Публикации Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»
Автор: Исаева Ольга Петровна

«Формирование экологической культуры старших дошкольников через изобразительную деятельность»Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает экологизацию всех видов детской деятельности. Правительство Мордовии возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионе республики системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается.Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – моя главная задача на сегодняшний день.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание  прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.Исходя из этого были поставлены следующие задачи:Обучающие:1. Учить детей воспринимать мир с позиций красоты и добра.2. Формировать умения сравнивать и передавать свои впечатления о природе, и отражать в изобразительной деятельности.3. Обогащение словарного запаса о знаниях живой и неживой природы.4. Обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний) и созданию самостоятельных изобразительных работ.Развивающие:1. Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке.2. Развивать познавательную активность, творческое мышление.Воспитательные:1. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.2. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.Теоретическая база опыта.Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В совей работе я использовала следующие программы, методические пособия и статьи:
  • Кондратьева  Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников:
  • Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду.
  • Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников.
  • Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина.
  • Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника.
  • Копцева Т.А. "Природа и художник".
  • Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»
  • Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира,  формирование  художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию  заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах. Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.В своем  опыте  я предлагаю пути решения следующей проблемы:- формирование эстетического отношения к природе, современного  экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности  через  умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить  свои впечатления на лист бумаги.Работу осуществляю по 2-м направлениям:1-е развитие основ художественного  восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями  которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.Вся работа направлена на развитие  способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.Еще В.А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…..»В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуются закатом и удивляются отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь.Часть занятий, когда позволяет погода, я провожу на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.Когда нет возможности выйти на улицу, демонстрирую детям слайд-фильмы, состоящие из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Зрительный ряд стараюсь подбирать таким образом, чтобы он направлял внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п. В видеотеке нашей группы имеются такие слайд-фильмы, как «Деревья Мордовского края в разное время года», «Растительный и животный мир Мордовии», «Флора и фауна Республики Мордовия», а также фотографии различных климатических зон. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.Во время практической работы свожу к минимуму заимствование детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых изображение не статично, а динамично, поощряю композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь помочь найти в каждой что-то значительное. Развивая в детях оценочные суждения, использую вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлый рисунок?», «Какой рисунок самый нарядный (красивый, динамичный, красочный, озорной, грустный и т.п.)?», «Как вы думаете, почему мне понравилась эта работа?», «О чём интересном рассказал нам этот рисунок?», «Какое настроение у этого пейзажа?», «Чем тебе нравится эта работа?», «Что бы ты сделал иначе?», «Как бы вы назвали эту картину?» и т.д.В процессе практической деятельности детей иногда приходиться наблюдать несоответствие задуманного и реально получившегося образа, поскольку рассеянное внимание, присущее дошкольникам, не способствует устойчивости замысла. При анализе работ указываю на эти несоответствия и хвалю тех, кто успешно справился с заданием.Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, и я, как режиссёр, поначалу распределяла обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобрели опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появились те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеются плакаты, фотостенды, папки с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.