Публикации
Лучший конспект урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Божко Марина Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Божко Марина Петровна
Конспект занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.3. Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".4. Развитие фонематического анализа и синтеза.5. Развитие мышления.Задачи:Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.Оборудование:Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и. тд. ).Ход занятия:Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.1. Ребенок:Звуки гласные мы знаем,Без труда их различаем.Вызываем по порядкуНаши звуки на зарядку.2. Ребенок:[А] — откройте рот пошире,Руки в сторону — три, четыре.3. Ребенок:[У] — надул капризно губки,Подними скорее руки!4. Ребенок:[О] — округлив побольше губы,О, прикрыл немного зубы.Согни руки в колесо,Получилось хорошо!5. Ребенок:[И] — Улыба, весельчак,Он смеется звонко, так.Руки в стороны развелиИ немного потрясли.6. Ребенок:[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,Все зевает он спросонья.Бок рукою он подпер,Ногу в сторону отвел,Другой рукою потянулсяСловно только что проснулся.7. Ребенок:[Э] — В задумчивом сомненье,Он высказывает мнение.Уважительный я звук,Поклонюсь я всем вокруг.Воспитатель:- А, У, О, Ы, И –Вот такие все они,Нет для них нигде преграды.Петь мы эти звуки рады.(Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).Воспитатель:- А теперь еще играМяч скорее мне сюда!Подарю вам звуки я,Вы вернете мне слова.Ты подумай, милый друг,Чтобы был вначале звук.(Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д. )Воспитатель:Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).Постановка цели занятия.Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными).Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).Игра с волшебным мешочком.Воспитатель:- Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.Загадки:1)Сам - алый, сахарный;кафтан - зеленый. бархатный. (Дети-арбуз)Первый звук _А2)Длинная и гибкая,Охотится за рыбками.Порой пуста, как дудочка,А петь не может. (Дети-удочка)3)Не моторы, а шумят.Не пилоты, а летят,Не змеи, а жалят (Дети-осы).4)В узкий глазок вдета тонкая нитка,И поплыла за корабликом прытко.Шьет, зашивает, и колется колкоА называют кораблик -. (Дети-иголка)Воспитатель:- Какие звуки мы назвали? (Гласные) А какие еще звуки бывают) (Согласные) Молодцы!Физкультминутка:Воспитатель: Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)По ровненькой дорожкеПусть попляшут наши ножки.Пусть попляшут наши ножкиПо ровненькой дорожкеУстали наши ножки.Игра «Угадай, что напишу»Дети встают в кружок.Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву. )А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.Дети выполняют.Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.Игра: «Гласные звуки»Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:Гласных звуков только шесть,Их легко пропеть, прочесть:[А] – на Астре расцветает,[И] – на Иволге летает,[О] – на Ослике сидит,[У] – на Улицу глядит,[Э] – на Эхо отозвался,[Ы] - во внутрь слов забрался,СЫром тЫкву закусилИ добавки попросил!Итог занятия.Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).Воспитатель: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т. д. ).Оценка деятельности детей.Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.