Публикации
Повышение эффективности уроков: организация рефлексии на уроках английского языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение эффективности уроков: организация рефлексии на уроках английского языка
Автор: Понетайкина Галина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение эффективности уроков: организация рефлексии на уроках английского языка
Автор: Понетайкина Галина Васильевна
Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС.Как учитель я считаю, что смысл обучения – это не просто поиск новых форм и новых технологий, а осознание и организация помощи развития ребенка, его творческих способностей через практическое овладение иностранным языком в изменившихся условиях обучения в школе. Одним из требованием, предъявляемым к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но и научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый вид деятельности на уроке — рефлексия по ФГОС. Рефлексия (от лат, обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия – это переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о своей деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.[1]На своих уроках я стараюсь использовать различные приёмы рефлексии. И должна сказать, что обучающимся нравится оценивать себя, свои знания. Иногда они находят это даже забавным. Различные приемы помогают мне заинтересовать учащихся в уроке ещё больше.Приемы организации рефлексии на уроке:1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния1. «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии, который я использую на уроке во всех классах – это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.2. Использование различных изображений: «Букет настроения». В начале урока я раздаю бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисую вазу. В конце урока говорю: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему - голубой». Хочется отметить, что этот вид рефлексии я использую в младших классах. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.3. «Солнышко и тучка». Во 2 классах, я применяю карточки с изображением лица, различных картинок («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.4. «Ресторан».Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Я стараюсь всегда его применить, когда мы с обучающимися выполняем задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Хочется отметить, что детям всегда нравится изучать данную тему, а особенно если вы воспользуетесь таким забавным видом рефлексии. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:«Я съел бы еще…» «Я почти переварил…» «Я переел…» «Пожалуйста, добавьте еще…» «Больше всего мне понравилось…» 5. «Гимнастика». Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности.Присесть на корточки – низкая оценка. Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка. Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка. Поднять руки в локтях – хорошая оценка. Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично». 2. Рефлексия деятельностиРефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.Варианты:"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";"Я похвалил бы себя…";"Особенно мне понравилось…";"Сегодня мне удалось…";"Было интересно…";"Было трудно…";"Я понял, что…";"Теперь я могу…";"Я научился…";"Меня удивило…" и т. п."Каким было общение на уроке?» - занимательным - познавательным - интересным - игровым - скучным - радостным - дружелюбнымКак вариант школьникам предлагается небольшая анкета, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок для меня показался4. За урок я5. Мое настроение6. Материал урока мне был7. Домашнее задание мне кажетсяактивно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / неинтересным[2]3. Рефлексия содержания учебного предмета1. «Поезд».На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика2. «Корзина идей»Одним из любимых видов рефлексии у учащиеся 5 классов является вид деятельности «Корзина идей». Обучающиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:1 этап – анализ своего настроения - анализ своих успехов,2 этап – анализ работы одноклассников,3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.В 3 – 4 классах при изучении грамматического материала я использую приём «Пометки на полях». Приём заключается в том, чтобы возле текста или в самом тексте использовались обозначения с помощью знаков: «+» - знал,«!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать. Этот вид рефлексии хорош и для того, чтобы повторить предыдущий грамматический материал. Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность и интерес каждого ученика.Я считаю, что современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность - пережить моменты успеха ребенком, открыть для себя радость познания нового, оценить свои знания и умения. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Используемые источники: 1. Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008. с.252. Кочутина С.А. « Рефлексия. Младший школьный возраст.»