На базе детского сада являюсь руководителем кружка дополнительного образования «Волшебная кисточка», программа которого нацелена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, эмоционально откликаться на ближайшее природное окружение. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можно говорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматривания художественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительности детских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.       Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.  Анализ результативности.Результатами работы является:- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;- желание наблюдать и создавать в природе;- умение находить различные способы для художественного изображения;- умение передавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;- создание выставок работ на определенную тему, создание альбомов: «Жалобная книга природы», «Нарисуй и сочини», «Времена года», книжек – малышек с придуманными детьми сказками о природных явлениях;- проведение эколого-творческих праздников.Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.Владение нетрадиционной техникой изображение доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.ПриложениеЗанятие со старшими дошкольниками «Путешествие в подводный мир»Задачи:Образовательные:- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их  жизни;-  представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;- научить применять ранее освоенные нетрадиционные способы рисования при изображении объекта по замыслу;- учить конструировать изображение  композиции;- учить располагать предметы и элементы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности.Развивающие:- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;- развивать самостоятельность, активность, творчество детей.Воспитательные:- вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;- формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;- учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах;- формировать бережное отношение к природным богатствам.Оборудование и материалы:Презентация «Подводный мир», импровизированное «озеро», ширма, рамки для будущих работ детей, разноцветные специальные нити, магнитофон, диск «Волшебные звуки природы», разрезные картинки морских, конверты, маска, трубка, ласты, надувной круг.Предварительная работа:Беседы, рассматривание иллюстраций с изображением морских животных, беседы о морских обитателях, чтение художественной и познавательной детской литературы, художественно-продуктивная деятельность: рисование «Аквариум и его обитатели», аппликация «Аквариумные рыбки», дидактические игры «Среда обитания», «Кто где живет», подвижные игры: «Караси и щука», «Рыбаки и рыбки».Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас непростое занятие! Во-первых, на нашем занятии присутствуют гости. Поприветствуем наших гостей! А вы знаете, почему к нам пришли гости? Они узнали, что мы отправляемся в увлекательное путешествие. И им очень захотелось отправиться вместе с нами. А вот куда мы отправимся вам нужно угадать.Подходят к зеленому «островку» на полу.Воспитатель: Посмотрите-ка, что это здесь лежит? (маска, трубка, ласты, надувной круг). Ребята, для чего это все? Где это используют?Воспитатель: Ребята, кто-то кричит, слышите? Какие звуки вы еще слышите? (крик чаек, шум волн)Воспитатель: Итак, вы догадываетесь куда мы с вами сегодня отправимся? (в путешествие по воде, к морю, на морскую прогулку)Воспитатель: Правильно, мы отправимся в путешествие по морским глубинам, чтобы полюбоваться красотой подводного мира, вспомнить знакомых нам его обитателей и познакомиться с новыми (подвожу детей к интерактивной доске).Просмотр презентации.Воспитатель: Ну вот ребята, мы и опустились на морское дно. Стоит опуститься под воду, и мы оказываемся в сказочном морском царстве. В пути мы встречаем причудливых обитателей. В самых разных уголках планеты обитает множество непонятных созданий. Но одно из них просто потрясает воображение. Вы узнали, кто это? (это акула-молот)Как вы думаете почему она так называется? (потому, что ее голова похожа на молот). Акула-молот самая крупная акула в мире. Она является одной из самых древних рыб на нашей планете.Ребята, отгадайте мою загадку.Есть в воде один работник, на все руки мастер-плотник.Хоть в воде его пила - не ржавеет никогда.Кто это? (это рыба-пила)Ребята, как вы думаете, почему эту рыбу назвали «рыба-пила»? (потому, что ее нос похож на пилу, ножовку)Верно, такой нарост с зазубринами действительно напоминает пилу и нужен рыбе, чтобы добывать пищу и защищаться от врагов.