Публикации «Теория и практика педагогической деятельности: проблемы, решения и эффективность»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Теория и практика педагогической деятельности: проблемы, решения и эффективность»
Автор: Навалокина Татьяна Сергеевна

«Экологическое воспитание учащихся на уроке химии с применением активных методов обучения, как средство формирования познавательной активности учащихся»«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего».АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) — это методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.АМО делятся на 2 типа: 1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, проектирование, практику, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации; 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.К игровым АМО относятся: метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира. Этот метод является наиболее сложным. Результат игры — принятие решений по поставленной цели (целям). Условия ее проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи, наличием неопределенностей, конфликтов, рисков.Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность, выбирается лишь модель среды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно-деятельные игры применяют для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов. Деловая игра в широко распространенном, обычном понимании — это метод имитации принятия решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:
  • удовольствие от контактов с партнерами по игре;
  • удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;
  • азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;
  • удовлетворение от успеха.
  • Основные этапы игры:
  • формирование модели объекта;
  • распределение ролей;
  • различие ролевых целей при выработке решений;
  • взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
  • наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • коллективная выработка решения;
  • выработка и реализация в процессе игры "цепочки решений";
  • многовариантность решений;
  • наличие управления эмоциональным напряжением;
  • формирование системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
  • Традиционная игра подразумевает участие эксперта для имитации реальной обстановки и оценки результатов деятельности. Но поскольку специалистов-экспертов всегда не хватает, то применение таких игр в массовом обучении невозможно. Ситуация меняется, когда роль эксперта берет на себя компьютер. Меняясь ролями, участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороны руководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно. Метод проектов является одним из АМО. В его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.Основные требования к использованию метода проектов:
  • наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;
  • определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов;
  • определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • Для эффективного внедрения АМО в учебный процесс необходима серьезная работа, подготовка методической и информационной базы. Реализация АМО способствует повышению качества подготовки специалистов.