Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Кусова Мария Павловна
Урок-проект технологии по теме: «Кардмейкинг - своими руками». Целевая аудитория: 4-5 класс, внеурочная деятельность. Учитель технологии: Кусова Мария Павловна МБОУ «Тюшевская СОШ» п.Тюш Октябрьский район Тип урока: Урок-проект, с постановкой и решением учебной задачи Время урока: 90 минут. В основе урока лежит системно-деятельностный подход с практико-ориентированной направленностью. Деятельностный результат: умение читать, понимать текст, переносить информацию в практическую деятельность. Задача учителя: сформировать потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Создание познавательной атмосферы: разные виды учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся; продуманна обратная связь: с уроками изобразительной деятельности, английского языка Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля, мультимедийное оборудование, сетевые ресурсы, презентация, обучающий фрагмент видео «В мастерской дизайнера», оценочные листы, текстовые задания, словари, лист ватмана, доска, натуральные объекты – инструменты и материалы для ручных работ, КОЗ Кроссворд Фоновая музыка Пословицы Применяемые методы ориентированы на развитие способов учебной деятельности, ключевых и предметных компетентностей, УУД: Активные и интерактивные создающие мотивационную среду: - объяснительно-иллюстрированые, - частично-поисковые, - Самоорганизация, Образовательные технологии, в том числе информационные, проектные Организация деятельности обучающихся направленна на развитие УУД , - Обеспечивает занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями, обеспечивает выбор уровня сложности выполняемых учебных заданий Взаимодействие учителя с обучающимися. - учебное сотрудничество- командная, групповая работа, атмосфера комфорта - конструктивный диалог, вовлечение в деятельность - эмоциональную составляющую: похвала, поощрение Контроль к результатам : - контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности - поведенческие проявления, наблюдаемые действия - продуманная система само и взаимоконтроля обучающихся: модельный ответ, аналитическая шкала (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся - Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: Результаты Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения Предметные Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности 3 уровень — практический Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический Познавательные Умение анализировать и делать выводы. Работать с текстом, находить информацию и извлекать главное из информации Умение определять логическую последовательность в работе над объектом труда 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический Коммуникативные Умение вступать в речевое общение, участвовать в конструктивном диалоге. Отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности. Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме. Распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический Личностные Формирование познавательного интереса и умения 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с проявлять активность в освоении новых знаний Формирование потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска Умение провести самоанализ, организовать взаимоанализ. опорой на известный алгоритм 3 уровень — практический Задачи урока:1. Постановка учебной задачи и выход на цель урока. 2. Организация проектной деятельности по КОЗ. 3. Развитие умения слушать, осознавать информацию, выстраивать логические цепи. 4. Развитие умения соотносить цель и результат. 5.Формирование духовно-нравственных качеств по отношению к самому дорогому и любимому человеку – маме. Технологическая карта урока № Этап урока Цель этапа Название используемых ОР Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные, 1 Мотивирование к учебной деятельности (самоопределения) Мобилизация учащихся к активному принятию цели урока, активному действию Результат: эскиз на ватмане Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества Актуализация Приветствуют, отвечают, показывают готовность к уроку. Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, способность к рассуждениям, умение анализировать, делать правильные выводы начинать и заканчивать Планирование учебного сотрудничества c учителем и группой, распределение ролей при групповой работе Умение работать Карточки -задания к тексту Большой лист формата, маркеры субъектного опыта учащихся: приближается праздник самого дорогого и любимого для каждого из нас человека… -Ребята, как вы думаете, кто главный герой данного праздника? (мама) -Зачем был создан праздник маме? -Когда его организовали в России? 1.Внимательно прочитайте текст «День матери в современной России» 2.Ответьте на вопрос: как дети проявляют свои чувства к маме? 3.Предложите от группы сюрприз для мамы, изготовленный в рамках урока, 4.Выполните Отвечают на вопросы учителя Приложение 1 1.Работа с информацией в группах - путешествие в страну истории. 2.Смысловое чтение. 3.Анализ и трансформация информации в символическую форму 3.Рисуют преобразование информации учебные действия в нужный момент в группе маркером эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект. маркером на листе большого формата: проект-открытка, идея - тема урока 2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Создание условий для возникновения интереса к открытию новых знаний, включения в учебную деятельность Результат: вывод темы урока и цели Доска, эскиз открытки ПрезентацияСлайд 2. Оценочный лист на входе урока -Что и зачем мы сегодня будем изготавливать на уроке? -Достаточно ли у вас знаний по теме проекта? Оценим, наши знания на соответствие замыслу урока. 1.Спикер аргументирует ответ у доски. 2.