Публикации
«Интеллектуальная переменка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интеллектуальная переменка»
Автор: Кривко Наталья Федоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интеллектуальная переменка»
Автор: Кривко Наталья Федоровна
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.Тема: « Осенняя одежда. Закрепление звука И »Цель: Расширить и активизировать словарь по теме «Одежда». Закрепить характеристику звука И.Коррекционно-образовательные задачи:1.Обогащать активный словарь существительных и глаголов у детей по теме «одежда»; 2. Продолжать формирование навыков звукового анализа слова; 3.Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 2,3 слогов.Коррекционно-развивающие задачи:1.Продолжать формирование фонематического слуха у детей;2.Продолжать развивать навыки правильного произношения гласных звуков на примере звука И;3.Формировать выработку правильной воздушной струи;4.Развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение;5.Способствовать развитию психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.Коррекционно-воспитательные задачи: 1.Воспитывать навыки самоконтроля;2.Воспитывать у детей стремление к самостоятельности ответов и суждений;3.Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;4. Совершенствовать умение использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (динамическая пауза “ Осенние листья ”);5. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;6.Формировать навыки восприятия эмоционального мира людей.Оборудование:Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, аудиозапись «Осень».Раздаточный материал: осенние листья, картинки-схемы домиков для определения количества слогов, предметные картинки по теме «одежда».Методы и приемы: наглядные - предметные картинки, листья, слоговые схемы; словесные - совместная речевая деятельность, поддержка и поощрение; игровые - сюрпризный момент, дидактические игры; практические - моделирование, выполнение заданий, динамическая пауза.Предварительная работа:Знакомство с эмоциями по «Азбуке настроения», понятие «звук», «слог», «слово», знакомство со звуком И, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, активизация словаря глаголов и существительных у детей по теме «одежда».Использование педагогических и здоровьесберегающих технологий:Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В. Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР” , В. Базарного “Здоровьесберегающие технологии”.Способы организации детей: фронтально, сидя на стульчиках и за столами.Место проведения: логопедическая группа. Количество детей: 6 человек.Ход занятия:Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия. Дети сидят на стульчиках.) Здравствуйте, ребята! Вы меня не знаете, но вам поможет моя загадка:Желтой краской крашу яПоле, лес, долины.И люблю я шум дождя,Назови-ка ты меня!- Осень.- Да, ребята, я – Осень и пришла я к вам не с пустыми руками, а со своей корзинкой, где для вас есть много интересных игр. Хотите со мной немного поиграть? - Да!Тогда давайте продолжим отгадывать загадки:Я как зонт – не промокаю,От дождя вас защищаю,И от ветра вас укрою,Ну, так что же я такое? (Плащ)-Да, Коля, это плащ, объясни, почему ты решил, что это плащ?По дороге я шел,Две дороги нашел,По обеим пошел. (Брюки).–Почему это брюки?Созданы людьми предметы,Чтоб на тело надевать,Чтоб в жару не задохнуться,И в мороз не замерзать. (Одежда) - Почему?-Молодцы, все мои загадки разгадали! Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?- Об одежде. -Правильно, давайте поиграем в такую игру: Я бросаю мяч. Тот, кто его поймает, называет мне одежду и возвращает мяч мне. Молодцы, ребята, а что можно делать с одеждой? (Глаголы – носить, надевать, гладить, стирать, чистить, вешать в шкаф, шить, украшать).Правильно, ребята, но с одеждой можно не только что-то делать, но и испытывать разные эмоции: можно радоваться ей. Покажите, как вы радуетесь покупке новой одежды. Можно удивиться необычному наряду. Печалиться, нечаянно порвав одежду. Восхищаться новым платьем мамы. (Дети вместе с логопедом показывают эмоции).- Скажите, какую одежду мы надеваем сейчас, когда выходим на улицу и почему? - Мы надеваем теплую одежду, потому что наступила осень. - Какую одежду мы называем теплой?–Теплая одежда та, которая защищает нас от холода. - Правильно, назовите теплую осеннюю одежду. – Пальто, куртка, свитер, гамаши, комбинезон, плащ, брюки, жилет, кофта. - Правильно, молодцы. Вот и к нам прилетел холодный ветер и принес осенние красные листья.2 . Игра «Листья» (Координация речи с движением. Музыкальное сопровождение).- Возьмем по одному листочку из моей корзинки и поиграем в игру « Осенние листья».Листья осенние тихо кружатся,Листья нам под ноги тихо ложатся.И под ногами шуршат, шелестят,Будто опять закружиться хотят.- Подул осенний ветер и листья подлетели к стульчикам.3. Упражнение « Ветерок». (Выработка направленной воздушной струи).- Подуем на листья так, как дует ветер. (Дети дуют на листья, подвешенные на нитке.) Старайтесь не понимать плечи и не надувать щеки. Молодцы.4. Упражнение «Листики». (Развитие фонематического восприятия, узнавание звука И на слух в ряду звуков, слогов, слов).- Ребята, а теперь наши листики помогут нам найти один интересный звук, но сначала, отгадайте загадку: Всё пришьёт умело, ловко,Ниткой острая …(Иголка).Правильно, а какой звук живет в начале этого слова? Это звук И. Звук (И) - гласный или согласный и почему? Звук И гласный потому, что его можно петь. - Давайте обратим внимание, что губы в это время растянуты, а язычок спокойно лежит внизу и нам ни что не мешает его пропеть, пропоем его. Ииииии. Каким цветом обозначается гласный звук И? - Гласный звук И обозначается красным цветом. - Правильно, и поэтому помогать нам будут красные листики. И сейчас мы поиграем с ними. Я буду произносить сначала только звуки, потом – слоги, а потом – слова. А вы будете поднимать красный листик, если услышите звук (И).и, у, и, а, э, и, у, иит, ам, до, ди, ус, ис, асИгла, плащ, свитер, тапки, юбка, комбинезон.Умнички! Вы очень внимательные дети и правильно находили звук И.5. Игра «Раздели слова на слоги» (Совершенствование навыка слогового анализа слов).- Посмотрите, у меня в корзинке есть не только листья, но и осенняя одежда. Сейчас я вам её раздам и каждый из вас её назовет и разделит названия одежды на слоги. Ещё у вас на столах лежат домики с разным количеством окошек. Давайте сядем за столики и поместим в домик с двумя окнами одежду, в названии которой два слога, а в домик с тремя окнами одежду, в названии которой три слога. (Пример демонстрируется логопедом на магнитной доске.)-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети называют одежду и объясняют, почему поместили её в тот или иной домик. Молодцы!6. Упражнение «Кто внимательнее?» (Развитие слуховой памяти.)- А теперь давайте проверим, у кого из нас самые внимательные ушки? Послушайте потешку и назовите, какая одежда в ней встречается.У Матрешкиной сестрицыПо деревне небылицы:Ходит утка в юбке,В теплом полушубке,Курочка – в жилете,Петушок – в берете,Коза – в сарафане,Заинька – в кафтане.- Названия, какой одежды встречались в потешке? Почему вы не назвали - берет? - Берет - это не одежда , а головной убор.- Молодцы! 7. Организация окончания занятия.- Мне сегодня очень понравилось с вами играть. А вам было интересно? Какие задания вам понравились? - Вы все сегодня были внимательными, активными, старались отвечать на вопросы полными ответами, слушали и помогали друг другу. Но сейчас мне пора уходить и на прощанье я угощу вас своим урожаем. (Логопед дарит каждому ребенку по яблоку).