Публикации Дети - это наше будущее!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дети - это наше будущее!
Автор: Чайка Людмила Николаевна

Детство и здоровье детей – будущее России.Аннотация. Актуальность выбранной автором темы определяется, прежде всего, тем, что проблема детства (включая здоровье ребенка) является значимой не только в рамках отдельно взятой семьи или личностно значимого общественного пространства, но также как в масштабах государства, так и всей планеты Земля. Один из ключевых тезисов статьи заключается в утверждении, что здоровье подрастающего поколения является важнейшим стратегическим ресурсом страны, так как здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации в будущем.Безусловно, одним из главных показателей культурного, социального и экономического развития любой страны является отношение общества и государства к детству и здоровью детей. А проблемы детского здоровья заставляют серьезно задуматься и общество, и государство. Проблемы здоровья человечества не являются чисто медицинскими. Рассматривают сегодня проблемы здоровья в различных научных центрах (философы и педагоги, психологи и социологи). Автор И. С. Ларионова в докторской диссертации «Здоровье как социальная ценность» исследует «сущность здоровья и тенденции в динамике его ценностных характеристик, анализ причин, приведших к "обесцениванию здоровья"» в современном обществе [6, с. 18]. к.ф.н. А.Л. Ковалевская рассматривает тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью человека социально-философский анализ». И. М. Усманов исследует «Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе: социально-философский анализ». О проблемах здоровья пишут и российские биоэтики: доктор философских наук В.Н. Засухина рассматривает проблемы ценностного обоснования жизни и здоровья человека в условиях современной российской действительности. А Ю.М. Хрусталев написал: «Человеческое здоровье может быть столь значимой ценностью, чтобы определять смысл жизни людей, диктовать им определенные цели, намерения и действия, как отдельных людей, так и социальных институтов вплоть до общества в целом» [22, с. 146]. В настоящее время проблема здоровья/нездоровья детей волнует широкие круги как российской, так и мировой общественности. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни или немощи, включая способность вести социально и экономически продуктивную жизнь». [6, с. 1] Такое определении записано в предисловии к Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). А в Большой Советской Энциклопедии формулировка здоровья такая: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов». [2, с. 108] Но не только в наши дни вопросы о здоровье будоражат умы мировой общественности. Еще с древних времен к вопросам, касающимся здоровья, привлечено внимание мыслителей. А сформулировать понятие «здоровье» с древности пытались не только лекари, но и философы. Один из древнейших философов – Пифагор, писал о здоровье с позиции врача. Учитывая концепцию вселенского равновесия, он рассматривал человека, как часть природы (всеобщий закон единства человека с природой). В своей книге «Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования» Д.И. Фельдштейн пишет о сущности «детства как особого социального феномена», о тех проблемах, с которыми ребенок встречается и борется, к которым адаптируется в современном мире. Д.И.Фельдштейн описывает ситуацию, где «подробно анализируются глубинные психологические и социально-психологические изменения, происходящие с современными детьми». Он подводит к выводу, что современные дети растут и формируются в особенно сложной жизненной ситуации по поводу определения своего места в обществе, относительно эпохи и непосредственной причастности к процессу человеческой истории. [21]. Человечество очень долго шло к пониманию того, что ребенок является самостоятельным субъектом права и также как и взрослый, он имеет право на защиту. Пребывая в социуме ребенок не собственность своих родителей или тех, в чьих руках оказались его жизнь и судьба – это было осознано обществом только после демократических преобразований, последовавших за европейскими революциями XIX в. Тогда это было связано со стремлением освободить детей от рабства, избавить общество от таких уродливых явлений, как торговля детьми, эксплуатация детского труда, родительский произвол и др. Учитывая рабское положение детей последовательно создавались рекомендательные документы международного уровня, декларирующие права ребенка.