Публикации «Как научить детей учиться»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Как научить детей учиться»
Автор: ЛЕВИК ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Педагогические техники в обучении русскому языку учащихся 5 классов как способы повышения интереса к учебному материалу ( из опыта работы) Подготовила Е. В. Левик, учитель русского языка и литературы МБОУ школы № 1 с. Хорольслайд 1 Педагогические техники в обучении русскому языку учащихся 5 классов как способы повышения интереса к учебному материалу слайд 2 Идеальная дидактика- это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет, он будет читать при свечах. Идеальное управление когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. А.А.Гин слайд 3 Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главная задача учителя - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем.При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету.слайд 4 Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.слайд 5 ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  • ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК.
  • ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.
  • ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА.
  • ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ.
  • ЭПИГРАФ.
  • ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
  • ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА.
  • слайд 6 Прием «Эпиграф». Цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Например, изучая тему «Имя прилагательное» я записала фразу Митрофанушки из комедии «Недоросль»: - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? - Дверь, котора, дверь? - Котора дверь! Вот эта. - Эта? Прилагательна. - Почему же? - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна. Учащимся предлагалось осмыслить текст и подумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока. слайд 7 Формулирование темы урока. 1) Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. (Продолжите!)Тише, Танечка, не плачь,Не утонет в речке мяч.
  • Какие слова последних двух строк составили рифму?
  • Над какой темой мы будем сегодня работать?
  • (Правописание ь после шипящих).
  • слайд 8 2) Детям было дано такое задание: Прочитайте рассказ, заменив рисунки словами. (Жила-была черепаха. Она умела играть на жалейке. Однажды она прочитала на дереве объявление, что в лесу организуется оркестр. Руководителем оркестра должен быть слон, который играл на трубе. Скоро оркестр был создан. Черепаха пригласила в оркестр своих друзей лягушат. Были здесь даже и корова, которая играла на колокольчике, и баран, который бил рогами в барабан. Медведь играл на ложках, заяц – на рожке. На скрипке играла мышь, а на гармошке играл поросенок. Бабочка держала ноты перед рыбкой, которая пела перед микрофоном. Вот такой получился веселый оркестр).Словами какой части речи мы заменяли рисунки? Какова же будет тема нашего урока?слайд 9 ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕМА-ВОПРОС.
  • РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ.
  • СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА.
  • ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ.
  • ГРУППИРОВКА.
  • ДОМЫСЛИВАНИЕ.
  • ЦЕЛЬ И ЦЕЛИ.
  • слайд 10 Приём «Домысливание». Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. слайд 11 Прием «Совместный поиск» При изучении темы «Правописание приставок на –з и –с. Для совместного поиска было дано такое задание: Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой с)слайд 12 Приём «Ситуация яркого пятна»На слайде была написана фраза (Вы её видите на слайде): Мальчик написал на доске : «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Вопрос : Допустил ли он ошибку? (Нет, 200 сорок – птиц). Этот приём был использован при изучении темы «Ударение».слайд 13 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
  • ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.
  • ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.
  • ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ.
  • ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Д/З.
  • ЛОВИ ОШИБКУ!
  • ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.
  • слайд 14 Прием «Лови ошибку». Учитель намеренно допускает ошибки. Например, он утверждает: «Глагол брить в неопределенной форме оканчивается на -ить. Все глаголы на -ить относятся ко II спряжению. Следовательно, это глагол II спряжения».При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух; объясняли правильный ответ.слайд 15 Приём «Игра в случайность»: Ребятам было предложено задание – вставить буквы О или Ё в записанные на доске слова с помощью монетки. Принцип простой: орёл – вставляем букву О, решка – вставляем Ё. Выбранный ребятами ученик подкидывал монетку и вставлял буквы. Затем учащиеся анализировали свою работу, выбирая правильные ответы. Интерес к такой работе на уроке неподдельный: игра, азарт, ожидание правильно угаданного результата.слайд 16 ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…).
  • УДИВЛЯЙ!
  • ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.
  • СВОЯ ОПОРА.
  • ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ.
  • ЛОВИ ОШИБКУ!
  • ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.
  • ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.
