Публикации
«Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Горбатова Инна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Горбатова Инна Сергеевна
ПтицыВозраст детей: 5-6 лет.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели , родители.Срок реализации: с 20.03.16- 01.04.16г.Актуальность проекта:Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: - формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); -воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения. Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами ,выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение. Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.Цель проекта:Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц ,формированию бережного отношения к ним.Задачи:Сформировать представления: -о жизни птиц ,их разновидностях; -о строении разных птиц; -о развитии птиц; -об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания ,умения, навыки.Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать , заботиться о них.Расширять представление о том как описывают птиц поэты и писатели.-активизировать совместную деятельность родителей и детей.- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;Предполагаемый результат: -выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…) -совместные работы родителей и детей -речевое творчество детей -дидактические игры и пособия-Досуг «День птиц»Итог проекта: -дети начнут проявлять интерес к окружающей нас природе, замечать ее красоту, и не только в отношении птиц, станут более бережно относиться ко всему живому и друг другу, повысится уровень знаний детей, обогатится словарный запас.Методы проекта:-наблюдение ,беседа, проблемные вопросы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, технология моделирования, слушание аудиозаписи.Формы реализации проекта:- познавательная деятельность-продуктивная деятельность-экскурсии-дидактические игры-экологические викториныПредварительная работа:-беседы о птицах «Что мы знаем о птицах»-чтение художественной литературы Этапы проекта ПриложениеВечер загадокВерст не считалиПо дорогам разъезжали,А за морем бывали... (перелетные птицы)Эту птицу знает всякийНа месте его дворецЧервяков птенцам таскаетДа трещит весь день... (скворец)Кто без нот и свирелиЛучше всех заводит трели? (соловей)Гости приходят весной,А уходят осенью... (перелетные птицы)Шея тонкая и ноги,Не боясь воды и капли,Рыб, лягушек ловят многоКлювом длинным. Это... (цапли)Начинает песни в мае,Трели льются средь ветвей,Всё вокруг ему внимает!А певец тот... (соловей)Весной и летомЗа пахарем ходит,А под зимуС криком уходит... (грач)В синем небе голосокБудто крошечный звонок... (жаворонок)По весне к нам с юга мчитсяЧерная, как ворон птица.Для деревьев наших врач-Насекомых ест всех... (грач)Окраской — серовата,Повадкой — воровата,Крикунья хрипловатая.Известная персонаПо имени... (ворона)Эта птица желтого цвета,Ярким солнцем она согрета.Песнь красива ее и долга-Флейтой свищет в лесу..(иволга)Жить чужим птенцам мешают,А своих они бросают.И в лесу возле опушкиСчет годам ведут... (кукушки)В серой шубке перовойИ в морозы он герой,Скачет, на лету резвитсяНе орел, но все, же птица... (воробей)Всех приметных птиц черней,Чистит землю от червейВдоль по пашням мчится вскачьА зовется птица... (грач)На месте — дворец,Во дворе — певец... (скворец)Маленький мальчишка,В сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает.В поле ночует,Коноплю ворует... (воробей)Это хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекозится белобокаА зовут её... (сорока)Черный, кричит: «Кра»Червякам враг... (грач)Конспект занятия по конструированию из бумаги «Грачи прилетели»Цели:-Развивать навыки конструированию из бумаги по схеме.-Учить читать схему, понимать условные обозначения.-Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.-Учить украшать поделку « оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.-Развивать интерес к искусству оригами.