В связи с ухудшением положения детей с 1979 по 1989 гг. ООН разрабатывает Конвенцию о правах ребенка, с более конкретной и детальной формулировкой прав ребенка по сравнению с предыдущими документами. Новый вариант Конвенции был принят ООН в ноябре ., а в январе . она была подписана 61 страной мира. В июле этого же года Конвенция была ратифицирована в Советском Союзе. Россия, будучи правопреемницей СССР сохраняет обязательства по Конвенции, имеющей статус документа высокого международного уровня, и представляющий собой соглашение, обязательной силы для государств, присоединившихся (то есть подписавших, ратифицировавших) к нему.В Конвенции о правах ребенка несколько пунктов указывают на необходимость защиты детского здоровья. В соответствии с Конвенцией, ребёнок обладает правом на тот уровень жизни, который обеспечит ему возможность расти здоровым, а государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые для этого условия жизни (статья 27). В Конвенции также указывается на необходимость защиты семьей, обществом и государством ребенка от тех факторов, которые могут нанести вред его здоровью: дискриминация, разлука с родителями, отсутствие заботы, жестокое обращение, плохие условия жизни или отсутствие доступа к социальным благам, вредная и непосильная работа, сексуальное насилие и др. [3].Статистическими данными Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) за несколько предыдущих лет о состоянии здоровья российских детей подтверждается, что в настоящее время система образования не является зоной благоприятных условий для сохранения и укрепления детского здоровья. Лишь 20-30% детей перед поступлением в школу можно отнести к 1 и 2 группам здоровья, а 70-80% первоклассников уже в начале обучения имеют функциональные отклонения. К окончанию школы только10-20% школьников можно назвать относительно здоровыми, а соответственно 80-90% – это дети с функциональными отклонениями. Многие из неуспевающих или слабоуспевающих не могут усвоить объемный материал школьной программы из-за какого-то заболевания. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии, потому что имеют разного рода проблемы со здоровьем. Шестьдесят пять процентов имеют различные нарушения психики. Почему же сложилась такая ситуация и от чего зависит сегодня здоровье ребенка?Рассмотрим наиболее важные факторы, оказывающие непосредственное и опосредованное влияние на здоровье/нездоровье детей и подростков. Во-первых, период взросления детей и подростков совпадает со школьным возрастом, который сопровождается достаточно сильными нагрузками на организм, связанными с серьезными физиологическими изменениями. Эти нагрузки, помноженные на физические и психоэмоциональные нагрузки в школе, имеют крайне негативные последствия для здоровья ребенка. Во-вторых, образ жизни, характерный для большинства современных людей и копируемый в детском и подростковом возрасте, оставляет мало шансов для здорового развития и взросления: с одной стороны гиподинамия, ведущая к понижению физической активности, с другой – повышение интеллектуальных и психических нагрузок, связанных с ускорением ритма жизни и расширения информационного пространства. Не используя возможности, данные от природы, человек пытается заменить личное участие в процессе оздоровления своего собственного организма на достижения современной науки. [22, с. 382].В-третьих, несовершенство самой системы образования, в рамках которой создаются такие условия, которые никак нельзя назвать здоровьесберегающими:– применение методик дошкольной и школьной подготовки не соответствующих возрасту; – применение методик и технологий обучения, идущих в разрез с современными требованиям здоровьеобеспечения, несоответствие их положениям и требованиям системы психологического и педагогического сопровождения; – формирование и организация процесса обучения без учета современных здоровьесберегающих технологий; – использование педагогических воздействий, которые имеют стрессовую направленность; – спорные и конфликтные ситуации, не только между сверстниками но и с педагогами и т. д. Исследование доказывает, что организованное таким образом школьное пространство становится агрессивной средой для ребенка, хотя должно формироваться как здоровьесберегающее. Государственная система образования сегодня, к сожалению, не решает в достаточной мере и полном объеме свои обязанности согласно Типовым Положениям Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, где