Анализируют свои знания, выходят на цель проекта и недостающие знания по теме. 3.Работают в парах. Приложение 2 Оценивание «Лестница успеха» Включают действия поиска и отбора необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений, доказательств Целеполагание, планировнаие самостоятельно определять последовательность выполнения действий Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 3 Выявление места и причины затруднения Точечное выявление проблем при открытии новых знаний Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking – это - Карточка -задание Словари Диаграмма «Солнечный круг». - Что такое открытка по способу изготовления? Наблюдает за действиями, помогает 1.Работают со словарем в парах с термином «открытка» 2.Переводят словосочетание cardmaking 3.Заполняют Построение логической цепи рассуждений Устанавливать последовательное действие по выполнению задания Умение слушать и слышать, правильно отвечать на вопросы Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурн Презентация Слайд 3,4 Презентация Слайд 5 Обучающий фрагмент «В мастерской дизайнера» Констуктивный диалог: -Какие открытки вам больше нравятся: полиграфические или кардмейкинг? -Кто из вас изготавливал открытки? - Все ли получалось? Если нет, какие были затруднения? -Достаточно ли у вас знаний, умений для выполнения проекта? Знакомство с профессией -дизайнер диаграмму: материалы, инструменты для проекта. 4.Выбирают стиль открытки. Взаимооценка Участвуют в диалоге Приложение4 Работа по карточкам: 1.Исследуют 2.Ответы на вопросы по обучающему фрагменту ости. 4 Построение проекта выхода из затруднения Задача: Проектирование путей выхода из затруднительной ситуации Результат: Анализ макета, сравнение с эталоном - правилами создания открытки. Презентация Слайд 7-12 Создает ситуацию успеха, знакомит с правилами составления открытки 1.Анализируют макет 2.Сравнивают с эталоном по правилам. 3.Работают над ошибками проекта. 4.Проектируют пути выхода из затруднительной ситуации. Построение логической цепи рассуждений Устанавливать последовательное действие по выполнению задания Умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения 5 Реализация построенного проекта. Результат: Формирование идеи открытки Презентация Слайд 13 Кроссворд в пословицах и поговорках о маме. Игрушка Мягкое сердечко -Как вы можете выразить вою мысль в открытке? -Подумайте, какие ласковые, добрые слова вы можете написать в своей открытке, формирование идеи, надписи «Признание в любви» Динамическая пауза - передают сердечко. 1.Разгадывают кроссворд. 2.Передают сердечко, продолжают предложение. «Мама, ты самая: …… » «Мама, я хочу тебе пожелать: …… », передают сердечко друг другу Умение мыслить Управлять эмоциями Формирование отношения к самому родному человеку 6 Первичное закрепление с проговариванием во Результат: Анализ макета проекта, Оценочный лист Критерии оценивания -Как будете оценивать свою деятельность на уроке, по каким Приложение 5 1.Участвуют в диалоге, 2.работают с Умение, исследования,моделирования изучаемого Контроль, коррекция Осознание того, что Сотрудничество, уважение, управление поведением внешней речи сравнение с критериями, исправление ошибок. проекта критериям? Выявляет затруднения по критериям у детей оценочным листом -сравнивают свой проект с критериями, 3.исправляют ошибки содержания усвоено и что подлежит усвоению партнера, контроль, коррекция 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организация самостоятельной работы по проверке изученного материала КОЗ Пословица «Какие труды, такие и плоды» Фоновая музыка Презентация Слайд 17 Динамическая пауза Уточняют результат проектной деятельности по КОЗ, -Что необходимо соблюдать на уроке при работе с инструментом и материалами? Настрой на качество работы - Как вы понимаете смысл этой пословицы? 1.Изучают КОЗ Работа в парах. 2.Проговаривают правила техники безопасности, взаимоконтроль. 3.Выполняют зарядку для глаз. 4. Делают вывод…если делать всё со старанием, аккуратно, внимательно, то и изделие получится красивое, аккуратное… Логические действия и операции, способы решения задач Планирование деятельности по достижению результата урока Контроль, коррекция Формирование отношений к работе 8 Включение в систему знаний и повторение. Определение типичных ошибок и затруднений, КОЗ с критериями -Как вы представили идею открытки? -Что было 1.Учащиеся предъявляют результаты своей Обучение способам контроля и самооценки Планирование как способность самостоятельн определение путей устранения пробелов в знаниях трудного при ее выполнении? Анализ допущенных ошибок. деятельности, 2.сравнивают, 3.оценивают, 4.формулируют затруднения и 5.выявляют типичные ошибки. о определять последовательность выполнения действий 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Организация самооценки знаний собственной учебной деятельности. Подведение итогов работы Рефлексивный лист «Лестница успеха» Выставка открыток Сертификат Организация рефлексии. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий 1.Оценивают по рефлексивному листу 2.Делают вывод по уроку. 3.