Публикации патриотического воспитания «Победе - 72!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: патриотического воспитания «Победе - 72!»
Автор: Шаповалова Светлана Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Сказка» Проект «Детям о Великой Отечественной войне» Воспитатель МАДОУ «Сказка» Шаповалова С.В. Когалым 2017г. Проект «Детям о Великой Отечественной войне»Актуальность:Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизмаПроводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление  любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности.. В преддверии празднования 72-летия Великой Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал, что дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной войны. Не имеют представления о причинах возникновения праздника. Наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев- победителей в Великой Отечественной войне Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям о Великой Отечественной войне» Цель: Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании) и музыкальной деятельности полученные знания о Великой отечественной войнеЗадачи проекта:Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.Подвести к восприятию художественных произведений о войне; Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.Ожидаемый результат:Для детей:-приобретут умение осуществлять поисково- исследовательскую деятельность.- появится интерес и уважение к истории России.-приобретут знания о Великой Отечественной войне-у детей будет сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).Для родителей:-родители примут активное участие в расширении знаний детей о ВОв, познакомят детей с героическим прошлым своих дедов.-повысится уровень сотрудничества с семьейСрок реализации проекта: октябрь2016-май 2017года.Тип проекта: По продолжительности: долгосрочный По количеству участников: групповой По доминирующему методу: творческийЦелевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.Основные формы реализации проекта:Экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, физкультурный досуг, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.Обеспечение:Материально-техническое: слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, тематические альбомыУчебно-методическое:Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с. дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова М.: Просвещение, 1984. – 272 сПродуктПоздравительные открытки, военные самолеты, фронтовые треугольные письма.Выставка детских рисунковСлайды о Великой Отечественной войнеПрезентацияСтихи о ВОВРассказы о ВОВФотографии «Дети- герои ВОв», «Могила неизвестного солдата», «Города-герои»Дидактичекие игры «Назови пословицу», «Раньше и теперь»Беседа «Великая отечественная война», «О Победе», «Дети и война»Песни военных летРисунки детей «Мир глазами детей»НОД «Вечный огонь на красной площади», «Праздничный салют»Сценарий тематического занятия «День Победы Этапы проведения проектаПодготовительный этапВместе с воспитателем дети разрабатывают план работы.Организовать  домашние беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны);сбор и анализ литературы по данной теме беседа с детьми «Что я знаю о войне?» разработка содержания проектаОсновной этапЧтение рассказов: «Иришка-пулеметчица», «Таежный подарок» (А.Кузнецов), «Война и дети» (А.Гайдар), «Почему Армия родная» (А. Митяев), «Никто не знает, но помнят все» (Л.Кассиль). , «Отцовское поле» (В. Крупин, Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы» Чтение стихотворений: «Мать-Земля» (Я. Абидов), «Навек запомни» (М.Исаковский), «Советский воин» (Т.Трутнева), «Шинель» (Е.Благинина) Экскурсия к памятнику Защитникам Отечества, возложение цветов, минута молчания, чтение стихов. Встреча с ветеранами войны. Беседа ВОВ в изобразительном искусстве. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам ВОв: «Фашист пролетел» (А.Платонов), «Парад на Красной площади» (К.Юон), «Победа» (П.Кривоногов), «Возвращение домой» (Ю. Непринцев) Экскурсия в музей. Экскурсия в библиотеку. Слушание песен о войнеСвященная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки». Физкультурный досуг Беседа «О Победе», «Великая отечественная война», «Дети и война». рисование «Цветы героям», «Салют Победе» . изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла Заключительный этап.Изготовление плаката «Великая Отечественная война глазами современных детей (в сотрудничестве с родителями)Коллективная работа по лепке «Вечный огонь на Красной площади»Конкурс рисунков «Мир –глазами детей»Проведение праздника «Никто не забыт, ничто не забытоОформление тематической выставки в книжном уголкеИзготовление открыток к встрече с ветеранами Изготовление плаката «Мы за мир». Коллективная работа по лепке «Военная техника» Участие в митинге, посвященном Дню Победы. «Проект «Детям о Великой Отечественной войне» как система работы по приобретению знаний и ознакомлению дошкольников с историей России» Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, познакомить с героическим наследием России, научить дорожить и гордиться им. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями об истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования всенародных праздников. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сформировать у детей дошкольного возраста первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России, уважение к истории своего Отечества – одна из основных задач патриотического воспитания в детском саду.С целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны, развития у ребят нравственно- патриотических чувств мы разработала педагогический проект «Детям о Великой Отечественной войне». Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности.С детьми был проведен опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал, что дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной войне. Не имеют представления о причинах возникновения праздника. Это подтвердило правильность нашего выбора. Проект направлен на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, так же он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Тип проекта «Детям о Великой Отечественной войне» можно охарактеризовать как информационно практико- ориентированный, т. е. информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, при активном участии педагогов и родителей. Вид проекта: групповой, долгосрочныйСроки реализации: октябрь2016 г.- май 2017гУчастники: родители, воспитатели, дети, музыкальный работник. В основу всех мероприятий был положен принцип триединства – ребёнок, воспитатель, родитель.Цель проекта: -Развитие у детей нравственно – патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. -Вызвать интерес к военной истории нашей Родины. Задачи: - Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. -Развивать интерес к историческому прошлому России, -Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества.-Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворение, монологи, диалоги о войне. -Познакомить с произведениями художественной литературы, живописи и музыкой военных лет.-Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.-Воспитывать будущих защитников Отечества, стремление быть смелыми и отважнымиВ рамках проекта были разработаны: - Конспекты НОД по нравственно- патриотическому воспитанию детей на основе формирования представлений детей о Великой Отечественной войне.- Подобранны иллюстрации, фотографии для оформления альбомов «Наша армия родная», «Во имя мира на Земле», «Защитники Отечества» «Победители» - Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей.-Изученна литература (журналы, книги, Интернет);-Проанализированна предметно-развивающая среда;-Подобранны подвижные, речевые, дидактические и др. игры; атрибуты для игр; -Подобранны методическая литература, художественная литература для чтения, тематическое содержание книжного уголка, аудиозаписи Ожидаемый результат Развит интерес к историческому прошлому России. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.  Сформированы: толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.  Воспитаны нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширения общего кругозора.  Расширен словарный запас, развита речь через песни, стихотворения, монологи, диалоги детей.Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.Оформление выставки   детского творчества ко Дню Победы.Организация деятельности над проектом. Для реализации проекта был разработан план мероприятий.План разработан с учётом того, что взрослый (педагог, родитель) должен понимать: воспитание начал патриотизма и первых чувств, гражданственности – это вовлечение маленького гражданина в социальную жизнь, его непосредственная связь с теми ближайшими и доступными объектами, которые его окружают.Основные формы реализации проекта: беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей, конкурс чтецов, чтение художественной лит-ры.Работа в проекте делится на этапы: подготовительный. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.  На подготовительном этапе нам предстояло решить следующие задачи: - изучить отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;- скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды;- разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. К сожалению, некоторые родители считают, что дети еще маленькие, и рассказывать о войне лучше начинать со школьного возраста. Отвечая на вопросы о нравственном воспитании в семье, некоторые родители сетовали на то, что в городе нет постоянно действующего музея боевой славы, в который можно было бы сходить всей семьей.Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. В нашу работу мы попросили включиться родителей, предложив им написать о своих родных, которые жили в годы войны, воевали, отдавали жизнь в борьбе с фашизмом. Дети с гордостью приносили фотографии с рассказами о своих родственниках, другие дети очень увлеченно слушали. Это же были родственники их друзей, а не просто незнакомые люди. Дети узнали о своих героических родственниках и поделились этими знаниями со всеми детьми. Родители охотно откликнулись на воплощение проекта, на нашу просьбу помочь собрать материал к проекту о Великой Отечественной войне. Они подбирали фотографии о войне, иллюстрации памятников и памятных мест в городах России, посвященных войне. С помощью родителей в группе появились книги «Детям о войне», в которые вошли произведения А. Твардовского, С. Алексеева, А. Митяева, С. Михалкова, Л. Кассиля, С. Бороздина и многих других писателей и поэтов. Оформлены экспозиции репродукций картин советских художников М. Самсонова, С. Герасимова и др. по темам «Военные будни», «Мы помним героев», «Все для фронта, все для победы», «Праздник победы» ОСНОВНОЙ ЭТАП Цель основного этапа - формирование у детей интереса к истории России;- усвоение мысли о том, что спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и заботой ветеранов, защищавших Родину.Задачи:- познакомить с образом воина – победителя с помощью произведений искусства;- объяснить, для чего воздвигают памятники, обелиски, монументы;- воспитывать патриотические чувства, эмоционально – положительное отношение к воинам – защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;- учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.Реализация поставленных задач основывалась на системе методических приёмов и проходила в следующих видах деятельности:
  • чтение художественной литературы о ВОВ, заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • слушание песен военные лет и песен о войне; прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
  • изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
  • Знакомство с историей страны в годы ВОВ опирается на наглядный материал:
  • рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны»;
  • изображение военных сражений, в изоеятельности
  • Работа по обогащению игрового опыта ребёнка прослеживается в игровойдеятельности. В работе мы использовали дидактические игры: «Назови рода войск», «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?» «Кто шагает на параде?»; «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника».коммуникативные игры «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»; Такие качества, как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются на физкультурных занятиях, в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. На занятиях по физкультуре и во время прогулок используем подвижные игры «Защита границы», «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый смелый», «Самый меткий», «Шагаем на параде», «Полоса препятствий».сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Госпиталь», «Парад», «Военные». Мальчики в группе охотно играют в названные сюжетно-ролевые игры. В играх воспитываем дружеские взаимоотношения у детей. Главная цель – сформировать в детях миролюбие, правильное отношение к войне, мнение о недопустимости войны. В беседах, чтении художественной литературы, просмотре слайдов, иллюстраций, фотографий военных лет мы знакомили детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, акцентируя их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла.В рамках проекта были проведены тематические беседы «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Дети войны», «О Великой Отечественной войне», «Песни фронтовые». Необходимо отметить, что теоретические занятия представляли собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл “Дни ВОв”, позволяющий обогащать детей знаниями и переживаниями нашей истории. Дети не всё умеет выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. Свои впечатления дети отразили в рисунках «Цветы героям», «Салют Победе»На занятии по ручному труду дети делали из бумаги моряков, военные самолеты, фронтовые треугольные письма. Мы провели мини-экскурсию в картинную галерею «По местам боевой славы» которая расположилась в нашей группе, и во время которой дети узнали о мемориальных комплексах, расположенных в разных уголках страны и за ее пределами. Все это помогает детям еще раз пережить прошедшие события, вспомнить, поделиться друг с другом своими чувствами и впечатлениями, заодно дети тренируются в чтении, рассказывании, развивают речь. Мы поручали родителям подготовить вместе с ребенком рассказ по одной из картин и затем выступить в роли экскурсовода. Для знакомства с пионерами –героями мы пригласили ребят подготовительной группы, которые рассказали о детях –героях ВОв.Также в рамках проекта мы посетили музейно выставочный комплекс и провели экскурсию в городскую библиотеку, где дети расширили знания по теме ВОв. Рассказ экскурсоводов, рассматривание экспонатов музея, вызвало большой интерес, много эмоций. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.1.Музыкальное тематическое занятие «День Победы». Как известно самый неизгладимый след в пытливых душах дошколят, их памяти, оставляет живое общение с ветеранами Великой отечественной войны. Такие встречи побуждают мальчишек и девчонок с трепетом относиться к боевым наградам ветеранов, затаив дыхание слушать рассказы ветеранов о боевых событиях далёкой войны. Выступление гостей слушалось на «одном дыхании», и детьми, и их родителями. Каждое слово находило отклик в душе детей. На встрече прозвучали стихи, песни о войне. Мальчики, будущие защитники Родины, показали свою выправку, строевой шаг, готовность защищать страну от врагов. Выступление детей доставили большую радость гостям. Они долго благодарили детей за праздник, устроенный для них. Ветераны отметили, что мы, в д/с, растим детей настоящими патриотами. Дети преподнесли цветы ветеранам, подарили сувениры, сделанные своими руками. Общение с воинами ВОВ надолго остаётся в памяти ребят и является наиболее действенным в воспитании патриотических чувств наших детей. 2.Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей на сайте детского сада.3. Цикл мероприятий в рамках проекта завершился 9 Мая, в день 72-летия Победы. Конечно же дети вместе с родителями приняли участие в праздничном митинге, в шествии «Незабытого полка», в возложении цветов к Вечному огню.Заключение Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят. В ходе проекта детям прививали такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. О войне нельзя рассказать за один раз, и мы будем периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду, значительно повысился. В группе планируется продолжать работу по данному направлению. Планируется работа по продолжению пополнения в книжном уголке художественной литературы о войне, где каждый родитель сможет взять интересующую его книгу и прочитать ее дома вместе с ребенком. Планируется издание мини сборника детского творчества и видеофильма «Что я знаю о Великой Победе».Несмотря на то, что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться с определенными трудностями, мы уверены, что такую работу не только можно, но и нужно проводить в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».