  • слайд 17 Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель даёт загадку или вопрос, ответ на которые ребята получат при работе над новым материалом. На нашем уроке при изучении темы «Правописание приставок на З-С» это был вопрос: «Почему беСдельник не может иЗправиться?». Сначала ребята пытаются отгадать загадку с помощью уже имеющихся у них знаний о человеческих качествах, придумывают свои определения бездельника, доказывая, что если он исправится, то перестанет так называться и др. Учитель же возвращает их к учебному предмету и обещает, что ответ будет найден при изучении нового материала. В итоге учащиеся делают вывод, что беСдельник не может иЗправиться, потому что таких слов в русском языке нет, и запоминают правило правописания приставок на З-С.слайд 18 Приём «Привлекательная цель». Этот приём я осуществила при изучении темы «Прилагательные как часть речи» в качестве введения в тему через игру «Волшебный мешочек».         Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Детям предлагается мешок, в котором находится один или несколько предметов. Учащиеся должны опустить в мешок руку и, не доставая предметов из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений, например, круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый.      На основе этих слов можно дать определение прилагательного и его значения в речи и перейти к его изучению.слайд 19 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
  • СВОЯ ОПОРА.
  • «Да-нетка» или Универсальная игра для всех.
  • ЛОВИ ОШИБКУ!
  • РАБОТА В ГРУППАХ.
  • ИГРА – ТРЕНИНГ.
  • ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ».
  • ЩАДЯЩИЙ ОПРОС.
  • НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ.
  • слайд 20 Приём «Необычная обычность». После изучения темы «Предложения с прямой речью» на этапе объяснения «Домашнего задания» учащимся предлагалось выполнить на выбор одно из двух заданий:А) ХЕМСЫБ) Зн Пр Прежде чем учитель объяснил каждое из заданий, ребятам пришлось сначала разгадать эти ребусы. А) составить схемы предложений с прямой речьюБ) расставить знаки препинания в тексте, где присутствуют изученные предложения слайд 21 Возьмите приставку из слова «предлагать»; корень из слова «сложить»; суффикс из слова «умножение»; окончание из слова «вишня» ( получится слово «предложение». А задание –выпишите из художественных произведений предложения на определённое пунктуационное правило). слайд 22 Приём «Щадящий опрос». Этот приём был осуществлён при закреплении знаний алфавита в качестве введения в тему через игру «Поможем зверям». Перед игрой каждому ученику выдается карточка с изображением животного. Рассказывается история: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Давайте им поможем».слайд 23 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕСФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
  • МИНИ-ПРОЕКТЫ.
  • РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
  • МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ.
  • РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ.
  • «В СВОЁМ ТЕМПЕ».
  • ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО».
  • «РЕСТАВРАТОР».
  • слайд 24 Приём «Мини- исследование». Учитель делает запись на доске: К_сание мяча Прик_снулся к дереву Соприк..снулись в воздухе Предлагаю учащимся задание: - Исключите одно из них по нескольким признакам, одновременно обоснуйте свой ответ. - Исключить надо словосочетание касание мяча, т.к. в корне пишется буква а, а в двух других словосочетаниях буква о, кроме того, это словосочетание состоит из существительного и существительного, а остальные - из глагола и существительного.слайд 25 Приём «Решение орфографических задач». Тема урока – «Правописание согласных» . Игра « Почтальон». Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова. Ход: Почтальон раздает группе детей приглашения.Дети определяют, куда их пригласили.слайд 26 ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД.
  • ТЕСТ.
  • СВОЯ ОПОРА.
  • КЛАСТЕР.
  • ГРУППИРОВКА.
  • ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ.
  • ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ.
  • ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ.
  • слайд 27 Приём «Группировка». Тема «Множественное число имен существительных». Детям дается таблица слов, которые имеют форму только множественного числа. Задание: выписать из списка слова одной тематической группы:1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне;2-я группа- слова, которые мы можем найти в шкафу;3-я группа – в мастерской;4-я группа - слова, которые не относятся к перечисленным группам.слайд 28 КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
  • ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ.
  • ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС.
  • ТИХИЙ ОПРОС.
  • ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.
  • БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ.
  • РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
  • ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.
  • слайд 29 Приём «Морфологический ящик» Пример применения этого приёма (тема "Морфемика"). А4Б2В1Г1  - СВЯЗКА слайд 30 Прием «Учебная цепочка» I-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. «Отвечает на вопросы какой? чей?» , «Обозначает признак предмета», «Изменяется по числам» и т.д. II-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.слайд 31 РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ.
  • «ЁЛОЧКА».
  • «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА».
  • «ОГОНЁК ОБЩЕНИЯ».
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
  • ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ».
  • слайд 32 Приём «Продолжить фразу»
  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…
  • слайд 33 Можно предложить детям прослушать притчу: Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» - и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимаю участие в строительстве храма». А что же на занятии делали вы?- Кто работал как первый человек?- Кто работал добросовестно?- Кто принимал участие в строительстве храма?слайд 34 Конструктор урока. Знание приемов педагогической деятельности не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе, поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для «сборки уроков». Свой мастер-класс мне хотелось бы закончить словами: «Дорогу осилит идущий – трудолюбия и удачи вам и вашим ученикам!» слайд 35 Спасибо за внимание!