Публикации Статья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья
Автор: ЕФРЕМОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска«Средняя школас углублённым изучением отдельных предметов № 80»2017г.Социально – психологический аспектразвития музыкальной культуры ребёнка. Ефремова Ирина Владимировна, учитель музыки.Хабаровск, 2017 1.Психологические особенности развития музыкальной культуры человека.Уроки музыки по своему содержанию нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальная культура является составной частью духовной или внутреннего мира человека. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие. Восприятие — целостный процесс получения человеком субъективногообраза предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующегона органы чувств человека, через его чувственно-исследовательскуюдеятельность или наблюдение. Восприятие отличается от ощущения тем, что в момент восприятиячеловек получает образ предмета или явления целиком, в то время как приощущении он чувствует только отдельные свойства самого предмета илиявления. Вне восприятия как процесса и способности человека, восприниматьцелостно образы, нет музыки. Поэтому восприятие является основнымзвеном и необходимым условием изучения и познания музыки.Именно на восприятии базируется композиторская исполнительская.слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность. Музыкакак живое искусство рождается и живет в результате единения всехперечисленных выше видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) несуществует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений итворческого воображения зарождается музыкальный образ, который затемвоплощается в музыкальном произведении. Именно музыкальный образявляется основой развития. музыкальной культуры ребенка. Слушание музыкального образа, т.е. жизненного содержания,воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные гранимузыкального восприятия. Образ — субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности,представляющий собой целостное интегральное отражениедействительности, в котором одновременно представлены основныекатегории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычноемкую форму презентации окружающей действительности. Образное мышление — один из основных видов мышления,выделяемый наряду с наглядно—действенным и словесно-логическиммышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образногомышления. Образное мышление носит как непроизвольный, так ипроизвольный характер. Примером первого являются сновидения, грезы.Второго является творческая деятельность человека. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своейдеятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общихположений. С помощью образного мышления более полно воссоздается всемногообразие различных фактических характеристик предмета. В образеможет быть зафиксировано одновременное видение предмета с несколькимиточек зрения. Очень важная особенность образного мышления -установление непривычных, “невероятных” сочетаний предметов и ихсвойств. В образном мышлении используются различные приемы. К их числуотносятся:> увеличение или уменьшение объекта, или его частей,> агглютинации (создание новых представлений путем присоединения вобразном плане частей или свойств одного объекта и др.),> включение имеющихся образов в новый конспект,> обобщение. Образное мышление является не только генетически ранним этапом вразвитии по отношению к словесно—логическому мышлению, но и составляету человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие втехническом и художественном творчестве. Индивидуальные различия в образном мышлении связаны сдоминирующим типом представлений и степенью развития приемовпредставления ситуаций и их преобразований. В психологии образное мышление иногда описывается в качествеспециальной функции — воображения. Воображение — психологический процесс, заключающийся в созданииновых образов (представлений) путем переработки материала восприятий ипредставлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и “музыкального образа”. Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное(пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его писанию, рисунку и чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа, желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Активное восприятие музыкального образа предлагает единство двухначал — объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самомхудожественном произведении, и тех толкований, представлений,ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Чемшире круг таких субъективных представлений — тем богаче и полнеевосприятие. На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опытаобщения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самоймузыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, чтообъективно содержится в музыке, а что произносится ими самими; что в этом“своем” обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно,надумано. Если в замирающем инструментальном заключении “Захода солнца”Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, тотолько зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает изсамой музыки. Но, если в третьей песне Леля из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова ученик заметил “капельки дождя”, то в этом и вподобных случаях - важно обратить внимание на то, что данный образпривнесен самим слушателем музыки и выходит за рамки идеи композитора. Природа «фантазирования» под музыку коренится в противоречиимежду естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненноесодержание и неумением этого делать. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и восприятия будет более полнокровным и действенным.2. Нравственность как основамузыкальной культуры подросткаС самых древних времен человек пытался приспособиться к ритмам и ладам мира звуков. Это же можно увидеть и сегодня, если внимательно понаблюдать за младенцем. Ребенок от одних звуков приходит в беспокойное, ненормальное, взволнованное состояние до криков и плача, а другие приводят его в состояние умиротворения, спокойствия и удовлетворения. Наука доказала, что музыкально-ритмизированная, спокойная, размеренная, духовно богатая и разносторонняя жизнь будущей матери в период беременности благотворно сказывается на развитии эмбриона, на его эстетическом будущем. Музыка, сама по себе, как явление, настолько сильна, что не даетчеловеку пройти мимо себя просто так. Даже если в детстве музыка была«закрыта» для ребенка, то в отрочестве он все равно врывается в нее, жадно насыщаясь тем, чего был лишен. В этот период жизни очень важно, чтобы в поле внимания ребенка не только средства массовой привносили продукты «массовой культуры», но и педагог музыкальные шедевры. Чтобы высокая классическая музыка, а точнее ее лучшие образцы, смогли затронуть самые глубокие струны души и сердце подрастающего человека, педагогу важно обращать внимание на следующие два канала обращения к воспитаннику: зрительный и слуховой. Зрение, как и слух позволяет человеку обрести свободу и самостоятельность, ясность и четкость в мыслях. Слух и зрение предстают в виде дверей в подсознательный мир человека. На уроках музыки дети могут постоянно испытывать радость, что, разумеется, составляет предмет тщательной заботы учителя. Затем постепенно приходит чувство удовлетворения от достигнутой цели, от интересного общения с музыкой, радость от самого процесса труда. Важно, чтобы дети осознали, что музыка не только помогает понимать мир прекрасного, но и осмыслять такие нравственные категории как «нравится» и «не нравится», «красиво» и «ужасно», «гармонично» и «разрушительно». Данные категории относятся к миру внутренней (духовной) культуры человека, но они также являются нравственными критериями и в музыкальной культуре человека. Заведующая лабораторией музыки НИИ школ министерства образования Головина А.Ю. считает, что на уроке музыки становится принципиально важным: реализует ли учитель такую цель воспитания как наполнение содержанием нравственных категории.Таким образом, урок музыки является освоением еще одного вида деятельности, это урок, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека.