Публикации «Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности»
Автор: Брюхова Светлана Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»Сергиево-Посадский муниципальный районМосковская область УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» ________/Л.В.Иванова/ «____»_____________2016г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ клуб «Экология общения»7 класс Составитель: Брюхова С.В. учитель географии 1 категории2016 годПояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе:
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России 01.02.2011г, регистрационный номер 19644)
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
  • Учебного плана МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год;
  • Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 7 класса составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Экология общения 7 класс. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.Цели внеурочной деятельности в 7 классе формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.Общая характеристика учебного предмета Содержание программы внеурочной деятельности отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 7 классов, отражает потребности обучающихся, рассчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа построена на основе общенациональных базовых ценностей российского общества, таких, как гражданственность, социальная солидарность, природа, человечество, и направлена на развитие у обучающихся умений обеспечения экологической безопасности в условиях информационного общества; ненасильственного общения и социального партнёрства как непременных условий решения экологических проблем в глобальном мире; обсуждения актуальных вопросов экологии, здоровья, безопасности, ведения работы по экологическому просвещению, а также на формирование ценностного отношения к сохранению многообразия биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы. Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 7 классе, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей). К доработке и реализации программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться представители общественных институтов, СМИ, специалисты природоохранных организаций. Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:Введение. Информация как экологический фактор. Экологическая безопасность в информационной среде.Работаем в команде.Учусь экологическому просвещению. Программа внеурочной деятельности «Экология общения» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества. Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности. Экологическое образование реализуется через тематическую составляющую базовых учебных предметов, вариативный урочный компонент, в том числе элективные учебные курсы, а также внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические задачи. Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход преемственно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-проектных ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В примерной программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственность по отношению к внеурочной деятельности начального образования. На этапе начальной школы на первое место во внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентации и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания. Основные виды внеурочной деятельности: эмоционально-эстетическая, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно значимые полезные дела и начала научно-познавательной деятельности. Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типов. В основной школе на базе формируемых универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленная рефлексивно-оценочная деятельность. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно- коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонацио- нального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа. В 7 классе внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с освоением ими новой ведущей деятельности — общения. Программа направлена на формирование опыта применения экосистемной познавательной модели к общению человека с природой и людьми; развитие коммуникативных и регулятивных умений работы в команде, ненасильственного общения, экологического просвещения; общения по интересующим подростков вопросам экологии, здоровья, безопасности; формирование ценностного отношения к биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты предусматривают умения: — формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения; — рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку; — согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами; — высказывать личную точку зрения. Метапредметными результатами являются умения:— приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде; — схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать её; — собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками; — называть существенные признаки дискуссии, составлять её сценарий и организовывать её; в дискуссии аргументировать свою точку зрения; — применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок-манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по её существенным признакам; — представлять информацию в виде тезисов; выступать тезисно; — рефлексировать опыт досугового и проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья; — называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог; называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл); перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность; называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него; применять принцип к работы в команде в жизненных ситуациях; — перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта; проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу. Предметными результатами являются представления: — о предмете изучения экологии человека; связи современных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения; об информации как новом экологическом факторе жизни современного человека; экологических проблемах снижения биологического и культурного разнообразия на планете; экологических проблемах общения с природой и людьми; а также умения: — высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения, их влияния на здоровье человека; — устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием, разнообразием этнокультур и выживанием человечества; — приводить примеры сохранения биологического разнообразия, возрождения культуры коренных народов своей местности; — обосновывать значение общения с природой для телесного и психического здоровья человека; — использовать данные науки, культурно-исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека; — перечислять технические средства связи, способы их безопасного использования; — называть способы организации экологически безопасной видео- и аудиосреды; — приводить мнения разных специалистов (психологов, медиков, историков, священнослужителей, представителей правоохранительных органов) о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека; — называть способы распознавания информационного терроризма и защиты от него; — в ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений; — называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе в команде для выполнения экологического проекта; — называть цели экологического просвещения, его принципы и формы; участвовать в эколого-просветительском проекте.