктория Олеговна

Савинская Виктория Олеговна 4 курс, 403 группа, специальность «Дошкольное образование»ГАПОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта»Руководитель: Митрофанова Елена ЕвгеньевнаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Актуальность. В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации (далее ДОО) находятся в поисках новых, нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, по принципу единства воспитательных воздействий на ребенка, учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Активно вовлеченные в жизнь детского сада родители, опираясь на принципы сотрудничества, взаимопонимания и взаимоподдержки, осознанно включаются в единый процесс воспитания ребенка. По мнению исследователей Н.М. Бутыриной, С.Ю. Боруховой, в последнее время современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, поэтому, возникают такие проблемы как: 1. Разобщенность между семьей и детским садом.2. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.3. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. В своем исследовании Т.М Маркова систематизировала факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой,  Н. П. Харитоновой и других авторов  рассматривалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям. Авторы Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями.Данные исследования конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагоговВ последние годы произошли более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольной организации. На современном этапе ДОО постепенно превращается в открытую образовательную систему. Приказом Министерства образования и науки Российской федерации в 2013 году был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. ФГОС является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В дошкольной педагогике различают традиционные и нетрадиционные формы работы. Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений. Нетрадиционные формы взаимодействия направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Многообразие различных форм взаимодействия с родителями позволяют педагогам выбрать наиболее эффективные для установления доверительных отношений. Таким образом, в ходе анализа литературы и нормативных документов было выявлено признание государством приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений образовательной организации и семьи, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи является партнерский подход, который предполагает развитие новой модели отношений между родителями и педагогами – открытой модели конструктивного взаимодействия. В соответствии с ФГОС дошкольного образования также важен и дифференцированный подход – учет социального статуса родителей, микроклимата семьи, запросов родителей. Следовательно, задача педагогов – заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ через использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия Отсюда возникает необходимость разработки проекта «Взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях». Проект разработан в соответствии с законодательными и нормативными документами:- Федеральным законом от 29 декабря . № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", -     Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 25 ноября 2013 – М: Сфера, 2014.- Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)- Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989г- Образовательной программой МБДОУ № 32, составленной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года). Цель: организация работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях. Задачи:1. Изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.2. Выявить традиции семей дошкольников, увлечений.3. Разработка проекта «Организация работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях». Объектом исследования является процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предмет: Организация работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Тип проектной работы: практико-ориентированный. Место проведения: Мурманская область, г. Мончегорск, МБДОУ №32 Срок проекта: сентябрь 2016 г. - май 2017г. Участники: воспитатели, родители, дети. В ходе реализации проекта ожидается поиск новых форм взаимодействия педагогов и семьи, повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей, повышение уровня родительской активности, а так же обмен опытом семейного воспитания. На подготовительном этапе с целью изучения особенностей информационной культуры родителей в семейном воспитании было проведено анкетирование родителей (автор анкеты Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.). Родителям отвечали на вопросы, ответы на которые дали возможность изучить информационную культуру родителей. В результате проведения анкетирования было выявлено, что основным источником получения информации о воспитании ребенка являются средства массовой информации, они давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, здесь большинство родителей (35%) и ищут ответы на все вопросы. Только 20% родителей обращаются за информацией к специалистам. 30% родителей считают свои знания о воспитании детей недостаточными и нуждаются в помощи воспитателей и специалистов ДОО. Так же, было выявлено, что информацию о воспитании и развитии ребенка большинство родителей (38%) предпочитают получать в форме устной консультации, так как именно во время консультации они получают максимально полную информации конкретно о своем ребенке. Лишь 5% родителей выявили желание получать информацию в форме занятия. С целью выявления традиций и увлечений семей. было проведено анкетирование «Наша семья». Родителям предлагалось ответить на вопросы, ответы на которые позволили выявить традиции семей. В результате полученной информации было выявлено, что 80% родителей испытывают затруднения в определении семейных традиций. У 60% семей есть общие интересы и увлечения, такие как: совместные походы, экскурсии; посещение театральных представлений, кино; общие виды спорта и т.д. У 40% родителей затруднялись при ответе на вопросы анкеты. Таким образом, при разработке проекта необходимо учитывать опыт семей в воспитании детей для осуществления дифференцированного подхода. Для повышения педагогической компетентности родителей и включение их в воспитательное пространство группы нами был разработан проект, который включал формы взаимодействия с родителями с учетом их интересов и увлечений. С целью организации взаимодействия ДОУ и семьи с применением нетрадиционных форм, родительские собрания эффективней проводить в форме круглых столов или семинаров-практикумов, такие нововведения вызовут интерес у родителей. Круглый стол – это обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, мы планируем приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Мы предлагаем, например: круглый стол с родителями по теме: «Безопасность и здоровье наших детей», «Роль семьи в воспитании детей», «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению». Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической»  работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике. В своем проекте предлагаем семинар-практикум для родителей: «Знаете ли вы своего ребёнка?». Заинтересует родителей такая познавательная форма взаимодействия как игры с педагогическим содержанием, например: деловая игра, в нашем проекте это - «Витаминиада», «Мы такие разные». Преимущество деловых игр перед традиционными формами состоит в следующем: игровой компонент способствует большей вовлеченности участников; деловая игра насыщена обратной связью, легче преодолеваются стереотипы. Для того чтобы постоянно сообщать родителям о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детей, мы предлагаем индивидуальные блокноты. Совместные детско-родительские мероприятия (совместные праздники, физкультурные досуги, экскурсии, привлечение родителей к организации выставок, акций) позволят не только родителям увидеть положительные стороны ребенка, но и детям воспринимать родителей по новому - как союзников. Мы предложили в своем проекте экскурсию с детьми «Загадки осеннего парка»; дни добрых дел: «Покорми птиц зимой», «Ремонт книг»; акцию «Сохраняем леса России», совместные праздники ко дню осени, к новому году и 8 марта, физкультурный досуг к дню защитника отечества, а так же предложили привлечь родителей к оформлению выставок.Все эти совместные мероприятия помогут объединить родителей, детей, воспитателей. Проект реализуется в настоящее время и в начале следующего учебного года предполагается провести повторное анкетирование родителей с целью выявления эффективности проекта.