Публикации «Методика воспитательной работы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методика воспитательной работы»
Автор: Сидюк Любовь Афанасьевна

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Учитель географии МБОУ СОШ №7 гинеральные ВодыСидюк Любовь Афанасьевна. В национальной доктрине образования определены стратегические цели образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, с преодолением социально-экономического и духовного кризиса, обеспечением высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Национальная доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.Гражданское воспитание осуществляется через нравственное, патриотическое и правовое воспитание и должно ставить перед собой следующие цели и задачи: - Главной целью современного образовательного учреждения должно стать гражданское воспитание или формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Задачи многогранны. На первом этапе необходимо: - Создать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества; - Изучить нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие, и деятельность общественных институтов; - Познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом; - Воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства; - Расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; - Развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; - Познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей. Проведение и реализация данных целей и задач позволит , в ближайшем будущем, получить положительные результаты: - Реализация гражданско-патриотического воспитания позволит подчинить единой цели коллектив учебного заведения, что даст возможность функционировать ему в едином ритме; - Повысить социально-гражданскую активность учащихся и уровень профессиональной подготовки педагогов; - Способствовать демократизации учебной жизни. - Формирование у учащихся основ планирования своей деятельности. - Умение учащимися оценивать свои поступки, в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в учебном коллективе. - Учащиеся научатся давать оценку своего участия в проекте. - Приобретается опыт публичных выступлений. - Повысится практический интерес к праву и к правовым институтам; - Сформируется опыт гражданского поведения, толерантности, позитивного разрешения конфликтов; - Снизится количество преступлений среди подростков в социуме; - Активизируется участие детей в решении проблем на уровне города, республики; станут приоритетными ориентирами для формирования личности умения отстаивать свои права. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России. Раскрывая цели исторического образования, отдельные авторы, отрицая воспитание патриотизма как одну из его целей, ссылаются на Запад - там де давно отошли от этого. Во-первых, не употребить в сформулированных целях изучения истории слово патриотизм - не значит не воспитывать его на практике обучения. Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько мы бы ни говорили, что надо жить только по общечеловеческим критериям. В-третьих, в России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз, в самые опасные годы испытаний, спасавшего наше Отечество? Гражданское и особенно патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого. Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. Патриотическое воспитание должно осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных иллюстрациях для подражания. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Гастелло и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее, шли на смерть. Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, но покорить нельзя». Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества. . Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает подросткам, юношам и девушкам «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить». Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.  В законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Идеи национальной доктрины были максимально развиты в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). ФГОС определяет «портрет выпускника» на каждой ступени образования и первыми качествами среди других указаны следующие: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа. На первое место поставлены личностные результаты: направленность личности, ее гражданская позиция, на второе - метапредметные . В ФГОС отмечено, что результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды. Образовательная среда школьного учреждения по формированию гражданской позиции включает в себя следующие компоненты: 1. Культурно-воспитательную среду российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества, символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие. 2. Создание среды (источника активности и проявления детской инициативы), в которой ребенок мог бы самостоятельно, активно действовать, по степенно превращаясь из объекта педагогического воздействия в субъекта деятель ности. Воспитание должно осуществляться через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе и быть направлено на формирование активной жизненной позиции. 3. Создание среды, определяющей взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса, семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Среда, воссоздающая ценности российской гражданской идентичности, российской государственности предполагает создание: материальной среды, воссоздающей символы российской государственности и символы территориально-регионального и местного сообщества; системы уроков, направленных на углубление знаний, полученных учащимися на уроках, и на формирование гражданского поведения. Освоение предметного материала по гражданско-патриотическому направлению в урочной деятельности осуществляется на базовом и вариативном уровнях .