Публикации
Авторская программа
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская программа
Автор: Копытова Ольга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская программа
Автор: Копытова Ольга Александровна
Авторская программаГородки.Обучение детей дошкольного возраста игре в городки.Составитель: Копытова О.А.,воспитатель, инструктор по физической культуре,высшей квалификационной категорииВведениеНародные игры для детей. Городки. Городки - старинная народная игра, она доступна и старшим дошкольникам. Для игры нужны палки-биты и городки. Для детей биты должны быть 50 - 70 см., городки – 12 - 20 см., сечение городка – 4 - 5 см. На земле чертят квадрат, стороны которого 1 - 1,5 м.,— это «город». На расстоянии 6 - 8 м. от города проводят линию (кон), с которой играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города.В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона (с расстояния 3 - 4 м.). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.По правилам игры соблюдается определенное количество и порядок фигур. В игре дошкольников это не имеет значения. О количестве фигур дети договариваются перед игрой (их может быть 3 - 4). Наиболее интересны такие фигуры: колодец, самолет, пушка, забор, рак, козел, бочка. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит. Детям 6 - 7 лет не рекомендуется играть подряд более 2 - 3 партий.Детям нужно показать способы бросков биты. При бросании биты играющие становятся за линию кона лицом к городу. При броске правой рукой левую ногу ставят впереди, правую - на шаг сзади, носком наружу. При замахе тяжесть тела переносится на правую ногу. Вместе с броском биты происходит выпад левой ногой вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу. При этом туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.При устройстве площадки, где дети будут играть в городки, следует учесть, что место для игры в городки должно быть в стороне от других игровых площадок. Для задержания бит и во избежание несчастных случаев позади площадки (на расстоянии 3 м. от нее) ставится забор или сетка высотой не менее 1 м. Актуальность:Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания — это формирование двигательных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом и здоровому образу жизни. Для игры нужны палки-биты и городки, из которых можно строить различные фигуры. На земле чертят квадрат, сторона которого равна длине биты. Суть игры состоит в том, нужно битой выбить из площадки (города) различные городошные фигуры. В начале игры биты бросают с кона (3-4м) в фигуры, дается несколько попыток (3-4). Наиболее интересны такие фигуры: колодец, самолет, звезда, пушка рак, бочка и т.д. Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.Задачи:повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков; развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива); формировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни. Элементарные знания:история возникновения игры; бита, городки, городошные фигуры; правила игры: город, кон, полукон; площадка для игры, основные части площадки; правила игры, безопасность. Нравственно-волевая подготовка:познакомить с правилами поведения и взаимодействия в игре; развивать умения действовать в команде, помогать друг другу; обсудить, что нужно делать, чтобы быть сильным, ловким; рассказать, как сосредоточиться перед броском, как и когда удобнее бросить биту; показать возможные варианты выполнения бросков. Техника броска биты состоит из следующих элементов: - хват или держание биты за ручку; - исходное положение - стойка; - замах - отведение биты; - разгон биты; - выброс или финальное усиление.Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:Для детей старшей группы:Подготовительный период:диагностика, отбор детей по показанию врача; воспитание сознательного отношения к занятиям; познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки»; воспитание уважительного отношения к культуре родной страны. Основной период:обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты; познакомить с 10 городошными фигурами; познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты. Заключительный:закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным); закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение. Тестирование каждого ребенка.Для детей подготовительной группы:Подготовительный период:тестирование каждого ребенка; закрепить правила игры в «Городки»; закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение; закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным). Основной период:познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные); со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу); познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму); познакомить с понятием «выбитый и не выбитый городок»; познакомить с понятием «Потерянный бросок»; закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным); познакомить с городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»); Заключительный:закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным); закреплять знание городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение; познакомить с самой сложной фигурой «письмо»; Тестирование каждого ребенка.Обучения игре «Городки» в старшей группе.Цель: научить детей народной игре «Городки». Задачи:развитие быстроты, ловкости; совершенствовать равновесие, координацию движений; развивать глазомер, укреплять мышцы спины и плечевого пояса; воспитывать у детей положительное отношение к народным играм; укреплять здоровье детей и вести здоровый образ жизни. Перспективный план кружковой работы«Обучение игре городки»Задачи:закреплять навыки правильной ходьбы; закреплять умение бегать легко, естественно, ритмично, с хорошей осанкой; Закреплять умение правильно выполнять упражнение принимать правильное исходное положение; Учить выполнять движения в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения; познакомить с русской народной игрой городки, историей возникновения, развивать умение различать и строить фигуры; учить правильной стойке, действиям с битой, способами броска на дальность и в цель, показать важность правильность техники для достижения конечного результата; Развивать силу, координацию, глазомер. Занятие в старшей группеЗадачи:познакомить детей с народной спортивной игрой – «Городки». проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений; воспитание сознательного отношения к занятиям. Оборудование:4 биты, 10 рюх, мел, ориентиры.Предварительная работа:Рассказ педагога о старинной русской игре «Городки». Каждый народ богат играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Самыми популярными играми у русского народа являются «пятнашки», «горелки», городки, " Каша" и другие. Ход занятия.Вводная часть:Ходьба в колонне, ходьба выпадами, бег в умеренном темпе, ходьба. (2 мин.)Основная часть:Общеразвивающие упражнения.1. Поднимание рук вперед.И. п.: о. с; руки вперед; и. п. (6 раз).2. Наклоны туловища вперед.И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно; наклон вперед, не сгибая ноги в коленях; и. п. (8 раз).3. Приседания.И. п.: о. с; присесть, спину держать ровно, руки на пояс; и. п. (6 раз).4. Повороты туловища в стороны.И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно, руки на пояс; поворот вправо (влево); и. п. (8 раз).5. Отведение рук назад.И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки вперед; отвести руки назад, свести лопатки; и. п. (8 раз).6. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой (10прыжков 2 раза).7. Бег в умеренном темпе (45с) с переходом на ходьбу (2 повтора).8. Дыхательное упражнение. Основные упражнения: Игра в городки: Разделить детей на 2 команды. Начинать игру с «кона». Если выбит один городок, передвинуть и выбивать фигуру дальше с «полукона». Выбив одну фигуру можно продолжить игру, выбивая другую фигуру (опять с «кона»).«Попади в стрелу»: Бросать биту в фигуру «стрелы». Разбитую фигуру построить, передать биту следующему игрокуПодвижная игра: «Будь внимателен». Построение в колонну по одному. Ходьба друг за другом по площадке с перешагиванием через биты, бег врассыпную; по сигналу (зрительной ориентир — красный флажок) взять биту. Бит меньше, чем детей.Заключительная часть:Игра малой подвижности: «Живые фигуры»Дети делятся на команды по 5 человек. Игровое задание: назвать и построить «живую» городошную фигуру по карте-схеме. 2 мин.Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.Литература:Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 245-246. Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова «Играйте на здоровье». Программы, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения. Москва «Издательский центр «Вентана-Граф» 2015г. Материалы с просторов интернета.