в пункте 7 прописано, что каждое «общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря . №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». [12]. То есть, здоровьесбережение детей - это социальный заказ государства системе образования. Кроме санитарно-эпидемиологического стандарта в 2013 году разработан "Профессиональный стандарт учителя", который основной задачей ставит не только обучение воспитанников знаниям и умениям, но включает в первоочередную задачу функцию воспитания и социализации обучающихся. Следует отметить, что не все образовательные учреждения руководствуются в полном объеме на упомянутый выше стандарт, так как его реализация с 01.01.2015 года отодвинута на 01.01.2017 год.То обстоятельство, что существующая система образования, включая дошкольную и дополнительную, не решает в полном объеме проблемы здоровьесбережения детей, крайне негативно отражается на общей ситуации с детским здоровьем в стране.какого ребенка мы можем назвать здоровым? Здоровый ребенок или подросток – веселый, гармонично развитый, адаптированный к окружающей его среде. Это ребенок, который умеет не только реализовывать свои способности, но и относительно безболезненно приспосабливаться к изменениям образовательной среды. Он умеет разумно трудиться на благо окружающего его сообщества, охотно выполняет определенные обязанности соответственно имеющимся способностям.Факторы, влияющие на детское здоровье, можно разделить на естественные (экология, пища, вода и т.д.) и социальные (качественное медицинское обслуживание, просвещение в вопросах гигиены и профилактики болезней, воспитание соответствующего образа мысли и жизни, предполагающего высокую степень нравственной и социальной ответственности к своему и чужому здоровью). Факторы, влияющие на детское здоровье, можно разделить также на субъективные и те, которые не зависят от ребенка (требуют ответственного отношения со стороны родителей и воспитателей, системы образования и государства). [24]Отметим, что пагубное влияние неразумно организованного процесса обучения на здоровье ребенка – это проблема не только сегодняшнего дня. В . Д. ИПисарев в статье «Школа и жизнь» опубликовал результаты своего глубокого и всестороннего изучения детского здоровья школьного возраста. Сделанный им вывод оказался жутким: «Давно уже… замечен тот факт, что школа имеет на детей особенное влияние, резче высказывающееся в физическом отношении. Влияние это выражается в том, что прежняя свежесть, бодрость и цветущее здоровье детей сменяются вялостью, истомленностью и болезненностью... Поэтому не совсем неправы те, которые говорят о вырождении человеческого рода под гибельным влиянием школы» [10, с. 316].В настоящее время глубокому переосмыслению подвергается существующая система ценностей. Для каждого народа национальная религия составляет неотъемлемую часть исторического и культурного наследия. Особое значение приобретает проблема исторической преемственности, сохранения и развития отечественной культуры. Фундаментом, на котором строилась система воспитания, не исчерпывается лишь сферой духовной жизни. Но передавались и реализовывались духовно-нравственные ценности посредством уклада жизни людей, передачей этих ценностей из поколения в поколение.[23] Несмотря на неутешительные статистические данные, приведенные выше, есть обстоятельства, которые дают некоторую надежду на улучшение ситуации. Решением Правительства РФ, принятыми законами и актами обеспечены меры по охране здоровья детей и здоровья женщин, осуществляется адресная помощь семьям, имеющим малолетних детей.В докладе «О положении детей в Российской Федерации» уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова говорится об улучшении условий жизни детей в стране в 2013 и в 2014 гг. и о результатах, к которым это привело. П. Астахов указывал на то, что произошло существенное сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения – с 106,7 тыс. в 2009, до 61,6 тыс. в 2014 г. [1] А именно в этой категории прослеживается самый низкий процент относительно здоровых детей.