Следует отметить, что эффективность воспитательного воздействия будет зависеть не только от того, каким образом педагоги могут реализовать единство и преемственность между урочной и внеурочной деятельностью, но и от того, является ли данная деятельность источником активности и проявления детской инициативы . . Развитие гражданской идентичности и гражданской зрелости происходит от класса к классу. Сопровождение гражданско-патриотического воспитания согласно ФГОС долж но обязательно включать мониторинг представлений и психологических качеств. В идеале у выпускника школы должна быть сформирована российская гражданская идентичность и положено начало формированию гражданской ответственности, гражданской позиции и гражданской зрелости, окончательно эти качества формируются в более взрослом возрасте. Гражданственность – интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет. Воспитание гражданственности тесно связано с реализацией ценностного компонента: «родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «человек как гражданин», «гордость», «справедливость», «любовь к Отечеству, к гражданскому сообществу», «привязанность к малой родине», законопослушание», «преданность». Положительное отношение к Родине, Отечеству, к человеку как гражданину Любовь к Родине, Отечеству, уважение к истории Отечества, к своей и иной культуре, к другим народам, уважение прав других людей, толерантность . Деятельностный (поведенческий) компонент (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность; участие в социально значимой деятельности) . Желание и готовность участвовать в общественно- политической жизни страны, соблюдение общественного порядка, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам. Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт: патриотизм; ориентация на гуманистическую идеологию; политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность; готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению; культура межнационального общения и другие. Гражданственность (социально-психологический аспект) – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость . Гражданская позиция – это система, состоящая из трех структурных элементов: эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувство верности и преданности Родине, дому, семье, чувство долга, чести, достоинства, осознание гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения; интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности (гражданское сознание): от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость; деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности, направленности на здоровый образ жизни, культуру досуга, законопослушное поведение, сопротивление злу, жестокости. Гражданские качества – это качества личности, характеризующие еѐ способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность. По мнению Князева А. М., гражданская зрелость человека – это: личностная ответственность за благополучие, последовательное развитие, надежную безопасность государства и гражданского общества; гражданский долг личности перед государством и обществом.. Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с гражданской идентичностью.Гражданская идентичность согласно ФГОС отражает воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Именно сейчас необходимо изучить уровень развития патриотизма и национальных базовых ценностей и скорректировать воспитательную работу по их формированию в соответствии с новыми стандартами. Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания патриотических чувств значимы во все времена, ведь состояние государства в определяющей степени зависит от уровня сознания каждого члена общества, его стремления участвовать в становлении своей родины. Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Формирование жизненных ценностей, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что за кардинальными изменениями в жизни общества должны последовать существенные изменения в ценностных ориентациях современных подростков. Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм и гражданственность как базовые национальные ценности выделяются особо. Под патриотизмом в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине. А под гражданственностью – служение Отечеству. Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодѐжи заявил о том, что мы должны строить своѐ будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм. При этом Президент подчеркнул, что в его понятии патриотизм – это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и еѐ будущее.Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданско - патриотического воспитания школьников . Рассмотрим внедрение ФГОС в 5 и 6 классах, который формирует фундамент всего последующего изучения предмета.Средства обучения - это составная часть метода обучения.Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.Конечно, главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Но так же средства обучения выполняют и формирующую функцию, которая заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, эмоцинальную сферу учащихся, их волю и чувства, в том числе и чувство патриотизмаПо характеру воздействия на обучающихся средства обучения делят на:  
  • аудиальные:  речь учителя, музыкальный проигрыватель;
  • визуальные: предметы, макеты, карты, слайды, презентации;
  • аудиовизуальные кинофильмы, презентации с видео-фрагментами.