Материал : квадратные листы бумаги ( от 10 до 15 см) черного или темно-синего ,темно-фиолетового цвета. Схема, на которой указана последовательность изготовления грача .Ножницы, клей, цветная бумага .Краска и кисти для рисования.1 часть. Рассказ воспитателя.Воспитатель:-Мы с вами уже не раз убеждались, что один и тот же предмет, или животное, или явление природы можно изобразить разными способами и получить очень выразительное, красивое изображение. Я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в хорошо вам известной технике оригами.2 часть. Воспитатель.-Давайте внимательно рассмотрим схему, которую я вам приготовила. Какую базовую модель мы будем использовать? Верно, «простой треугольник» . Это одна из самых простых моделей, вы умеете ее делать правильно и аккуратно.1.Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы; придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий, аккуратный сгиб. Получается базовая модель « простой треугольник».2.Получившийся треугольник располагаем большой стороной вниз. Мысленно намечаем линию сгиба недалеко от большой стороны. Линия сгиба идет в том же направлении, что и большая сторона. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба. Результат показан на рисунке.3.Серым цветом обозначен отогнутый угол.4.Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам кверху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром.5.Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигурку так, чтобы она « встала на ножки».6.Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.7.Вот такой получился грач!3 часть. Предлагает детям самостоятельно выполнить поделку. Задача воспитателя не показывать последовательность работы ребенку, а учить его работать со схемой, учить читать чертеж: «Посмотрите внимательно на схему: что ты сделал неправильно? Подумай. А что ты должен сделать дальше?»После выполнения поделки дети могут украсить ее, приклеив глаза, сделав клюв желтым с помощью аппликации или красок, вырезать из бумаги червячка.Физминутка : ВОРОБЕЙПальчиковая гимнастика: «Синички»«Кормушка»« Птички»Комплекс утренней гимнастики «Прилетели птицы» (без предметов)I Ходьба. Бег. Ходьба на носках (руки в стороны), на пятках (руки за головой), приставным шагом в правую сторону (руки на поясе). Бег, подскоком. Ходьба. Построение в звенья.II Комплекс общеразвивающих упражнений «Прилетели птицы»1. «Проба крыла». Исходное положение — основная стойка, руки, вдоль туловища. Размахивать руками вверх-вниз, после нескольких движений вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.2. «Хлопки крыльями впереди». Исходное положение - стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Раскачивать руки вперед-назад с хлопками впереди. Во время хлопка говорить «Хлоп!» Упражнение повторить 8 раз.3. «Хлопки крыльями». Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1 — повернуться вправо, хлопнуть прямыми руками, сказать «Хлоп!» — вернуться в исходное положение. 3 — повернуться влево и тоже хлопнуть. Упражнение повторить 6 раз.4. «Размах крыльев». Исходное положение- ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-2 — скрестить прямые руки перед собой, сказать. 3-4 — развести руки в стороны. Повторить упражнение 6 раз.5. «Чистим ножки». Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-2 — наклониться вперед, отвести руки назад. 3-4 — вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 6 раз.6. «Разминаем ножки». Исходное положение- основная стойка, руки на поясе. 1-2 — присесть, вытянуть руки вперед, сказать «сели». 3-4 — вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.7. «Хлопки крыльями под ногой». Исходное положение - лежа на спине. 1 — поднять прямую ногу вверх, хлопнуть под ногой, сказать «Хлоп!» — вернуться в исходное положение; 3, 4 — так же хлопнуть под другой ногой. Повторить 6-8 раз.8. «Прыжки» Исходное положение – ноги параллельно, руки на поясе. Сделать 8 прыжков, ходьба на месте, вновь 8 прыжков. Повторить 2 разаIII Ходьба. «Петух» 1 – поднять руки в стороны (вдох), 2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). Ходьба.