Публикации
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Емельянова Татьяна Игоревна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Емельянова Татьяна Игоревна
Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС Емельянова Т.И., учитель биологии МАОУ СОШ №1 «Школа Сколково-Тамбов»Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Традиционный урок и урок современного типа существенно отличаются друг от друга. Различаются, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе современного урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:1 этап Объявление темы урокаФормулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) УУД: Познавательные общеучебные, коммуникативныеСоздание проблемной ситуацииНа доске изображены животные, относящиеся к одному типу. Предположите, по каким признакам их объединили в одну группу. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что у данных животных конечности устроены одинаково. Учитель поясняет, что конечности данных животных состоят из подвижно соединенных члеников, данная характеристика и послужила названием данного типа «Членистоногие». Сформулируйте тему урока. «Тип Членистоногие. Общая характеристика»2 этап Сообщение целей и задачФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)УУД: Регулятивные целеполагания, коммуникативныеТип Членистоногие. Общая характеристика.Задание. Сформулируйте цели вашей учебной деятельности.Узнать …Научиться…Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока3 этап Практическая деятельность учащихсяУчащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) УУД:Познавательные, регулятивные, коммуникативныеУсвоение новых знаний и способов действий. Задача учителя организовать активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Для достижения данной задачи использую различные формы, методы, средства.Организуя работу с текстом учебника, предлагаю детям различные задания: преобразование текста в таблицу, составление схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно-следственных связей. Задание : Используя текст учебника, рисунки, и свои знания заполните таблицу: Общая характеристика членистоногихПроверка проделанной работы по заполнению таблицы. При осуществлении проверки училь обращает внимание детей на новые понятия (хитинизированная кутикула, простые и сложные глаза, развитие с метаморфозом). При объяснении используются интерактивные плакаты, видеофрагменты, анимации.Прием «Шпаргалка» – информация, формулировку, надо сформулировать в сжатом виде. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий. Очень нравится работа с текстом с маркировкой -обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:«+» - знал, «!» - узнал, «?» - хочу узнать. Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения. Формы работы: На этапе освоения новых знаний и способов действий спользую как индивидуальную, групповую, коллективную формы работы. Когда материал слишком объёмный делю класс на группы, каждая получает свое задание, затем работаем всем классом по полученному материалу4 этап Осуществление контроля и коррекция знанийУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля. (учитель консультирует)УУД: Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативныевыбери один верный ответ из предложенных -дополни предложения - отметь верные и неверные утверждения знаками «+» или «-» Членистоногие- самая многочисленная группа животных. Тело членистоногих покрыто многослойной мантией. Конечности членистоногих состоят из подвижно соединенных члеников. Кровеносная система замкнутая есть сердце. Наземные членистоногие дышат трахеями или легочными мешками. 5 этап Оценивание учащихсяУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)УУД: Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативныеОтметь верные и неверные утверждения знаками «+» или «-»Производится самооценивание или взаимооценивание. 7этап Итог урокаПроводится рефлексияУУД: Регулятивные саморегуляции, коммуникативныеРефлексия. (Вариант 1) сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Рефлексия. (Вариант 2) Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)… Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем… 8 этап Домашнее заданиеУчащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейУУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативныеответить на вопросы в конце параграфа, выполнить письменные задания в ТПО, решить биологические задачи, подготовить доклад или презентацию. Проблемы при апробации ФГОС.В части материально-технического обеспечения:в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности В части информационно-методического обеспечения:требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического; Введение ФГОС основного общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;В части оценочной деятельности и диагностики:отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.