Место курса в базисном учебном плане.Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариативным и вариативным урочным компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности, экологической культуры. В ходе освоения содержания базовых учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравственности во всех ее проявлениях, к здоровью, к экологической безопасности.Содержание курса внеурочной деятельности. Раздел 1. Введение. Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения. Клуб как форма общения по интересам. Цели и задачи клуба «Экология общения». Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста. Формы организации внеурочной деятельности: Заседания дискуссионного клуба. Практикум «Безопасно ли я пользуюсь информацией?». Почтовый ящик «Моё информационное окружение: нужен совет». Раздел 2. Информация как экологический фактор. Природная информация как среда жизни человека. Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании. Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов. Формы сохранения ценной биологической информации. Генно-инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики. Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, звуков, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов России. Социальная информация как среда жизни человека. Культура как источник информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного многообразия для становления экологической культуры общества устойчивого развития. Формы сохранения ценной культурной информации. Нарастающий дефицит этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема. Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития. Ценность человеческого общения в культуре народов России. Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения. Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения общей точки зрения. Формы организации внеурочной деятельности: Заседания дискуссионного клуба. Работа в библиотеке, Интернете. Выписки с библиографическими ссылками. Дискуссии «Человек или Маугли: роль среды», «Как сохранить биологическое и культурное разнообразие?». Киноклуб: «Калина красная» (1973), режиссёр В. Шукшин; «Чучело» (1983), режиссёр Р. Быков. Практикум общения. Эссе на тему «Общение в моей жизни». Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде.Экологическая безопасность технических средств связи. Экологические риски технических средств связи. Способы безопасного пользования техническими средствами связи. Тезисная форма представления информации. Безопасность видеосреды и аудиосреды человека. Опасность гомогенных и агрессивных пространств. Их примеры. Видео- экология. Опасности звуковой среды. Шумы и вибрации. Способы организации безопасной видео- и аудиосреды человека. Защита от психологических манипуляций. Примеры манипуляторного воздействия. Уловки-манипуляции. Способы их нейтрализации. Нейтрализация логических ошибок. Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. Примеры информационного терроризма. Способы его распознавания и защиты от него. Способы противостояния опасным предложениям при общении. Досуговое общение подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. Формы предложения курения, алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений. Формы и способы отказа. Язык — основа культурной среды человека. Противостояние сквернословию. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. Личная позиция в дискуссии. Формы организации внеурочной деятельности: Заседания дискуссионного клуба. Работа в библиотеке, Интернете. Тезисы «Экологическая безопасность в информационной среде». Экологическая гостиная как форма досугового общения. Практикум по распознаванию опасной информации и способам её избегания или нейтрализации. Дискуссия «Опасно ли сквернословие?». Ролевая игра «Как отказаться от опасного общения?». Киноклуб: документальные фильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Раздел 4. Работаем в команде. Социальное партнёрство как условие устойчивого развития общества. Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы. Роль социального партнёрства в их реализации. Ненасильственное общение. Диалог. Компромисс и уступка. Конструктивная критика. Искусство спора. Аргументация. Избегание конфликтов. Выход из конфликта. Способы организации работы в команде. Мягкое управление. Принцип обратной связи как сущность мягкого управления. Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологических проблем. Принципы работы команды. Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели. Формы организации внеурочной деятельности: Заседания дискуссионного клуба. Тренинг ненасильственного общения. Ролевые игры «Ведём диалог», «Искусство спора», «Как выйти из конфликта». Киноклуб: «Кандагар» (2010), режиссёр А. Кавун. Групповой проект на одну из экологических тем (по выбору). Раздел 5. Учусь экологическому просвещению.Экологическое просвещение. Цели, принципы, формы (буклет, брошюра, информационный листок, газета, агитационное выступление). Учёт возрастных особенностей аудитории, её интересов. Эколого-просветительский проект. Требования к проекту. Доказательность (установление истинности или ложности тезиса), структура доказательства. Убедительность (обоснование целесообразности принятия истинного тезиса с использованием психологических средств). Экспертиза проекта. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Экология общения» в 7 классе 34 часа, 1 час в неделю.Формы организации внеурочной деятельности:Публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов, создание проектов, создание презентаций и фотовыставок, проведение акции «Берегите книги» (рейды по проверке учебников) и пр.Тематическое планирование Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
  • Называть предмет изучения науки экологии.
  • Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
  • Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
  • Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
  • Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
  • В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
  • Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
  • Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
  • Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
  • Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
  • Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
  • Называть цели просветительской работы и её формы.
  • Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
  • Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
  • Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).
