Публикации
«Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Паневина Татьяна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Паневина Татьяна Сергеевна
ПРОЕКТ«Система познавательно-исследовательской деятельности – источник формирования правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»Тип проекта: долгосрочный Участник проекта: воспитатели подготовительной к школе группы: Паневина Т. С., Путилина О. В., дети подготовительной к школе группы. Целевая группа: МДОУ «Детский сад комбинированного вида№199» Сроки реализация: октябрь 2016г. - январь 2017 г. Паспорт проектаАктуальность Современное дошкольное учреждение имеет в своем арсенале множество личностно-ориентированных образовательных технологий и представляет широкое поле для педагогического творчества. В пределах реализуемой в ДОУ образовательной программы воспитатели могут использовать инновационные технологии и методики работы с дошкольниками. При этом задача руководителя заключается в своевременном отслеживании такой работы в учреждении, обобщении и распространении успешного опыта. Многие образовательные программы предполагают использование методов детского экспериментирования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и др. организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовывать индивидуальный подход, решая при этом образовательные и методологические задачи.1.Проблема, на решение которой направлен проект: ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка. А это значит, что педагоги должны сделать выбор в пользу наиболее творческих, соответствующих потребностям дошкольника, технологий, одной из которых является технология экспериментирования. Но не все педагоги готовы перестроиться и принять эту технологию в работу с детьми: 30% педагогов – считают опытно-исследовательскую деятельность трудной для подготовки;40% педагогов – считают, что применение этой технологии не всегда отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей;и лишь 30% педагогов – применяют или готовы уже сейчас применять метод экспериментирования в работе с детьми своей группы.2.Цель проекта: Разработка системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.Задачи: Проанализировать готовность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ и выявить профессиональные затруднения. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих опытно-исследовательскую деятельность по экологическому воспитанию. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению системы опытно-исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию. 3.Концепция решения проблемы:В основу проекта положены:содержание ФГОС; идеи теории мотивационного управления (Шалаева И.К. Поташника М.М.), деятельностного подхода в образовательном процессе, основы саморазвития личности (Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова): мотивированность самообразования педагогов; повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности; рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности; программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Основополагающие идеи:Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе: обучение тому, что необходимо в практике; обучать через деятельность. Для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение. Неподготовленность некоторых педагогов к организации опытно-исследовательской деятельности вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке. Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, условий ДОУ. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ. Программа состоит из 3 разделов: Информационная поддержка педагогов ДОУ. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала. Поддержка нормативного обеспечения. Содержание Программы поможет педагогам:глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования; овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход; проанализировать методическое обеспечение, учебно-дидактические пособия; расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов. Основные формы, используемые в ходе реализации проекта: мастер-классы; консультации; открытые просмотры; семинары-практикумы. 5. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:6. Распределение обязанностей в командеЗаведующая: руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.Старший воспитатель:является основным участником реализации проекта; выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности; организует методическую работу в ДОУ: открытые просмотры, семинар, мастер-класс, консультации и др.; занимается информационным сопровождением проекта: поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе. 7. Этапы реализации проекта:1 этап. Организационно-подготовительный. (октябрь 2016 года)Содержание этапа:1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию:- беседы с педагогами ДОУ; - изучение опыта работы;- определение путей совершенствования методической работы с педагогами. 1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2016 года – декабрь 2016 года)Содержание этапа: 2.1. Реализация программы внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию.2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.3 этап. Обобщающий. (январь 2017 года)Содержание этапа:3.1. Оценка эффективности реализации проекта.3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу по экологическому воспитанию в ДОУ.8. Ожидаемые результаты реализации проекта:Определены необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания; подготовленность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию. Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию. Педагоги ознакомлены с технологиями разработки экспериментальной деятельности с учетом возраста детей. Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм методической работы. Повышение качества образования. 9. Критерии оценки результата.Приложение Программа методического сопровождения внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУЦель: методическое сопровождение при введении системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.Задачи: Включить педагогов в процесс освоения экспериментальной деятельности дошкольников, оценивания достижений планируемых результатов образования. Обновить методическую базу по экологическому воспитанию посредством организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ. Разработать проекты с использованием опытно-исследовательской деятельности, как ведущей, по всем возрастным группам.