Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Гуденко Анжелика Владимировна

Как сделать экскурсию в природу действительно экологической?Экскурсии дают возможность детям в естественной обстановке получать информацию о природных объектах и явлениях. Непосредственное общение с природой стимулирует эмоциональные проявления детей. Однако образовательный эффект экскурсии во многом будет зависеть от педагога, его способности вовлечь ребенка в восприятие природного окружения. Мастером проведения подобных занятий был А.В. Сухомлинский, говоривший, что без того, чтобы учить детей задумываться над явлениями природы, начинать учить детей в классе нельзя. Возраст дошкольников не позволяет проводить с ними длительные пешеходные маршруты. Тем не менее и при работе с ними можно организовать экскурсии в ближайший лес, парк, сквер, к водоему, на огород, ферму, в плодовый сад. Большие возможности для проведения экскурсий представляют национальные парки и природные парки, созданные в настоящее время во многих регионах.Однако то, что обыкновенно называют экологическими экскурсиями вовсе не экологические.1.Формирование и развитие экологических отношений.Практически любая экскурсия в природу предоставляется для этого возможности, например на уровне стимулирования эмоций. Основное направление работы педагога здесь-показ своего отношения к объекту наблюдений. Для этого обсуждение наблюдаемого должно быть со стороны педагога эмоциональным. Педагоги создают обстановку удивления и восхищения природными явлениями. Для того чтобы дети быстрее запомнили места обитания животных, можно предложить перевоплотиться в них и занять их «жилье». На экскурсии к водоёму зимой дошкольникам предлогается зажать пальцами нос и, не открывая рта, продержаться так сколько можно. Собственное ощущение в этой ситуации проецируется детьми на состояние рыб подо льдом, когда им нехватет кислорода. Для усиления эмоциональной нагрузки педагоги часто используют заранее подготовленные стихи, загадки. Так, наблюдение за насекомыми можно дополнить стихотворением О. Крапивкиной.Большой сосны. На толстый сукУселся золотистый жук.Порхает легкий мотылек,Пьет хоботком душистый сок,И собирает мед пчела.Все заняты, у всех дела!Мой друг! Внимательно вглядись,Волшебную увидишь жизнь!При работе со старшими дошкольникаи эмоциональные отношения накладываются на соответствующие знанияи трансформируются в отношения эмоционально-целостные. Положительное отношение к некоторым «некрасивым» или «злым» животным формируются у детей только после того, как они получают дополнительную информацию об этих животных. 2. Формирование и развитие экологических знанийЭкологические знания-это знания о взаимоотношениях животных, растений, грибов, человека с окружающей средой. Особое внимание на экскурсиях обращается на деятельность человека по отношению к природе или на следы этой деятельности. Примером можно найти множество, подразделяя их на экологически положительные (посадка молодых деревьев, ухоженные газоны и др.) и отрицательные (оставленный мусор в лесу, у водоемов и др.). Понятно, что в этом случае в процессе беседы дается соответствующая оценка событию.