Усложнение на вторую неделю.Усложнить упражнение 3. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1 – наклон вперед — вниз, хлопнуть за правой ногой, 2 – исходное положение 3,4 — так же хлопнуть за левой ногой. Повторить 6 – 8 раз.Кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ):1.У меня ходули — не страшит болото.Лягушат найду ли — вот моя забота... (цапля)2.Чёрен конь за морем бывал;Спереди шильце, сзади вильце,На груди белое полотенце…(ласточка)3.Каждый год я к вам лечу,Зимовать у вас хочу,И ещё красней зимойЯрко-красный галстук мой... (снегирь)4.На месте — дворец,Во дворе — певец... (скворец)5.Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей...(грач)Поэтические строки о птицах СВИРИСТЕЛИПрилетели свиристели, заиграли на свирелях,Засвистели: «Свир-свир! Мы в лесу устроим пир!Пусть опали с веток листья, шелестит осенний дождь,Мы клюем рябины кисти - лучше ягод не найдешь!»СОЛОВЕЙ ТРЯСОГУЗКАВ зелени ветвей Трясогузка, трясогузка -Соловушка-соловей Полосатенькая блузка!Ночи на пролет Я тебя всю зиму жду,Песни нам поет. Поселись в моем садуЛьются песни без конца, И за ставенкой резнойЛучше нет в лесу певца! Свей гнездо свое весной.СКВОРЦЫПрилетели Скворцы –Молодой весны гонцы,Червяков они клюютИ поют, поют, поют!КУКУШКАНа лесной опушке слышится «Ку-ку!»Кукует кукушка где-то наверху.В лес густой зеленый нас зовет она.Там березки, клены, свежесть, тишина.Солнечные блики по траве скользят,Алой земляники капельки горят.Там сплетают ветки кружевной навес,Приходите, детки, на прогулку в лес.СИНИЦАВсе тропинки занесло,Снег блестит, искрится, Клювиком в мое стекло Стукнула синица.За окном повешу ей Я кусочек сала,Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало. СОРОКАВсюду я летаю, все на свете знаю,Знаю каждый куст в лесу,Новость на хвосте несу.Может быть, меня за это и зовут«лесной газетой»? СОВАСова бесшумной тенью.Крылья распластав,Скользит во тьме осеннейНад зарослями трав.Спасайтесь бегством, мыши! С совой нельзя шутить –Она ваш писк услышитИ может вас схватить! КЛЕСТЫКружат снежные метели,По ночам трещит мороз,На вершине пышной елиЛущит шишку яркий клест.Он мороза не боится,Не страшна ему зима!Сосны, ели дарят птицеЗолотые семена. СНЕГИРИСтынут лапы на морозе у сосны и ели.Что за чудо? - На березе яблоки поспели.Подойду поближе к ней - и глазам не верится:Стайка алых снегирей облепила деревце! ЖУРАВУШКАЕ.БлагининаПрилетел журавушка на старые местаТравушка - муравушка густым - густа,Ивушка над заводью грустным — грустна!А водица в заводи чистым - чиста!А заря над ивушкой ясным — ясна! Весело журавушке весным - весна! ИВОЛГАА.БартоПрилетает иволга в рощи позже всех,И гнездится иволга в рощах выше всех.С ветром повстречается: «Как бы не унес!»На гнезде качается в зелени берез... Иволга, иволга, песней нас встречай,Золотая иволга флейтой отвечай!Ярким оперением, украшая лес,Переливным пением, оглашая лес,Иволга торопится вывести птенцовИ на юг воротится раньше всех певцов...Иволга, иволга, песней нас встречай,Золотая иволга. Флейтой отвечай!НА ПРУДЕИ.БунинЯсным утром на тихом пруде резво ласточки реют кругом,Опускаются к самой воде, чуть касаются влаги крыломИ на лету они звонко поют, а вокруг зеленеют луга,И стоит словно зеркало пруд, отражая свои берега. ПОДСКАЗАЛС.КацубоПлачет чайка на рассвете: - где мои скажите дети?Обыскала все луга, все кусты и все стогаМожет, хитрый ястребенок из гнезда их уволок? Может быть, их подстерег, утащил в нору хорек?Чайку выручил дергач! Успокоил, ты не плачь!Видел я твоих детей: ловят в речке пескарей. * * *Воздух воробьиный и синичий,Говор, гомон, свист и щебет птичий,В легоньком пушке березы крона.На верхушке - смелая ворона.Первой травки выглянувший стебель,Белый голубь в синем-синем небе.Ручеек, бегущий по канавкеДве сороки у крыльца на лавке.