Публикации Авторская программа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская программа
Автор: Копытова Ольга Александровна

Авторская программаГородки.Обучение детей дошкольного возраста игре в городки.Составитель: Копытова О.А.,воспитатель, инструктор по физической культуре,высшей квалификационной категорииВведениеНародные игры для детей. Городки. Городки - старинная   народная   игра,   она   доступна и старшим дошкольникам. Для игры нужны палки-биты и  городки.   Для   детей   биты должны быть 50 - 70 см., городки – 12 - 20 см., сечение городка – 4 - 5 см. На земле чертят квадрат, стороны которого 1 - 1,5 м.,— это «город». На расстоянии 6 - 8 м. от города проводят линию (кон), с которой играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города.В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона (с расстояния 3 - 4 м.). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.По правилам игры соблюдается определенное количество и порядок фигур. В игре дошкольников это не имеет значения. О количестве фигур дети договариваются перед игрой (их может быть 3 - 4). Наиболее интересны такие фигуры: колодец, самолет, пушка, забор, рак, козел, бочка. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит. Детям 6 - 7 лет не рекомендуется играть подряд более 2 - 3 партий.Детям нужно показать способы бросков биты. При бросании биты играющие становятся за линию кона лицом к городу. При броске правой рукой левую ногу ставят впереди, правую  -  на шаг сзади, носком наружу. При замахе тяжесть тела переносится на правую ногу. Вместе с броском биты происходит выпад левой ногой вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу. При этом туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.При устройстве площадки, где дети будут играть в городки, следует учесть, что место для игры в городки должно быть в стороне от других игровых площадок. Для задержания бит и во избежание несчастных случаев позади площадки (на расстоянии 3 м. от нее) ставится забор или сетка высотой не менее 1 м. Актуальность:Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром  у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания — это формирование двигательных функций. Поэтому  я поставила перед собой двойную  задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре  способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом  и здоровому образу жизни. Для игры нужны палки-биты и городки, из которых можно строить различные фигуры. На земле чертят квадрат, сторона которого равна длине биты. Суть игры состоит в том, нужно битой выбить из площадки (города) различные городошные фигуры. В начале игры биты бросают с кона (3-4м) в фигуры, дается несколько попыток (3-4). Наиболее интересны такие фигуры: колодец, самолет, звезда, пушка рак, бочка и т.д. Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.Задачи:
  • повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков;
  • развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива);
  • формировать  положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.
  • Элементарные знания:
  • история возникновения игры;
  • бита, городки, городошные фигуры;
  • правила игры: город, кон, полукон;
  • площадка для игры, основные части площадки;
  • правила игры, безопасность.
  • Нравственно-волевая подготовка:
  • познакомить с правилами поведения и взаимодействия в игре;
  • развивать умения действовать в команде, помогать друг другу;
  • обсудить, что нужно делать, чтобы быть сильным, ловким;
  • рассказать, как сосредоточиться перед броском, как и когда удобнее бросить биту;
  • показать возможные варианты выполнения бросков.
  • Техника броска биты состоит из следующих элементов: - хват или держание биты за ручку; - исходное положение - стойка; - замах - отведение биты; - разгон биты; - выброс или финальное усиление.Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:Для детей старшей группы:Подготовительный период:
  • диагностика, отбор детей по показанию врача;
  • воспитание сознательного отношения к занятиям;
  • познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки»;
  • воспитание  уважительного отношения к культуре родной страны.
  • Основной период:
  • обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты;
  • познакомить с 10 городошными фигурами;
  • познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты.
  • Заключительный:
  • закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);
  • закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • Тестирование каждого ребенка.Для детей подготовительной группы:Подготовительный период:
  • тестирование каждого ребенка;
  • закрепить правила игры в «Городки»;
  • закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение;
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
  • Основной период:
  • познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные);  со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу);
  • познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму);
  • познакомить с понятием  «выбитый и не выбитый городок»;
  • познакомить с понятием «Потерянный бросок»;
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);
  • познакомить с  городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»);
  • Заключительный:
  • закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);
  • закреплять знание  городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение;
  • познакомить с самой сложной фигурой «письмо»;
  • Тестирование каждого ребенка.Обучения игре «Городки» в старшей группе.Цель: научить детей народной игре «Городки». Задачи:
  • развитие быстроты, ловкости;
  • совершенствовать равновесие, координацию движений;
  • развивать глазомер, укреплять мышцы спины и плечевого пояса;
  • воспитывать у детей положительное отношение к народным играм;
  • укреплять здоровье детей и вести здоровый образ жизни.
  • Перспективный план кружковой работы«Обучение игре городки»Задачи:
  • закреплять навыки правильной ходьбы;
  • закреплять умение бегать легко, естественно, ритмично, с хорошей осанкой;
  • Закреплять умение правильно выполнять упражнение принимать правильное исходное положение;
  • Учить выполнять движения в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения;
  • познакомить с русской народной игрой городки, историей возникновения, развивать умение различать и строить фигуры;
  • учить правильной стойке, действиям с битой, способами броска на дальность и в цель, показать важность правильность техники для достижения конечного результата;
  • Развивать силу, координацию, глазомер.
  • Занятие в старшей группеЗадачи:
  • познакомить детей с народной спортивной игрой – «Городки».
  • проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений;
  • воспитание сознательного отношения к занятиям.
  • Оборудование:4 биты, 10 рюх, мел, ориентиры.Предварительная работа:Рассказ педагога о старинной русской игре «Городки». Каждый народ богат играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Самыми популярными играми у русского народа являются «пятнашки», «горелки», городки, " Каша" и другие. Ход  занятия.Вводная часть:Ходьба в колонне, ходьба выпадами, бег в умеренном темпе, ходьба. (2 мин.)Основная часть:Общеразвивающие упражнения.1. Поднимание рук вперед.И. п.: о. с; руки вперед; и. п. (6 раз).2. Наклоны туловища вперед.И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно; наклон вперед, не сгибая ноги в коленях; и. п. (8 раз).3. Приседания.И. п.: о. с; присесть, спину держать ровно, руки на пояс; и. п. (6 раз).4. Повороты туловища в стороны.И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно, руки на пояс; поворот вправо (влево); и. п. (8 раз).5. Отведение рук назад.И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки вперед; отвести руки назад, свести лопатки; и. п. (8 раз).6. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой (10прыжков 2 раза).7. Бег в умеренном темпе (45с) с переходом на ходьбу (2 повтора).8. Дыхательное упражнение. Основные упражнения: Игра в городки: Разделить детей на 2 команды. Начинать игру с «кона». Если выбит один городок, передвинуть и выбивать фигуру дальше с «полукона». Выбив одну фигуру можно продолжить игру, выбивая другую фигуру (опять с «кона»).«Попади в стрелу»: Бросать биту в фигуру «стрелы». Разбитую фигуру построить, передать биту следующему игрокуПодвижная игра: «Будь внимателен». Построение в колонну по одному. Ходьба друг за другом по площадке с перешагиванием через биты, бег врассыпную; по сигналу (зрительной ориентир — красный флажок) взять биту. Бит меньше, чем детей.Заключительная часть:Игра малой подвижности: «Живые фигуры»Дети делятся на команды по 5 человек. Игровое задание: назвать и построить «живую» городошную фигуру по карте-схеме. 2 мин.Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.Литература:
  • Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 245-246.
  • Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова «Играйте на здоровье». Программы, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения. Москва «Издательский центр «Вентана-Граф» 2015г.
  • Материалы с просторов интернета.