Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Павленко Марина Ивановна

Тема: “Добру откроются сердцаЦель:Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. Воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.Задачи:
  • - формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  • - развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • - формировать умение совместно работать в группе;
  • - способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  • Методы проведения
  • - поисковые
  • - дискуссионные
  • - игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)
  • Оборудование: запись песни В.Шаинского "Улыбка", карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки со словами.Ход работы:1.Орг. момент.Воспитатель - ребята! Сегодня у нас необычный воспитательский час. Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем воспитательском часе, прослушав объяснения основных понятий.2. Вступительное слово.Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.Щедрость - это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям. (Рассказывают подготовленные учащиеся.)В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах. Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. И тема нашего воспитательского часа: " Добру откроются сердца"А начнем мы его с удивительных строкДавайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звёздной красоте,Земля добра, она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небомДавайте воевать за доброту!А.ЧепуровВот вы послушали стихотворение. Как вы думаете, чему учит оно? Да, доброте.Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы командам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?Зачитываются ответы детейА сейчас я прочитаю стихотворение, а вы разделите качества людей на две группы:"Жизнь наша, как сама природа, непроста:С жестокостью соседствует и доброта,Сраженье мудрость с глупостью идёт.А справедливости стрелаС пороком счёты так и не свела,За трудолюбием, как тень,Из века в век плетётся лень"Назовите их.- Прочитайте положительные качества человека, запомним их, и будем следовать им.- Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.Читает ребенок:Ходите дорогами ясными,Летайте высокими трассами.Орбитой любви привета.Пусть мчится вся наша планета.Стремитесь открыть хоть однаждыЗвезду человечности в каждом.- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают хором ):
  • Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
  • Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
  • Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
  • - О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор."В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".Л.Толстой"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".Жан Жак Руссо"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе".Вильям Шекспир"Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других"Л.ТолстойВидите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.2 этап. Работа с материалом1) Остров пословиц.Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц. - Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте вслух каждую и объясните смысл:
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  • Доброе слово и железные ворота открывает.
  • Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добрые дела красят человека.
  • Доброе слово лучше богатства.
  • 2) Город вежливостиДа, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости. Разминка- Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого….(спасибо)- Зазеленеет старый пень,Когда услышит.. (добрый день)- Мальчик, вежливый и развитыйГоворит, встречаясь…. (здравствуйте)Когда нас бранят за шалости,Говорим … (извините, пожалуйста)И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят …(до свидания) Свитки желаний.- А теперь я предлагаю вам всем поучаствовать в одной игре. Вам каждому нужно будет записать свои пожелания и добрые дела, которые бы вы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей. В давние времена люди использовали вот такие рукописные свитки. В них вы и запишите свои пожелания и добрые дела. А мы сохраним эти свитки и в дальнейшем узнаем, как ваши желания исполнились.(Дети записывают на 3 свитках свои пожелания или добрые дела, которые бы они хотели совершить. После выполненной работы зачитать самые интересные записи детей.)3) Мыс КультурыОбсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"Права ли была девочка?(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)Ситуация 3.В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка?(Надо было сказать общее "Здравствуйте")4) Сказочная долинаДа, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.
  • 1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
  • 2. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена . (Герда)
  • 3. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
  • 4. Добрая земля.
  • Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.
  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • скромный
  • общительный
  • ласковый
  • веселый
  • счастливый
  • наглый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый
  • Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи.3 этап. Рефлексия.Посмотрите что у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.Помните:
  • Добрые слова - корни
  • Добрые мысли - цветы
  • Добрые дела - плоды
  • Добрые сердца - сады.
  • Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.4. Итог занятия.- Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека?- В сердце!- Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердцаЧитает воспитатель:Когда по склонам вечной суетыБежать от неудач устанешь люто.Направь шагиТропою ДОБРОТЫИ радость помоги найти кому-то.И. Романов.- Учёные отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний "ломается", впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чём утешение. Добрый же, когда его постигнет несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всём прекрасном и светлом, в любимых родных и близких, друзьях, а также в любимом труде.Чёрствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей.Доброе же сердце - магнит.