Публикации Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Никитина Людмила Петровна

Коммуникативная компетенция учащихся на уроках гуманитарного циклаОчень существенный момент, на который нельзя не обращать внимания, говоря о современном человеке, – это его коммуникативная компетенция. Хочется поделиться некоторым опытом работы в этом важном вопросе.Концепция модернизации российского образования подчёркивает, что воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в жизненных различных ситуациях, можно при условии, если научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Необходимо сформировать у него коммуникативную компетенцию.Компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Коммуникативные виды деятельности – навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка.Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации, участники которой либо достигли своих целей, либо в их позициях произошли изменения, которые рассматриваются ими как позитивные. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Приёмами стимулирования учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться или получить неправильный ответ являются следующие:• проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;• проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;• стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;• создание ситуации успеха.Коммуникативная компетентность есть, по моему мнению, способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Все перечисленное есть не что иное, как необходимые условия успешной коммуникации.Другими словами, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ—это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации, участники которой либо достигли своих целей, либо в их позициях произошли изменения, которые рассматриваются ими как позитивные.В этих условиях особую актуальность приобретает работа учащихся с текстами разных стилей и создание собственных текстов, поскольку именно в тексте все возможности языка реализуются в полной мере. Очень важно, чтобы такая работа не только обеспечила развитие необходимых умений и навыков, но и стала реализацией естественной потребности самовыражения ребенка в слове. Тогда она будет интересна ему по своим глубинным основаниям и результаты, конечно, будут выше.Написание эссе. С целью формирования дивергентного мышления применяю монологическое изложение материала.Дискуссия. Часто использую этот вид работы, в процессе которого вырабатывается у учащихся опыт совместной деятельности. В результате применения учебной дискуссии:- происходит обмен информации, развивается критическое мышление и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;- расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;- формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;- ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;- ребенок может сопоставить свое «Я» с другими (самодиагностика).Так постепенно создаются тексты.Сочинение по-прежнему остается одним из главных показателей уровня развития коммуникативной компетенции. Здесь важно другое: современные педагогические технологии рекомендуют работу с текстом почти на каждом уроке. Методы этой работы выбираю сама в зависимости от темы и цели урока, учитывая потребность ребенка в творческом самовыражении и обеспечивая необходимый уровень развития его коммуникативной компетенции.Выбор объектов для небольших творческих работ учащихся чрезвычайно богат — в живом и неживом мире: воробей за окном раскачивается на ветке; капля дождя светится на оконном стекле; морозный узор покрыл часть окна; ветка сирени заглянула в класс; листок с дерева залетел в форточку — и многое-многое другое. Иногда поводом становится первый снег за окном, или сильный ветер, пригибающий ветки деревьев в школьном скверике, или лучик солнца, пробившийся сквозь тучи. Заданий для коллективного сочинения в 5 классе придумываю достаточно, например:УчительРядом с дорожкой, по которой дети идут в школу, растет рябина. Она так красива осенью!Задание Опишите огненные кисти рябины, радующие глаз.Под окнами школы растут деревья, они дотянулись до третьего этажа. А ведь эти деревья — ровесники школы.ЗаданиеРасскажите о деревьях, заглядывающих в окно класса.Под окнами класса неожиданно забарабанил сильный дождь. Нельзя не обратить на него внимание — он отвлек от привычного хода урока. Какой это дождь?Лингвистические сказкиПрактика подтверждает, что охотнее всего школьники берутся за выполнение задания в жанре сказки. У них уже сложились определенные навыки сочинения волшебных сказок: навыки создания зачина и концовки сказки, умение обрисовать характер персонажа в зависимости от его функции в развитии действия».В своей практике по формированию коммуникативной компетенции я использую уроки - исследования. Это помогает детям учиться использовать свои знания в нестандартных ситуациях, высказывать свои суждения, делать выводы, анализировать текст. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. Коммуникативные умения это:умение общаться со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения;навыки устного опроса, интервьюирование; навыки монологической речи. Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников на уроке МХК в «мир красоты и искусства». На уроке даю не столько « сумму определенных знаний», сколько заставляю «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, её настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я».На уроках искусства в 8,9 классах и на МХК в 10, 11классах стараюсь именно « организовать труд души» ученика. Работы учеников 8-11 классов школы иллюстрируют это:« Урок МХК – учит нас любить все прекрасное, сохранять духовность».« На уроках МХК можно свободно высказывать своё мнение, независимо от того, совпадает оно или не совпадает с мнением учителя…»Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.Использованные мною все методы и формы работы с учащимися по формированию коммуникативных компетенций дают положительные результаты: повышается качество знаний по предмету, повышается успеваемость, можно добиться высоких результатов на олимпиадах всех уровней, успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ и выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения.Уроки словесности – это не просто передача информации, коммуникация, а «диалог культур» и «диалог эпох». Главное на уроке – это общение учителя и учеников. Воспитать – это не значит дать ряд механических сведений. «Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом, и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества». (Н.К.Рерих).