Публикации «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Паневина Татьяна Сергеевна

ПРОЕКТ«Система познавательно-исследовательской деятельности – источник формирования правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»Тип проекта: долгосрочный Участник проекта: воспитатели подготовительной к школе группы: Паневина Т. С., Путилина О. В., дети подготовительной к школе группы. Целевая группа: МДОУ «Детский сад комбинированного вида№199» Сроки реализация: октябрь 2016г. - январь 2017 г. Паспорт проектаАктуальность Современное дошкольное учреждение имеет в своем арсенале множество личностно-ориентированных образовательных технологий и представляет широкое поле для педагогического творчества. В пределах реализуемой в ДОУ образовательной программы воспитатели могут использовать инновационные технологии и методики работы с дошкольниками. При этом задача руководителя заключается в своевременном отслеживании такой работы в учреждении, обобщении и распространении успешного опыта. Многие образовательные программы предполагают использование методов детского экспериментирования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и др. организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовывать индивидуальный подход, решая при этом образовательные и методологические задачи.1.Проблема, на решение которой направлен проект:      ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка. А это значит, что педагоги должны сделать выбор в пользу наиболее творческих, соответствующих потребностям дошкольника, технологий, одной из которых является технология экспериментирования. Но не все педагоги готовы перестроиться и принять эту технологию в работу с детьми: 30% педагогов – считают опытно-исследовательскую деятельность трудной для подготовки;40% педагогов – считают, что применение этой технологии не всегда отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей;и лишь 30% педагогов – применяют или готовы уже сейчас применять метод экспериментирования в работе с детьми своей группы.2.Цель проекта: Разработка системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.Задачи:  
  • Проанализировать готовность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ и выявить профессиональные затруднения.
  • Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих опытно-исследовательскую деятельность по экологическому воспитанию.
  • 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению системы опытно-исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию.
  • 3.Концепция решения проблемы:В основу проекта положены:
  • содержание ФГОС;
  • идеи теории мотивационного управления (Шалаева И.К. Поташника М.М.), деятельностного подхода в образовательном процессе, основы саморазвития личности (Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова):
  • мотивированность самообразования педагогов;
  • повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;
  • рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности;
  • программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы
  • Основополагающие идеи:
  • Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе:
  • обучение тому, что необходимо в практике;
  •  обучать через деятельность.
  • Для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
  •  Неподготовленность некоторых педагогов к организации опытно-исследовательской деятельности вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке. Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, условий ДОУ. При подготовке программы были использованы  теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.       Программа  состоит из 3 разделов:  
  • Информационная поддержка педагогов ДОУ.
  • Поддержка формирования и развития кадрового потенциала.
  • Поддержка нормативного обеспечения.
  •  Содержание Программы поможет педагогам:
  • глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования;
  • овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный  подход;
  • проанализировать  методическое обеспечение, учебно-дидактические пособия;
  • расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
  • Основные  формы, используемые в ходе реализации проекта:
  • мастер-классы;
  • консультации;
  • открытые просмотры;
  • семинары-практикумы.
  •      5. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:6. Распределение обязанностей в командеЗаведующая: руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.Старший воспитатель:
  • является основным участником реализации проекта;
  • выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности;
  • организует методическую работу в ДОУ:  открытые просмотры, семинар, мастер-класс, консультации и др.;
  • занимается информационным сопровождением проекта: поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе.
  • 7. Этапы реализации проекта:1 этап.  Организационно-подготовительный. (октябрь 2016 года)Содержание этапа:1.1.  Анализ состояния готовности  ДОУ и педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию:- беседы с педагогами ДОУ; - изучение опыта работы;- определение путей совершенствования методической работы с педагогами. 1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2016 года – декабрь 2016 года)Содержание этапа: 2.1. Реализация программы внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию.2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.3 этап. Обобщающий. (январь 2017 года)Содержание этапа:3.1. Оценка эффективности реализации проекта.3.2. Выявление, обобщение  педагогического опыта в условиях внедрения опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу по экологическому воспитанию в ДОУ.8. Ожидаемые результаты реализации проекта:
  • Определены необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания; подготовленность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию.
  • Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми  по  внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию.
  • Педагоги ознакомлены  с технологиями разработки  экспериментальной деятельности с учетом возраста детей.
  • Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм методической работы.
  • Повышение качества образования.
  • 9. Критерии оценки результата.Приложение Программа методического сопровождения внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУЦель:  методическое сопровождение при введении системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.Задачи:
  • Включить педагогов  в процесс освоения экспериментальной деятельности дошкольников, оценивания достижений планируемых результатов образования.
  • Обновить методическую базу по экологическому воспитанию посредством организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ.
  •  Разработать проекты с использованием опытно-исследовательской деятельности, как ведущей, по всем возрастным группам.