  • Интернет ресурсыСОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения классных руководителей№ _______ от «_____» ______________2016г. СОГЛАСОВАНО.Зам. директора по ВР_________/Т.А. Минеева/«_____»___________2016г. Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения Характеристика видов деятельности (УД) план факт Раздел 1. Введение (5 ч) 1 2 3 4 5 Экология человека. Химические, физические, биологические факторы. Экологические проблемы. Модель успешного общения. Задачи личностного роста. 1 1 1 1 1 Называть предмет изучения экологии человека. Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения. Перечислять группы экологических факторов жизни человека. Высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека. Раздел 2. Информация как экологический фактор. (11 ч)6789 10 11 12 13 14 15 16 Роль биологического разнообразия в жизни человека. Генно – инженерная модификация растений и животных. Алкоголизм, курения, наркомания. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, звуков. Ценность природной среды в культуре народов России. Культура как источник информации. Формы сохранения ценной культурной информации. Ценность человеческого общения в культуре народов России. Формы общения. Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов. 11111111111 Высказывать свою точку зрения на экологические и этические проблемы генной модификации растений и животных. Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека как биологического вида. Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя, наркотических веществ на генетическое здоровье в библиотеке, Интернете. Делать выписки с библиографическими ссылками. Обосновывать значение общения с природой для телесного и психического здоровья человека, используя данные науки, фольклор народов России, художественные произведения. На основе само обследования оценивать своё умение общаться с природой, делать вывод о полноте использования своих возможностей. Высказывать суждения о роли общения с природой в собственной жизни Приводить примеры информации о способах рационального природопользования в культуре местных народов. Оценивать её актуальность для формирования экологической культуры нынешнего и будущих поколений в целях гармоничного общения с природой. Приводить примеры сохранения и возрождения культуры коренных народов своей местности. Использовать данные науки, культурно - исторические материалы и художественные про - изведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека. Перечислять формы общения. Называть существенные признаки дискуссии как публичного обсуждения разных точек зрения на проблему с целью поиска общей позицииаздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде. 17 18 19 20 21 22 Экологические риски технических средств связи. Способы безопасного пользования техническими средствами связи. Опасность гомогенных и агрессивных пространств. Примеры информационного терроризма. Язык – основа культурной среды человека. Формы и способы отказа от вредных привычек. 111111 Перечислять технические средства связи. В тезисной форме представлять информацию об их влиянии на здоровье человека. Приводить примеры гомогенных и агрессивных пространств в своём окружении. Объяснять их опасность для здоровья. Перечислять способы безопасного пользования о влиянии шума и вибрации на здоровье человека. Представлять информацию о способах обеспечения безопасной аудио видео среды в виде тезисов . Защита от психологических манипуляций. Примеры манипуляторного воздействия. Уловки - манипуляции. Способы их нейтрализации. Нейтрализация логических ошибок. Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. Примеры информационного терроризма. Способы его распознавания и защиты от него Приводить примеры манипуляторного воздействия. Называть уловки анипуляции. Применять способы их нейтрализации; выявлять логические ошибки и устранять их; распознавать уловки анипуляции в рекламе. Приводить примеры информационного терроризма. Обосновывать его угрозу для безопасности государства, общества, гарантий конституционных прав человека на здоровье, безопасность, свободный доступ к объективной информации Противостояние сквернословию Язык - основа культурной среды человека. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. Личная позиция в дискуссии Объяснять роль языка в жизни человека. Приводить мнения разных специалистов (психологов, медиков, историков, священнослужителей, представителей правоохранительных органов) о негативном влиянии. Раздел 4. Работаем в команде. (9 ч) 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Социальное партнерство. Ненасильственное общение. Диалог. Компромисс и уступка. Искусство спора. Сотрудничество. Принцип работы команды. Избегание конфликтов. Выход из конфликтов. 111111111 Применять знания, полученные на учебных предметах, информацию из СМИ и телевизионных передач, личный опыт для обоснования необходимости социального партнёрства для решения экологических проблем. Называть существенные признаки не - насильственного общения, диалога, уступки. Приводить их примеры в жизненных ситуациях. Называть существенны конфликта. Перечислять способы аргументации: рассуждение, научное доказательство, ссылка на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл. Применять правила спора в модельных ситуациях. Называть фразы, недопустимые во время спора. Называть способы предупреждения конфликта и в ыхода из него. Называть существенные признаки мягкого управления; принципа обратной связи. Приводить примеры мягкого управления для предупреж - дения и решения экологических проблем. Называть принципы работы в команде. Раздел 5. Учусь экологическому просвещению. (3 ч) 32 33 34, 35 Экологическое просвещение. Просветительский проект. Экспертиза проекта. 112 Называть цели экологического просвещения, его принципы и формы. Приводить примеры учёта возрастных особенностей аудитории и её интересов в просветительской работе. Называть существенные отличия доказательства и убеждения. Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Опре - делять условия реализации проекта. Проводить оценку соответствия проекта требованиям к немуписание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности Глазачев С. Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь общаться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984. Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие / М. Н. Зыкова. — М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарад-зе. - М., 1998. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000. Новиков А. М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008. Новолодская Е. Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е. Н. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 12. - С. 3-9. Панкратов В. Н. Защита от психологического манипулирования: практическое руководство / В. Н. Панкратов. — М.: Психотерапия, 2007. Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л. А. Коробейниковой. — Иваново, 1995.Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992. Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008. Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994. Дополнительная литература. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 года № 1089; Приказа Департамента образования Ульяновской области от 20.06.2007 № 415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области»; Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31. 01. 2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области». Учебно-методические пособия для учащихся. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009. Лихачёв Д. С. Письма о Добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997. Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14. Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14. Хартия Земли — Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007. Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. — М.: ACT-Пресс, 2001