Публикации Формирование самостоятельной мыслительной деятельности и самоконтроля у дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование самостоятельной мыслительной деятельности и самоконтроля у дошкольников
Автор: Уколова Оксана Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Представление опыта работы в рамках развивающего модульного курса «Хочу все знать!» - презентация проекта «Уральская мозаика» Развивающий модульный курс «Хочу все знать» ‬ что это… Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому курс составлен, учитывая позицию узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью. Курс предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей. Цель курса - знакомство с миром в целостном его представлении (целостной картиной мира) в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Задачи: Активизировать познавательные процессы через игровые задания и упражнения. Развивать творческие способности детей; обогащать речь, духовный мир ребенка.  Прививать навыки здорового и безопасного образа жизни.  Воспитывать навыки общения, формировать правила поведения в коллективе. Отличительной особенностью курса является тот факт, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка. Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями. Нами выделены следующие модули: «МИР ВОКРУГ НАС»: - я и природа; - моя страна; - время и единицы его измерения; - семья; - мир предметов; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: -ручной труд; -изобразительное искусство; -развивающие игры. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - правила дорожного движения; - один дома; - личная безопасность на улице; - я и мое здоровье; -мои права; РЕФЛЕКСИЯ: - диагностирование детей; - анкетирование родителей; - работа с родителями; - проведение совместных мероприятий. Проект «Уральская мозаика» На примере проекта, хотелось показать практическую значимость данного курса в рамках реализации регионального компонента «Наш дом ‬ Южный Урал». Проектная деятельность осуществлялась через все образовательные области и в ней участвовали все возрастные группы детского сада. Проект «Уральская мозаика» Цели и задачи:  Познакомить детей со свойствами разных камней.  Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей. Узнать о многообразном использовании камней человеком.  Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.  Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).  Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.  Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края. Ранний возраст группа «Капельки» модуль «ОБЖ» - Я и мое здоровье ОО Познание Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств камня. ОО Физическое развитие Снижение психоэмоционального напряжения, развитие координации движений посредством п/и «Гора и камешки», «Разрушение горы», упражнение на снятие мышечного напряжения «Поиграем в прятки», массаж «Камень на ладошке», физминутки, динамические паузы «Камешки, солнышко, заборчик» и т.д. Младший возраст группа «Солнышко» модуль «Мир вокруг нас» ‬ Я и природа; Мир предметов ОО Познание Формировать элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства; развивать умение сравнивать и анализировать, исследовательские навыки. ОО Речевое развитие Обогащение словарного запаса, разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала». Результат Средний возраст группа «Непоседы» модуль «Мир вокруг нас» ‬ Я и природа; Моя страна; Мир предметов модуль «ИЗО» ‬ ручной труд, изобразительное искусство ОО Познание Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком. Познакомить с понятиями «коллекция», «коллекционер» показать разнообразие камней по форме, цвету, величине, фактуре. ОО Художественно-эстетическое развитие Расширить представления о народных промыслах мастеров Урала. Создание художественных образов на основе природных форм Результат Взаимодействие с семьей Старший возраст группа «Почемучки» модуль «ОБЖ» - Я и мое здоровье, модуль «Мир вокруг нас» ‬ Я и природа; Моя страна; Мир предметов модуль «ИЗО» ‬ ручной труд, изобразительное искусство ОО Познание Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. ОО Художественно- эстетическое развитие Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности, оформление совместно с родителями выставки «Строим дом из камней» Результат Сотрудничество с семьей Промежуточный результат курса Нами разработан и реализован промежуточный этап курса в виде макета «Недра земли Уральской» Природная потребность ребенка в исследовании устройства мира, его поисковая активность наиболее эффективно реализуются в дошкольном возрасте. Поисковая активность, направленная на изучение свойств объекта, явления, или поиска способов решения проблемы, является мотивом исследовательского поведения ребенка. Это и побудило нас создать макет, на котором прослеживается историческое наследие, настоящее и будущее нашего края. Цель: обогащение представлений о истории и культуре Южного Урала, развитие интереса к природным богатствам родного края. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с методами добычи и обработки полезных ископаемых; Развивающие: - развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность; - стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач; Воспитательные: - воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё; - укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками. Планируемые результаты: ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю; ребенок обладает начальными знаниями о богатствах недр Урала (камнях ‬ самоцветах); ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;  ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;  ребенок способен делать выбор; ребенок способен анализировать свою деятельность. Спасибо за внимание!