Достаточно очевидным выглядит тезис о том, что фундамент здоровья закладывается в детстве. Здоровье как запас прочности, полученный человеком с младенческих лет, является для него бесценным багажом, его достоянием. Это естественное и необходимое состояние организма, являющееся абсолютной и жизненно значимой ценностью, причем не только индивидуальной, но также социальной. Существует взаимная зависимость детского здоровья от здоровья общества, в котором растет ребенок. Если в здоровом обществе ребенок вырастает физически, психически и духовно здоровым, то здоровый член общества обеспечит достаточно высокий уровень общественного здоровья в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, духовной). Здоровье - это не только главная ценность человека, не просто личное дело каждого, это общественная и государственная проблема. Как относится общество и государство к детскому здоровью и проблеме здоровьесбережения детей - это один из главных показателей развития страны. Возможно лишь комплексное решение проблемы с объединением усилий государства и общества, семьи и школы, медиков, юристов, социальных работников и педагогов. Основой воспитания можно рассматривать формирование нравственной ответственности за свои решения, действия и поступки. [23] Необходимость формирования в обществе ценностного отношения к жизни и здоровью детей не только со стороны взрослых, окружающих ребенка, но и со стороны государства определяется сложной социально-экономической ситуацией в стране, которая усугубляется духовно-нравственным кризисом, что в сумме ведет к появлению угрозы безопасности государства. Проблема эффективной реализации государственных мер, направленных на защиту детского здоровья, на предупреждение ситуаций, способных лишить ребенка жизни или причинить вред его здоровью, по-прежнему остается актуальной как для нашей страны, так и для всего мира. Ребенок и его здоровье является не только мерилом нравственного потенциала в социуме, но и критерием, которым измеряется благополучие того или иного общества в целом. Список литературы
  • Астахов П. Доклад «О положении детей в Российской Федерации» // (дата обращения: 12.01.2016).
  • Большая Советская Энциклопедия в 30 т. Т. IX, М.: Советская энциклопедия, 19691978. 380 с.
  • Конвенция о правах ребенка. Электронный ресурс. Режим доступа: (дата обращения: 23.11.2014).
  • Засухина В.Н. Биоэтика как аксиология жизни в современной России. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012. 144с.
  • Ковалевская А. Ф. Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ: дис. канд. филос. наук: Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007. 170 с.
  • Ларионова И.С. Здоровье как социальная ценность. Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: Моск. гос. соц. ун-т Москва. 2004. 38 c.
  • Мечников И.И. Наука и нравственность // Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Главная редакция литературы на иностранных языках. Изд-во «Наука», . С. 253–277.
  • Министерство здравоохранения. Изд.: Медицина, ВОЗ, Женева, 1968. 56 с.
  • Мишель Монтень. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Том I.// Перевод А.С. Бобовича и др. М.: Голос, 1992. 384 с.
  • Писарев Д.И. Школа и жизнь // Учитель. 1865, № 9. 750с.
  • Платон. Платон. Государство // Платон. Диалоги. М., 2009. С. 471–609. 752с.
  • На просторах России. Электронный ресурс. Режим доступа: № 645 - 646. 1 - 14 июня 2015.
  • Берегите женщин! Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Электронный ресурс. Режим доступа: № 499 - 500. 20 февраля - 4 марта 2012.
  • Римашевская Н.М. Российский генофонд: качество будущих поколений // Народонаселение. М.: ИСЭПН РАН, 2000. № 4. С. 97–101.
  • Справочник практического врача / Под ред. А.И. Воробьева. М.: Медицина, 1981. 656 с.
  • Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля . «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: (дата обращения: 01.02.2015).
  • Указ Президента РФ от 14 сентября . N 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» (дата обращения: 01.02.2015)
  • Усманов И.М. Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе: социально-философский анализ: дис. канд. филос. наук: Уфа, 2008. - 155 с.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  • Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб. : СПбГУП, 2011. — 36 с.
  • Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. Рост н/Дону: Феникс, 2010. 446 с.
  • Чайка Л.Н. Здоровье школьников как одна из проблем современной системы российского образования. Образование и наука в современных условиях: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. с. 161-166. 356 с.
  • Чайка Л.Н. Социальные и естественные факторы здоровья школьников // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Сборник статей 5-й международной научной конференции, Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2014. С. 102–108.