Публикации Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»
Автор: Азоркина Ольга Федоровна

Азоркина Ольга Федоровна,старший воспитатель,структурного подразделения «Детский сад №10 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию. Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Толерантность является фактором социализации личности. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного происхождения, разных физических и материальных возможностей. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.Наш детский сад работает на принципах гуманистической педагогики. Абсолютное принятие ребенка, признание ценности его личности, уважение его особенностей, признание права быть самим собой и самореализоваться в соответствии с его склонностями и способностями.В своей работе мы выделяем следующие направления толерантности:- Гендерная толерантность;- Расовая и национальная толерантность;- Толерантность по отношению к инвалидам.Когда в детский сад поступает ребенок с «особенными» потребностями, он попадает в атмосферу принятия, как и всякий другой ребенок. Самое главное правило: любой ребенок, в том числе и «особый», – равноправный член всех игр, общих праздников, развлечений, шалостей. Это и является залогом успешной социализации детей с проблемами в развитии.Мы активно включаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, обучаем основам толерантности, так как основными источниками формирования толерантности являются семья и образовательная среда.Семья – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.Образовательная среда имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой.Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:- создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (поздравления с праздниками, днем рождения); - организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, подготовка к проектам); - выполнение творческих семейных заданий (конкурсы, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей);
  • младшем дошкольном возрасте мы формируем у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
  • В старшем дошкольном возрасте организуется система работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции. В формировании толерантности у дошкольников опираемся на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуем большой спектр мероприятий разных видов деятельности дошкольников: В результате, выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.