Публикации
«Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Гуцунаева Эмма Руслановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Гуцунаева Эмма Руслановна
Министерство образования и науки РСО-Алания Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище №8»Рассерженные шарики(техника адекватного выхода из состояния гнева)из опыта работы педагога-психолога Гуцунаевой Э.Р.Проблема кризиса, конфликтов, трудностей одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. С начала научного изучения подросткового периода за этим возрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике как периоды "Sturm und Drang", "Storm and Stress", т. е. "бури и натиска", "бушевания и напряжения".Многие взрослые люди только с ужасом могут подумать о возможности вновь оказаться подростками, снова взрослеть, снова открывать себя и свою судьбу в своих собственных испытаниях. Однако выборы молодых в смысле "жизнь моя, а вместе с ней и весь мир здесь решается" в стабильных общественных системах делаются в лоне предшествующих поступков, с чувством исторической традиции. Но вся сложность проблемы самоопределения современной российской молодежи в том, что она лишена этого чувства, оказавшись в ситуации отсутствия образцов поступков, "когда никто вокруг тебя или до тебя никак не поступал", ей страшно входить в мир взрослых. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.Техника «Рассерженные шарики» служит для обучения адекватным способам выражения чувств раздражения и гнева. Данная методика проста и безопасна, психолог участвует в игре наравне с детьми, демонстрирует разные формы проявления этих эмоций и закрепляет безопасные способы выражения, выполняя различные упражнения. Ниже описывается одно из занятий, в котором используется данная техника.Может применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе.Цель: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.Задачи:- помочь подростку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы подросток мог увидеть, почувствовать, «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл;показать и научить безопасным способам выражения чувств гнева и раздражения;закреплять полученные знания и навыки в повседневной жизни.Материалы: - надувные шарики всех цветов радуги по количеству участников; - плакат «Способы выражения агрессии».Плакат служит для визуального закрепления информации. Предложенные на плакате безопасные способы выражения агрессии дают достаточный набор адекватных способов поведения и отреагирования этих чувств.До этого занятия подростки уже познакомились с различными чувствами, в том числе и с раздражением.ХОД ЗАНЯТИЯI.Ведущий:- На предыдущем занятии мы рассмотрели с вами понятия «недовольство», «гнев», «агрессия», а сейчас мы разыграем с вами ситуации гнева и агрессии.- Ребята, надуйте красные шарики и завяжите их. Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас (дети держат завязанные шарики) воздух входить и выходить из него?- Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?- Ребята, теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?(Подростки дают свои объяснения)- Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх)II. Ведущий проводит энергизатор, чтобы дать возможность подросткам кратковременное расслабление.Упражнение «Смешной рисунок»Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.III.Ведущий: - Ребята, если шарик — это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?(Подростки дают свои объяснения)- Давайте надуем еще один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?(Подростки дают свои объяснения)- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?- Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. На нашем плакате есть полоска радуги такого же цвета, как и наши шарики. Какой это цвет? (Красный.)- Прочтите в красном шарике, что можно сделать, чтобы чувство гнева стало меньше. (Кувыркаться, купаться, колотить подушку, корчить рожицы перед зеркалом, красить, рисовать, крутить колеса — см. плакат.)- Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.- Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.IV. Рефлексия.V. Дерево «Мое настроение».