Публикации На лучшую программу внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: На лучшую программу внеурочной деятельности
Автор: Смирнова Наталья Валерьевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселенияУльчского муниципального района Хабаровского краяРабочая программа во внеурочной деятельности«Кем быть?»Учитель: Смирнова Наталья ВалерьевнаОбразование: средне-специальноеСтаж: 27 лет 2015 год Пояснительная запискаОсновными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.Задачи программы:
  • формировать положительное отношение к труду и людям труда
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
  • Общая характеристика программы «Кем быть?»Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» состоит из четырёх модулей: Первый модуль 1 класс ормирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человекаВторой модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессиейТретий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей.Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».Место программы Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 6 до 10 лет.Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 1 класс — 66 ч. в год, 2-4 классы – 68 ч. в год.Срок реализации программы: 4 года.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
  • Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):1. Регулятивные УУД:
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • 2. Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • 3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
  • Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты») Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых Описание ценностных ориентиров содержания программыЦенность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.Ценность общения понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. 1 класс Тематическое планирование ( 2 ч )66 ч в годОжидаемые результаты прохождения курса:Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о мире профессий,заинтересованность в развитии своих способностей,участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;способность добывать новую информацию из различных источников.2 класс Тематическое планирование (2 ч)68 ч в годОжидаемые результаты прохождения программы:Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «В мире профессий» можно считать следующее:овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.Метапредметные результатыРегулятивные универсальные учебные действияпредвосхищать результат.адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.Коммуникативные универсальные учебные действияставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;предлагать помощь и сотрудничество;определять цели, функции участников, способы взаимодействия;договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельностиформулировать собственное мнение и позицию;координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.Познавательные универсальные учебные действияставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.установление причинно-следственных связей;Тематическое планирование 3 класс (2 ч )68 ч в годОжидаемые результаты прохождения программы: В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.Личностные универсальные учебные действия:овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.Метапредметные результаты:регулятивные универсальные учебные действияадекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.коммуникативные универсальные учебные действияставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельностиформулировать собственное мнение и позицию;координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.познавательные универсальные учебные действияставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.установление причинно-следственных связей.4 класс Тематическое планирование (2 ч)68 ч в годПрогнозируемый результат В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник долженЗнать:основные сферы профессиональной деятельности человека;основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;предприятия и учреждения микрорайона, города, села;основные приемы выполнения учебных проектов.Уметь:оперировать основными понятиями и категориями;рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;выполнять учебные проектыЛитератураАнохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.Журкова. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994 Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. .: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007. Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс [Текст]: учеб, пособие / Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004