Одуванчики лежат ковромИ скворцы щебечут все кругом! ВОРОБЕЙ В канаве с водою талойПлещется воробей,У темной ольхи я встала, Смотрю из-за голых ветвей.Как беззаботный мальчишка,С головкой он хочет нырнуть..Задорный, лихой воробьишка –Боюсь я его спугнуть.Забыл он и голод, и стужу,Забыл как поземка мела.Он рад нынче солнечной лужеИ каплям скупого тепла! ВОРОНАХромая старая воронаДавно живет в саду моем.В густых, зеленых ветках кленаОна построила свой дом.Несу обед собаке в миске –Она внимательно следит,Бочком, бочком подходит близко,Хватает кость и прочь летит.Лохматый сторож не в обидеК хромой соседке он привык.Все понимает пес, все видит, Но у животных — свой язык! Пословицы и ПОГОВОРКИ • Воробей мал, да удал.• Съел кусочек с птичий носочек.• Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.• Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того назеленой ветке.• И журавль тепла ищет.• Старого воробья на мякине не обманешь.• Старый ворон не каркнет мимо.• Молодость пташкой, а старость черепашкой.• Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глазапродирает.• Всякая птица своим носом сыта.• Цыплят по осени считают.• Смолоду ворона по поднебесью не летала, неполетит и под старость.• Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.• Далеко кулику до Петрова дня.• Одна ласточка весны не делает.• Добрая наседка одним глазом зерно видит,другим коршуна.• Каждая курица свой насест хвалит.• Курица по зернышку клюет, да сыта живет.• Голодная птаха и зоб на стороне.• Прилетел гусь на Русь -- погостит да улетит.• Птице крылья, человеку - разум.• Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.• Басни соловья не кормят.• Наделала синица славы, а моря не зажгла.• Сорока на хвосте весть принесла. • Птицу кормом, а человека лестью обманывают.• Красна птица перьем, а человек - ученьем.• Яйца курицу не учат.• У вороны искал петух обороны.• Из пушки по воробьям не стреляют.• Всяк кулик в своем болоте велик.• Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.• Наряд соколий, а походка воронья.• Птичка невеличка, да коготок остер.• Хорош павлин, да ногами худ.• Ворону знать и по перью.• Всякая птичка свои песенки поет.• Воробей сидит на тыне - надеется на крылья.• Воробей под кровлю, а сова на ловлю.• Ворон ворону глаз не выклюнет.• Был коршун да выпорхнул.• Пуганая ворона и куста боится.• Знать сокола по полету.• Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.• Журавль межи не знает, а через ступает.• Жаворонок к теплу, а зяблица к - стуже.• Выше солнца сокол не летит.• Ждала сова галку, да выждала палку.• Коготок увяз - всей птичке пропасть.• Пешего сокола ворона бьет.• Плох сокол, что ворона с места сбила.• Гусь свинье не товарищ.• От ворон отстал, а к павам не пристал. ,• У драчливого кочета гребень всегда в крови.• Высоко летает, да где-то сядет.• Сорока стрекочет - гостей пророчит.• Не сули журавля в небе, дай синицу в руки. СКОРОГОВОРКИ, ЧИСТОГОВОРКИ Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Усядемся на пригоркеРасскажем про птиц скороговорки! -Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Ныне волчата галдят как галчата.И, как волчата, галчата молчат.-Дрозд, дрозд, прост, простКованый нос, железный хвост.-Кукушка кукушонкуКупила капюшон.Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.-Хорошо иметь чижа,Слушать пенье, не дыша.Не шумите, помолчите:Очень песня хороша.-Пестренькая сойка,О весне мне спой-ка. –Просит заинька косой. –«Спой мне песню сойка, спой!»-Пел перепел за деревней.Пел тетерев средь деревьев.Перепел пел, пел.Тетерева перепел. -Скок сорока, скок сорока,Слепа с ока, крива с бока.-Скворец скроил сороконожкеИз кожи красные сапожки.Сошьет скворец исправно в срокВсе сорок скроенных сапог.-Сова советует сове:«Спи соседка на софе.На софе так сладко спится,О совятах сон приснится.»-Разодрались петухи,Закачались лопухи,Громко лает пес Трезор...Во дворе у нас раздор.-Откуда на проселке просо?Просыпали просо здесь просто.