Посмотрите, вон плывет стайка маленьких рыбок. Такая рыбка носит веселое название, клоун-амфиприон, из-за своей яркой окраски. Хотя клоун совсем крошка, поймать его нелегко - он прячется среди ядовитых щупалец актинии, похожей на хризантему. Почувствовав опасность, клоун мгновенно ныряет в щупальца актинии.Ребята, как называются эти красивые, причудливой формы растения? (это кораллы) Да, верно. Они похожи на волшебные сказочные деревья. Какого они бывают цвета? (фиолетового, красного, розового, голубого). Кораллы очень красивые и хрупкие. Их надо беречь, ведь они являются пищей для многих рыб.Посмотрите, какая красивая рыбка-это рыба-бабочка. Почему ее так назвали, как вы думаете?(она очень нарядная, похожа на бабочку). Возле хвоста у рыбы-бабочки, есть темное пятно. Это пятно помогает ей обманывать хищников - попробуй разбери, где настоящий глаз, а где ложный. Эта рыбка живет в коралловых рифах. Кораллы для нее и стол, и дом, среди кораллов она живет и питается, отщипывая маленькие кусочки.А вот эту необычную рыбку называют морской конек. Как вы думаете, почему?(он похож на коня - шахматную фигуру). Правильно. А еще они способны менять свою окраску под цвет окружающей действительности. В период нереста, морские коньки поют-издают звуки, что-то вроде щелканья. А это что за обитатель морского дна? Как он называется?(медуза). Правильно- это медуза. Тело медузы прозрачно. Поэтому она практически незаметна в воде.Ребята, а каких еще обитателей моря вы знаете? (краб, осьминог, черепаха, дельфины, рыба-еж, акула, морская звезда)Ребята, в море также живут растения-водоросли, они все разные по форме и по размеру. Некоторые из их полезны - их употребляют в пищу. Называются они ламинарии, или морская капуста.Дети поворачиваются к центру зала, где на полу лежит «озеро», обращаю внимание на то, что в нем лежит.Воспитатель: Дети, а что же у нас тут? Похоже на водный объект, а в нем морская почта, смотрите, конверты. Возьмите каждый по конвертику, и давайте посмотрим, что там внутри. Ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделенные на части. Нужно составить из этих кусочков целые фотографии, и тогда мы сможем узнать чьи они.Дети садятся (ложатся) на «озеро», собирают пазлы, обсуждают, у кого, чья фотография получилась.Воспитатель: Спасибо, ребята, теперь подводные жители с легкостью найдут свои фотографии. Что-то мы ребята, засиделись. Давайте немножко разомнемся.Физинутка.Воны плещут в океане, (поочередно махи правой и левой руками)Что там чудится в тумане?(поднести ладонь ко лбу, вглядываясь)Это мачты кораблей (прямые руки вверх)Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать влево, вправо)Мы по берегу гуляем, (шаг на месте)Мореходов поджидаем.Ищем ракушки в песке (наклон, достать до пола)И сжимаем в кулаке (кулачки поднять)Чтоб побольше их набрать, надо чаще приседать!(приседания)Основная частьВоспитатель: Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными жителями и сделать их фоторисунок. А что нам для этого нужно сделать? (нырнуть под воду)ети, а посмотрите-ка, что тут у нас в корзине?(маски для подводного плавания). А зачем они нужны, напомните?(чтобы видеть под водой). Вот они-то нам сейчас и пригодятся. Давайте наденем их и нырнем! Перед нырянием глубоко вдыхаем и немного задерживаем дыхание.Дети надевают маски и «ныряют» в импровизированные ворота морского царства.Воспитатель: Я приглашаю вас присесть на подготовленные места и снять маски. Ребята, мы сейчас нырнули в подводный мир. Давайте закроем глаза и представим морское дно и подводных жителей. Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глаза и давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда нарисуете - тогда и попробуем отгадать. А рисовать мы сегодня будем в технике шерстяная акварель. Мы уже знакомы с этой техникой. Как ее еще можно назвать, каким способом наносим рисунок?(выкладывание) Подводный мир-это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нем все таинственно переливается разными цветами. Поэтому для сегодняшней шерстяной акварели, для каждого из вас, я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нем уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Выбирайте размер вашего будущего фоторисунка (дети выбирают формат заготовки)Сделаем пальчиковую гимнастику.Две огромные медузы, прилепились пузом к пузу.Выгнем щупальца сильнее, вот как гнуться мы умеем.А теперь представьте еще раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не набрать в рот воды и не распугать рыбок.Ребята, наши фоторисунки готовы. Давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.А теперь одевайте маски и выныривайте.Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Морское царство? А что вам понравилось?Вы такие молодцы, рассказали про принадлежности для плавания, угадали обитателей по картинкам и сделали их фоторисунки. Я их покажу сейчас нашим гостям, а вы идите подкрепиться, вас ждет второй завтрак.Фотоприложение к занятию