Оценивают проекты по жетонам Включают действия исследования Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его Умение слушать, слышать, вступать в диалог с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли Разработка дидактических средств Компетентностно-ориентировано задание для учителя. Задание предусмотрено для применения на этапе закрепления (повторения) материала. Класс 5 Предмет Технология Раздел Рукоделие Тема Открытка Название задания Изготовление открытки своими руками Дидактическая цель Изготовление открытки своими руками Формирование умения планировать последовательность изготовления открытки с учетом выбора композиции, цветовой гармонии, многослойности, многофактурности, идеи открытки Форма учебной деятельности Индивидуальная. Парная Блок УУД Познавательные, регулятивные, коммуникативные Аспект УУД умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задачи (Р); умение извлекать информацию из нужных источников, строить логическое суждение и делать выводы (П); умение выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументировать и отстаивать свое время, использование критериев для обоснования своего суждения (К). Уровень сложности III Инструмент проверки Параметры шкалы Содержание параметров Баллы 0 – 2 Содержание и полнота выполнения Самостоятельно спланированы пути достижения цели Правильная композиция Цветовая гармония Многослойность Многофактурность Организация выступления Представление идеи открытки в стихах Итого 11-12 баллов «отлично», 8-10 баллов «хорошо», 5-7 баллов «удовлетворительно», <5 баллов «не удовлетворительно». Разработка дидактических средств Приложение 1. Работа с информацией Карточка-задание к тексту. 1) Внимательно прочитайте текст «День матери в современной России» 2) Ответьте на вопрос: как дети проявляют свои чувства к маме? 3) Предложите от группы сюрприз для мамы, изготовленный в рамках урока. 4) Выполните маркером эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект. Спикер будет докладывать результаты от имени группы. Результат: эскиз на ватмане – тема урока, проект. Приложение 2 Целеполагание на входе урока: «Лестница успеха» Карточка - задание Оцените свои способности, возможности, знания по теме на начало урока, учитывая личный опыт из уроков изобразительного искусства –цветовая гамма, композиция (по 10 балльной шкале) на ___баллов. ?Критерии оценки: (1 – 3 балла – первая ступенька лестницы; 4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька) Поставьте цель, что вам недостаточно для успешности? 1.Это я уже знаю. 2.Это я ещё не совсем знаю, надо узнать, повторить. 3.Это я уже знаю, но надо ещё разобраться и узнать…. Приложение 3 Карточка-задание. Работа в парах со словарем. Взаимоопрос. Что такое открытка по способу изготовления? 1) Ознакомитесь с термином «открытка» в полиграфическом словаре, стр…. 2) Ознакомитесь с термином «открытка» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, стр…. 3) Переведите словосочетание «cardmaking», используя сетевой ресурс или словарики 4) Прочитайте абзац «Материалы для cardmakingа», выберите необходимые для вашего проекта, с учетом имеющихся у вас, и впишите их в диаграмму «солнечный круг». 5) Подумайте, в каком стиле будет реализован ваш проект? Почему? Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking - это Открытка 1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная открытка с извещением о чём-н. 2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток. Коллекция открыток. Открытка. Листовое издание установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон, на материале повышенной жесткости (плотная бумага, тонкий картон, пластик). Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток своими руками. Приложение 3 Материалы и инструменты для проекта: «Изготовление открытки своими руками». Приложение 4 Карточка-задание. Предоставьте, вы в мастерской дизайнера, ваша задача: 1) Быть внимательными при мастер-классе. 2) Запомнить алгоритм построения открытки для своего проекта. 3) Сравните свои знания, умения по проекту с мастером? 4) Обратить внимание на композицию, цветовую гамму, многослойность и многофактурность открытки. Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурности. Понятие: Многофактурность ( по Ефремовой): 1. Особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала. 2. Оригинальность художественной техники в произведениях искусства. Дизайнер - должностные обязанности: разработка дизайна поздравительных открыток; коллажирование открыток; подготовка макетов открыток; осуществление технической и художественной ретуши. Приложение 5 КИМ.Оценочный лист. Критерии оценки: «Изготовление открытки своими руками» Приложение 6 Компетентностно -ориентированное задание Бланк задания для учащегося Параметры шкалы Содержание параметров Баллы 0 – 2 Содержание и полнота выполнения Самостоятельно спланированы пути достижения цели Правильная композиция Цветовая гармония Многослойность Многофактурность Организация выступления Представление идеи открытки в стихах. Итого 11-12 баллов «отлично», 8-10 баллов «хорошо», 5-7 баллов «удовлетворительно», <5 баллов «не удовлетворительно». Класс 5 Раздел, тема Рукоделие /Кардмейкинг Название задания Изготовление праздничной открытки Стимул Приближается праздник День матери. Чтобы порадовать свою маму не обязательно покупать дорогой подарок, его можно выполнить своими руками, с душой и любовью. Используя свой опыт, выполни открытку своими руками. Задачная формулировка 1. Выполните правильно композицию 2. Составьте гармонию цветовой гаммы 3.Отразите многослойность. 3. Рассчитайте многофактурность материала открытки. 4. Представьте идею своей работы в стихах В процессе представления результатов работы подумай: смогла бы ты провести мастер-класс по изготовлению открытки. Аргументируй свой ответ. Источник информации Интернет-ресурсы 1.Пять шагов создания открытки 2. Цветовой круг Инструмент проверки Самооценка по накоплению критерий Приложение 7 Рефлексивный лист на выходе урока: «Лестница успеха» Я узнал _________________________________ Имею представление о ____________________________________ Научился _______________________________________________ Остались вопросы ____________________________________ ?Критерии оценки:1 – 3 балла – первая ступенька лестницы; 4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька. Ответьте на вопрос. Смогу ли я провести мастер-класс по изготовлению открытки? В Р У Ч А Е Т С Я ________________________ за ____ место в номинации проекта «Изготовление открытки своими руками» Учитель технологии: М.П.Кусова