Про просо просянки прознали.Без спроса все просо склевали.Консультация для родителей«Зимующие птицы»Родителям рекомендуется:пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимоватьрассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.Задайте ребенку вопросы:Каких зимующих птиц ты знаешь?Почему они называются зимующими?Чем птицы питаются зимой?Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?Как можно помочь птицам?Загадайте загадки о зимующих птицахПлотник с острым долотомстроит дом с одним окном… (дятел).Кто красуется на веткеВ желтой праздничной жилетке?Это маленькая птичка,А зовут её …(синичка)Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки –Ведь это... (снегири)Эта птица так болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья, белобока,а зовут её …(сорока).Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)Эта хищница болтлива, воровата, суетливаСтрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)Сыграйте с ребенком в следующие игры:«Один – много» (образование множественного числа)Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)«Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)«Четвертый лишний» (на классификацию)Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…«Кто как голос подает»Ворона – каркает, воробей -… «Угадай птицу по описанию».Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)“Вороны и воробьи”.(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке"Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы откормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.Закончи предложения.Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...Выполните с ребенком следующие упражнения:Составьте описательные загадки о зимующих птицахВзрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)Учить подбирать однокоренные слова.Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зимуВопросы:Какое было время года?Кого нашли дети на снегу в парке?Какой был воробышек?Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?Когда дети выпустили воробья на волю?Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?Пересказ без опоры на вопросы.Кормушка.Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)Какого цвета оперение?Какие лапки?Чем они питаются?Выучите стихотворенияСнегирьПобелело за окошком:Все в снегу. Какая ширь!Как румяная матрешка –На крыльце живой снегирь.Снегиря в окно увидишь:Здравствуй милый зимний гость!На крыльцо скорее выйди,Брось им спелых зерен горсть. А.Барто***Покормите птиц зимой,Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна -И не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их - не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну. А.Барто***ВоробейЧуть живой,Не чирикает даже.Замерзает совсем воробей.Как заметит подводу с поклажей,Из-под крыши бросается к ней,И дрожит он над зернышком, бедный,И летит к чердаку своему.А гляди, не становится вреднымОттого, что так трудно ему…Н. РубцовВоронаВот ворона сидит на заборе.Все амбары давно на запоре.Все обозы прошли, все подводы,Наступила пора непогоды.Суетится она на заборе.Горе ей. Настоящее горе!Ведь не зернышка нет у вороны.И от холода нет обороны.Н. РубцовСиницаСкачет шустрая синица,Ей на месте не сидится.Прыг-скок, прыг-скок,Завертелась как волчок.Вот присела на минутку,Почесала клювом грудкуИ с дорожки на плетень,Тири-тири, тень-тень-тень. А.БартоУпражнения для пальчиков:«Птицы в кормушке»Птицы к дому подлетелиДва больших пальца обхватывают друг друга,Остальные делают взмахи, как птица крыльямиНа кормушку птички селиДержим одну ладонь параллельно грудиСтали зернышки клеватьДругой рукой, большим и указательным пальчиками,соединенными вместе, ударяем по ладониИ головками киватьСоединяем пальчики вместе, изображая головуптицы и делаем наклоны кистями рук«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)Всем хватило зернышек!Скворец, ласточка, грач, цапля, кукушка , иволга, соловей, трясогуска, жаворонок