  • Аудиальные:  Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.  (Главный инструмент общения, передача знаний.)Очень много значит от того, как говорит учитель, от его выразительности, убедительности, эмоциональности, поэтому я очень часто прибегаю к художественным произведениям-описаниям. Например, при изучении природных зон (Степь - прекрасные строки Гоголя Н.В. из произведения "Тарас Бульба, вряд ли скажет кто-то чувственнее, чем это удалось автору!) Даже у самого слабого ученика, которому трудно запомнить географическую характеристику степи как природного комплекса, останется на душе это ощущение прекрасного, которым не только надо восхищаться, но и опять же беречь! ..." При изучении темы "Реки".)Использую песни, песня может помочь в изучении предмета, и в то же время заставить любоваться и гордиться своей страной ( песни Л. Зыкиной "Издалека долго течет река Волга Кусочек раздольной, протяжной русской песни можно соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России.Визуальные:позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.  Ни один урок географии не обходится без карты. Тренируясь в определении географических координат, мы работаем и с политической картой мира, определяя координаты Москвы - столицы нашей Родины, и конечно, никогда не упускаю момента обратить внимание на размеры нашей страны на этой карте, дети как правило, уже знают, что живут в самой большой стране, гордятся, но это часто похоже на чувство превосходства, поэтому я акцентирую на том, что Родина, даже большая, требует защиты, чтобы став большими, сегодняшние дети были настоящими защитниками своего Отечества.Презентация - незаменимое средство современного урока, как говорится "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Можно долго описывать картины альпийских лугов, в разное время года, одновременное величие окружающих горных вершин покрытых многовековыми ледниковыми шапками и нежность, девственность крохотных цветущих трав, но еще больше впечатлений на ребенка произведет фото этого природного комплекса.Но не только фото реальных пейзажей, но и репродукции картин великих русских художников несут воспитательную ценность. Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" окрашивает текст параграфа о первопроходцах нашей страны совсем в другие краски, ведь учебник говорит только кто и когда сделал свой вклад в открытии и расширении земель нашей родины, и только данная репродукция без слов скажет ,что это был подвиг, на который способен только сильный духом человек, каких всегда хватало в России, но главное , чтобы такие люди не исчезали, хотя в современном мире трудно порой найти место подвигу.Картина И. Репина "Бурлаки на Волге" опять же будет уместна при изучении рек. Это уже не только география, но и история нашей страны, которую делали простые люди. Наши дети-по отдельности - как отдельный бурлак в связке - не способен на многое, но когда они будут движимы одной общей важной идеей, смогут невозможное, и тоже будут создавать будущую историю нашей страны.Когда мы знакомимся с образцами горных пород, учащиеся выполняют работу по их описанию, я обязательно указываю на те, которые есть и в нашей местности, чтобы дети, рассматривая горную породу, знали, что держат в руках кусочек родной землиАудиовизуальные - это фрагменты научных передач или небольшое путешествие в отдаленные уголки мира и страны, где, может быть мы никогда и не побываем, позволяют окунуться в неизведанное и еще раз убедиться в разнообразии природы и людей нашей необъятной родиныТаким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.Я не вижу никаких проблем при использовании различных средств урока географии, направленных на воспитание чувства патриотизма, за исключением того, что выбрать из всего разнообразия своих идей.Но существует проблема оценивания результата патриотического воспитания, это не таблица умножения, которую можно спросить наизусть и сразу выявить ошибки. Сразу на ум приходят строки Тютчева:Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать —В Россию можно только верить.Так и патриотизм - не измерить, но хочется верить, что все-таки большинство граждан нашей страны- настоящие патриоты.Результаты нашей работы в этом направлении будут видны позже, когда наши маленькие ученики вырастут и на деле покажут, готовы ли пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества, будут ли стремиться защищать интересы родины и своего народа, будут ли беззаветно любить свою Родину, страну, народ, будут ли привязаны к месту своего рождения, к месту жительства. И если хоть небольшая доля вышеперечисленного будет в наших учениках, значит наши усилия не напрасны!Литература :1. Вырщикова А.Н. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. – Волгоград, 2008. 2. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL:.. jimdo.com/гражданская-идентичность/(18.10.2013). 3. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.4. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000. 5. Курцева З.И., Данилов Д.Д. Программа воспитания и социализации обучающихся. 8. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.07.2013 № 09-979 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе». 7. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2009.8.Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413